Цели: познакомить детей друг с другом, с правилами поведения на уроке, в школе, воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном.
Личностные УУД – формировать положительное отношение к школе и образ хорошего ученика; заложить фундамент мотивационной основы; формировать познавательный интерес к новому виду деятельности – учебе; воспитывать чувство товарищества, коллективизма, уважения к людям; познакомить детей с правилами поведения в школе.
Регулятивные УУД – формировать выполнение действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные УУД – учить строить речевое высказывание в устной форме; рассуждать, объяснять свой выбор.
Коммуникативные УУД – учить стремиться к сотрудничеству; учить задавать вопросы и адекватно использовать речь для решения проблем; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА
1. Торжественная часть
Дети заходят в класс под музыку и садятся за парты (как сядут).
Учитель: Вот вы, ребята, и пришли в школу. С сегодняшнего дня начинается ваше путешествие по Стране знаний. Это путешествие, прекрасное и удивительное, поможет вам узнать много интересного, вас ждут загадочные встречи со сказочными героями, с замечательными книгами.
Еще вчера вы были простыми ребятами, а сегодня вы станете школьниками. Сейчас, при помощи этой «волшебной палочки», вы из обыкновенных мальчиков и девочек превратитесь в настоящих учеников. Учитель произносит «волшебные слова»:
«Волшебство, что есть на свете,
К нам сейчас лети,
Вы теперь – не просто дети,
Вы теперь – ученики».
Дети повторяют: «Мы теперь – не просто дети, мы теперь – ученики».
(Детям вручают медали, значки).
2. Знакомство
Учитель: Ну, что ж, дорогие мои ученики, а теперь давайте знакомиться.
Я ваша учительница. Зовут меня ...
Я научу вас всему, что знаю сама, пожелаю вам быть добрыми, честными и трудолюбивыми.
А теперь я хочу познакомиться с вами. Я буду называть вашу фамилию и имя, а вы будете вставать около своей парты.
3. 1 сентября – День знаний
Учитель: Сегодня в нашей стране большой праздник, и мы с вами участники этого праздника. Кто знает, как он называется?
На доске (1 сентября – День знаний).
– Сегодня все, кому исполнилось 7 лет, пришли в школу и сели за парты.
«Первое сентября! – первый день календаря,
Потому что в этот день
Все девчонки и мальчишки
Городов и деревень
Взяли сумки, взяли книжки,
Взяли завтраки под мышки
И помчались в первый раз
В первый класс!
В большой и светлой школе
Для всех открыта дверь.
Вы все пришли учиться,
Вы – школьники теперь».
Физминутка
4. Знакомство со школой, экскурсия
Учитель: Комната, в которой мы находится, называется классом. Здесь вы будете каждый день получать подарки, но не конфеты и пирожные, а знания. Посмотрите, как уютно, красиво в нашем классе. Для этого постарались ваши родители, учителя и уборщицы.
Как вы думаете, сможем ли мы сохранить чистоту?
Что для этого нужно делать? (Не сорить, ходить в сменой обуви, порядок на своем месте).
Сейчас мы отправимся на экскурсию по школе. Но экскурсия наша не простая, а сказочная. Мы с вами будем мышками. За нами будет охотиться кот.
Что мы знаем о мышках? (Они боятся кота, идут тихо-тихо, а то кот услышит).
(Показываем детям спортивный зал, туалет, раздевалку).
Возвращаемся в класс. Где находится наш класс? А где ваши места? Я посмотрю, как вы запомнили.
5. Правила поведения
Учитель: А сейчас мы познакомимся со школьными правилами:
1. Приветствие.
– Кто из вас знает, как надо приветствовать друг друга и старших? (Надо здороваться).
– Правильно. В школе каждый урок начинается с приветствия, но если каждый из учеников будет говорить «здравствуйте», то в классе будет очень шумно. Поэтому принято, что ученики и учитель приветствуют друг друга стоя. Нужно встать ровно, около своей парты, ножки вместе, руки опущены вниз. Давайте попробуем.
2. Как надо сидеть за партой
– Маленький столик, за которым вы сидите, называется «парта». За партой нужно правильно сидеть. Посмотрите на девочку (на таблице). Сядьте также.
Ученик:
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
3. Как отвечать на уроке.
– Ребята, а кто из вас знает, как надо отвечать на уроке?
– Если учитель задает вопрос, и вызнаете, как ответить, что нужно сделать? Если все закричат, ничего не будет понятно. (Надо поднять руку).
Ученик:
Ответить хочешь, не кричи,
А только руку подними.
Учитель: Учитель не может спросить сразу всех. Он спрашивает только одного человека, а остальные внимательно слушают. Тот, кого спросили, должен встать, чтобы все видели, кто отвечает, а потом сесть на место.
Ученик:
Учитель спросит, надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Учитель: Это только некоторые правила, с остальными мы будем знакомиться позже.
6. Беседа о книгах
(Стук в дверь.)
Учитель: Кто там?
Почтальон Печкин: Это я, Почтальон Печкин.Я принес вам посылку.
Учитель: Посылку? Нам? От кого?
Почтальон Печкин: Это 1 «Г» класс? Значит, я правильно пришел. А от кого посылка я не
знаю.
Учитель: Ребята, как интересно! Что же внутри? Почтальон Печкин, садись, тебе тоже, наверное, хочется узнать.
Открывает посылку. Там письмо.
Учитель читает письмо.
«Дорогие ребята! Поздравляем вас с началом учебного года. Желаем вам хорошо учиться. А помогут вам наши помощники – учебники. Посылаем их вам. Берегите книги, и они расскажут вам много интересного.
Работники библиотеки»
– Ребята, кто из вас знает, что такое библиотека? (Место, где хранится много интересных книг).
– Когда вы научитесь читать, мы с вами будем ходить в школьную библиотеку. А пока из библиотеки нам прислали учебные книги – учебники, которые помогут нам учиться. Давайте посмотрим
Математика (поможет научиться считать, решать задачи).
Букварь (познакомит с буквами и звуками, научит читать).
Пропись (учебная тетрадь научит писать буквы, слова, предложения).
(Книги раздают ребятам).
– Ребята, давайте послушаем, говорит ли что-нибудь книга? (Нет).
– Вы ничего не слышите, потому что еще не знакомы с цифрами и буквами. А когда научитесь писать, считать, читать, книга расскажет вам все секреты. Но помогать она будет только тем, кто будет бережно с ней обращаться. А с грязнулями и неряхами она не захочет дружить.
Как надо обращаться с книгами. (Правила на доске)
- Одеть их в рубашечки (обложки).
- Вложить закладки.
- Брать книги чистыми руками.
- Листать аккуратно, не загибать уголки.
- В книгах не писать, не рисовать (только в прописях пишут).
7. Заключение
Учитель: Ну, вот и пришло время прощаться. Кому понравилось в школе? Кто хочет еще прийти в школу?
Я думаю, что школа станет для вас вторым домом, где вы будете учиться и трудиться, встретите много друзей, будете жить одной дружной семьей, а учителя и родители помогут вам.