Цели урока:
- Образовательные:
- закрепить знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках имен существительных, прилагательных;
- формировать у детей орфографическую зоркость при работе над словом, чувство языка.
- Развивающие:
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификация), память, воображение, внимание, связную речь детей, аккуратность.
- развивать коммуникативные компетенции (умение работать в группах).
- Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к уроку русского языка; пробуждать познавательный интерес к родному слову;
- воспитывать стремление к совершенствованию своей устной речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– На улице весна. Представьте себе, что вы в весеннем лесу. Свежий воздух. Глубоко вздохнули, выдохнули. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему. Улыбнитесь мне, друг другу. Повернитесь, улыбнитесь гостям. Тихонечко сели.
II. Тема урока, цель
– Урок русского языка. Тема: Обобщение. Имя прилагательное. Имя существительное. Цель урока: Обобщение знаний об имени существительном, имени прилагательном – как частей речи.
Открыли тетради. Второе апреля. Классная работа.
III. Лексическая работа
– Прочитайте шёпотом строки, которые написала о весне Надежда Толмачёва:
В весенний солнечный денёк
Золотой расцвёл цветок.
На высокой тонкой ножке
Одуванчик у дорожки.
– Прочитаем эти строки выразительно.
– Как вы понимаете выражение «золотой цветок»?
– Запишите строки в тетрадь красиво и грамотно.
IV. Словарная работа
1. Повторение слов по теме «Цветы».
– Какое словарное слово встретилось?
– К какой теме относится это слово?
– Вспомните, какие ещё слова относятся к теме «Цветы»?
– А теперь читаем все вместе. (Чтение слов с ударением, по слогам)
2. Запись слов в тетрадь.
– Запишите слова в тетрадь.
3. Взаимопроверка.
– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте.
– Кто сделал работу без ошибок?
4. Знакомство с новым словом
– Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Об этом цветке в разных уголках нашей страны скажут по-разному. Одни скажут, что он голубой, как весеннее небо. Другие – что он золотистый, как солнечный луч. А третьи – что он белый, как снег. Дело в том, что часто так называют любые цветы, которые первыми появляются из-под снега. Кто догадался, о каком цветке идёт речь?
– Настоящий подснежник – это беловато-жёлтоватый цветок-стрелка.
– Прочитаем слово по слогам и с ударением.
– Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение.
Подснежник,
– Почему слово подснежник является словарным?
– Подчеркнём орфограммы.
5. Разбор слова по составу
– Подберём к слову подснежник однокоренные слова.
Подснежник, снег, снежный, снежинка, снеговик, Снегурочка.
– Какие из этих слов являются существительными? Почему?
– Что такое существительное?
– Почему слово «снежный не является существительным?
– Какая это часть речи? Почему?
– Разберём слова снеговик и снежный по составу.
V. Синтаксический разбор предложения
– Запишите предложение.
Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа.
- Сделаем синтаксический разбор предложения.
Вопросы.
VI. Морфологический разбор слов подснежник, голубенький.
– Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент, когда Адама и Еву изгнали из рая, было холодно, шёл снег, Ева замёрзла. И в утешение ей несколько снежных хлопьев превратили в цветки подснежника. А вот что написал Иван Сергеевич Соколов – Микитов: «Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром, расстилаются подснежники…»
– Сделаем морфологический разбор слов подснежник , голубенький
Подснежник – сущ.
- (Что?) подснежник. Н.ф подснежник.
- Пост.– нариц., неодуш., м.р., 2 скл.; непост. – в И.п,, в ед.ч..
- (Что?) подснежник.
- Голубенький (подснежник) – прил.
- Подснежник (какой?) голубенький. Н.ф. голуебнький.
- Непост.– в И.п,, в ед.ч.,в м.р..
- Подснежник (какой?) голубенький.
VII. Творческая работа
1. Орфографическая работа
– Вставьте безударные окончания.
– Как написать безударное окончание существительного? Прилагательного?
Пробудился после зимн… сна, появился на пригорк., редк.. растения, не собирайте огромн.. букет.. .
2. Самостоятельная работа
– Используя эти словосочетания, напишите небольшой рассказ «Берегите цветы».
3. Чтение рассказов
– Прочитаем рассказы.
4. Воспитательный момент
Цветы, как всё живое, требует бережного отношения к себе. Особенно мы должны беречь редко встречающиеся растения. Их осталось на Земле так мало, что они могут совсем исчезнуть. Это ландыши, сон – трава, ветреница, кувшинка. Не берите для букетов много цветов, два-три цветочка, поверьте будут смотреться гораздо красивее, чем большой букет, да и те порадуют один-два дня. Но они больше никогда не вырастут на Земле.
Дерево, трава и птица.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
VIII. Итог урока
1. – Составим рассказ о существительном.
2. – Составим рассказ о прилагательном.
3. Заморочки из бочки.
Определить:
1) род существительных: ТЮЗ, Кутаиси.
2) одушевлённость существительных: снеговик, кукла.
3) род существительных: непоседа, непоседа Оля, непоседа Коля.