Цели:
- Обучающие:
- формирование ИКТ-грамотности:
- формирование умений адаптировать информацию к конкретным условиям (систематическое положение животных и растений – систематическое положение современного человека);
- формирование умений оценивать и интегрировать информацию (анализ и сравнение систематического положения животных и растений, современного человека);
- формирование умений и навыков выполнять построение иерархической модели на графах в программе «Построитель деревьев»;
- формирование знаний и умений в области биологии:
- формирование знаний о классификации живого мира, таксонах (царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, отдел и др.);
- формирование умений определять, к какому таксону относится живой организм;
- формирование умений систематизировать, строить схемы современной классификации.
- Развивающие:
- формирование навыков деятельности, составляющих ИКТ-компетентность:
- управление – планирование деятельности на уроке при индивидуальной и групповой работе, развитие коммуникативных навыков;
- интеграция – определение связей между различными группами объектов;
- оценка – сравнение построений иерархической модели на графах вручную и на компьютере, обоснование систематического положения современного человека;
- создание – умение строить иерархические модели на графах, в том числе при помощи компьютера;
- развитие памяти, внимания, самостоятельности при работе на компьютере;
- Воспитательные:
- формирование познавательного интереса путем описания биологических объектов автоматическими средствами представления данных;
- выработка у учащихся способности использовать компьютер при решении задач из различных предметных областей (биология);
- воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.
Тип урока:
- по основной дидактической задаче – урок применения знаний и умений;
- по способу проведения – урок-практикум;
- по основным этапам – урок применения полученных знаний на практике;
- по форме проведения – интегрированный, исследовательский урок.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся смогут:
- выполнять построение модели на графах при помощи программы «Построитель деревьев»;
- применять классификацию живого мира для определения систематического положения в ней живого организма.
Оборудование:
- компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска;
- на компьютере учителя – презентация «Иерархические модели на графах. Классификация живого мира», которая используется при проведении урока (Приложение 1);
- раздаточный материал:
- задание для практической работы «Классификация живого мира» на компьютере в программе «Построитель деревьев» (Приложение 2);
- задание по биологии «Определение систематического положения современного человека» для каждой группы (для каждого ученика) (Приложение 3);
- таблица для записи ответа при выполнении задания по биологии (Приложение 4);
- учебник по биологии;
- на компьютерах учеников – программа «Построитель деревьев» (CD-ROM по курсу «Информатика и ИКТ», Н.Д. Угринович).
План урока:
№ |
Этап |
Время |
1 |
Организационный момент. |
5 мин |
2 |
Актуализация опорных знаний и умений. |
7 мин |
3 |
Формулирование темы и задач урока. |
3 мин |
4 |
Мотивация учебной деятельности и объяснение нового материла. |
25 мин |
5 |
Практическая работа. |
40 мин |
6 |
Обсуждение результатов и подведение итогов урока. |
10 мин |
Итого |
90 мин |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (Приложение 1. Слайд 1)
(Учащиеся размещаются за «круглыми» столами, образуя четыре группы. На столах - раздаточный материал, учебники по биологии).
Урок посвящён моделированию. Тему урока и объект наших исследований я попрошу вас назвать самостоятельно после ответа на следующие вопросы.
2. Актуализация опорных знаний и умений (Слайды 2-5)
Биология
- Где вы встречали понятие «царство»? В истории, биологии.
- Сколько царств живых организмов существует в природе? Пять царств: животные, растения, грибы, бактерии, простейшие.
- Когда мы выстраиваем определённую схему, в которой одна группа объектов входит в другую группу, которая в свою очередь также входит в группу, как эта схема называется? Классификация. Классификация – это объединение родственных организмов в группы по степени их сходства и родства.
- Какой принцип используется в классификации при объединении объектов в группы? Подчинённости, иерархия.
Информатика
- Как называется модель, представленная на рисунке? Иерархическая модель на графах.
- Попробуйте сформулировать тему урока и объект наших исследований.
3. Тема и задачи урока (Слайд 6)
Тема урока: «Иерархические модели на графах. Классификация живого мира».
Сегодня объектом наших исследований будет живой мир.
Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира (информатика); определить систематическое положение современного человека (биология).
4. Мотивация учебной деятельности и объяснение нового материала (Слайды 7-23)
Информатика
При решении задач из любой области знаний: физика, математика, химия, экономика, биология мы создаём модели объектов, процессов, явлений.
При построении информационной модели основным принципом является системный подход: объект моделирования рассматривается как система, которая имеет определённую структуру и может функционировать только являясь целостной.
Например, инфузория-туфелька, головной мозг, компьютер. При удалении какой-либо части данных систем они «сломаются», не смогут работать полноценно.
Создавая информационную модель, мы анализируем систему в целом, выделяем существенные признаки объектов, входящих в неё, и получаем информационную модель.
Например, гелиоцентрическая модель Солнечной системы: все планеты вращаются по круговым орбитам вокруг Солнца.
Структура – это определенный порядок объединения элементов, составляющих систему. Она наглядно представляется с помощью графов. Граф состоит из вершин - элементов системы и линий, отражающих связи между ними.
Графы различаются:
по структуре:
- сети,
- деревья,
- по типу связи:
- ориентированные (связи имеют направление),
- неориентированные.
Деревья представляю собой иерархические модели на графах.
Примеры: файловая система компьютера, устройство компьютера, родословная (генеалогическое дерево), классификация живого мира.
Биология
Сейчас в животном мире насчитывают 2 млн. видов, причем 1 млн. из них приходится на Членистоногих (раков, пауков, насекомых). В растительном мире известно около 500 тысяч видов организмов.
Задача классификации состоит в наведении порядка в мире живых организмов.
Классификация – это объединение родственных организмов в группы по степени их сходства и родства.
Первые попытки классификации были предприняты Аристотелем в Древней Греции. Животных он разделил на группы с кровью и без, что упорядочило информацию о живых организмах. На тот момент науке было известно около 500 животных.
В 17 веке данным вопросом начал заниматься Карл Линней. Им были введены основные систематические категории и понятия, которыми мы пользуемся до сих пор: вид, род, семейство, класс. Если в конце какого-нибудь названия растения или животного, вы увидите приписку L.- можете быть уверены, что это название введено еще Карлом Линнеем.
Классификация царства Растения:
Вид – род – семейство – порядок - класс – отдел – царство.
Классификация царства Животные:
Вид – род – семейство – отряд – класс – тип – царство.
Сегодня на уроке вам предложено самостоятельно (по мере возможности) выполнить построение иерархической модели на графах «Классификацию живого мира» при помощи программы «Построитель деревьев» и определить систематическое положение современного человека.
Работать будем по группам. Сначала первая и вторая группы работают на компьютерах, а третья и четвёртая на местах в тетрадях, выполняя задание по биологии. Затем группы меняются.
После того, как все группы справятся с заданием, в ходе подведения итогов представители групп выступят перед классом с объяснением решения задач.
Информатика
Программа «Построитель деревьев» позволяет построить граф «дерево». Кнопка «Новый узел» добавляет в схему новый элемент (лист). Если в него в свою очередь также входят элементы, то кнопка «Новый подузел» превращает элемент в вершину графа более высокого уровня (папка).
5. Практическая работа
Группы получают задание для практической работы по информатике (Приложение 2) и задание по биологии (Приложение 3, Приложение 4).
В случае затруднения учащимся оказывается помощь.
6. Обсуждение результатов и подведение итогов урока (Слайды 24-29)
Учащиеся демонстрируют учителю свои работы по информатике и получают оценки за выполнение работы, с учётом правильности и степени самостоятельности выполнения.
Представители групп обосновывают систематическое положение современного человека.
- Царство – Животные
- Подцарство – Многоклеточные
- Тип – Хордовые
- Подтип – Позвоночные
- Класс – Млекопитающие
- Подкласс – Плацентарные
- Отряд – Приматы
- Подотряд – Высшие приматы
- Семейство – Гоминиды
- Род – Человек
- Вид – Человек разумный
Работа каждой группы оценивается.
Учащиеся формулируют, чему они научились на уроке.
Домашнее задание (Слайд 30):
Информатика
Представить в виде графа (дерева) структуру файловой системы вашего компьютера и изобразить её в тетради.
Биология
Опишите медведя белого, указав его вид – род – семейство – отряд – класс – тип – царство.
Опишите василёк синий, указав его вид – род – семейство – порядок - класс – отдел - царство.
При составлении использован материал, размещённый в сети Интернет:
- http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=62:urokobobshchenie-po-teme-mnogoobrazie-zhivotnogo-mira-dlya-7-klassa-&catid=53:biology&Itemid=68
- http://svetlana.pro/pic/88.html
- http://www.what-this.ru/nature/animals/classification.php