Дидактический материал по географии Краснодарского края. 9-й класс

Разделы: География, Краеведение

Класс: 9


Каждый учитель, проверяя знания учеников, проверяет и свое умение учить, конечно, оценивая тот или иной метод проверки, для того чтобы работать творчески, эффективно.

Проверка знаний учащихся – это та движущая сила, которая в итоге направлена на повышение уровня педагогической деятельности учителя.

Совершенствование методов обучения, направленных на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развитие их интеллектуальных способностей является обязанностью каждого учителя.

В своей педагогической деятельности применяю различные формы и методы проверки знаний. В данной статье хочу поделиться опытом проверки и учета знаний с использованием дидактического материала по географии Краснодарского края. Экономика (9 класс).

Основное внимание при составлении  заданий обращаю на содержание вопросов, их количество, степень трудности. Творческие задания направлены в основном на самостоятельное раскрытие причинно-следственных взаимосвязей в экономике. Вопросы неодинаковы по сложности и охвату материала, поэтому при раздаче карточек соблюдается принцип учета индивидуальных способностей учащихся, их умения выражать свои мысли, а также общей географической подготовки по географии Краснодарского края.  Школьники имеют разные умственные способности, поэтому применяю принцип учета индивидуальных особенностей учащихся при условии дифференцированного подхода к ним. В каждом классе есть обучающиеся, которые в силу своего общего развития и замедленного мышления не имеют достаточных навыков выявления характерных черт сходства и различия изучаемых объектов, событий, чтения и сопоставления различных карт, поэтому эти школьники нуждаются в оценке, пусть даже за незначительные успехи в учебной работе.

Большое значение имеют не только сама проверка знаний и методика её совершенствования, но и учет этой проверки, который выполняет большую воспитательную функцию, так как приучает учеников работать систематически.

Основные вопросы для письменных ответов по географии Краснодарского края составлены так, чтоб не дублировать вопросы, подготовленные для устного опроса. Такой принцип формулирования вопросов имеет определенные положительные моменты. Это дает возможность при анализе устных и письменных ответов делать выводы о степени усвоения, видеть пробелы в знаниях отдельных учеников.

Значительное внимание уделяю и времени, отведенному для выполнения письменной работы, это, конечно, приучает учащихся точно укладываться в рамки этого этапа урока.

Выполнение заданий согласно установленного времени, приучает школьников рационально работать при опросе, излагать мысли четко и кратко, соблюдать общий ритм урока.

Содержание дидактического материала по географии Краснодарского края направлено на повышение интереса учащихся к  географии своей малой Родины, активизацию познавательной деятельности, совершенствование навыков самостоятельной работы.

Дидактические карточки-задания имеют не только контролирующую, но и обучающую функцию. Карточку-задание, которую по традиции использую, как контрольное задание, могу предложить учащемуся на уроке в качестве индивидуального задания. Если обучающийся «не блещет» учебными успехами, предлагаю ему выполнение дидактической карточки-задания с использованием текста учебника и карт в рабочей тетради, дополнительного материала по краю, чтобы учащийся нашел ответ  и обнаружил  в пройденном материале то, что не заметил при недостаточной подготовке к уроку.

При отработке знаний по темам географии Краснодарского края (Экономика) проводится  и с помощью дидактических карточек-заданий на печатной основе, а также с использованием интерактивной доски при опросе по пройденному материалу, и при закреплении изученного материала. В учебном процессе изучения нового материала возникают вопросы, обращенные к мыслительной деятельности учащихся, в выявлении причинно-следственных связей, сравнении изучаемого материала с ранее пройденным.

Дидактический материал необходимо применять систематически, тогда он обеспечит прочное усвоение знаний изучаемого учебного материала.

Проверка знаний сопровождается их учетом, которая приучает школьников к мысли, что  учебная деятельность каждого из них учитывается.

Мною в  течение нескольких лет ведется рабочий журнал, в котором выставляю оценки за устные, письменные ответы, работы на контурных картах. Это облегчает работу при планировании своей деятельности со слабоуспевающими учащимися, выявляет пробелы в знаниях тем по географии Краснодарского края, помогает спланировать формы и методы проверки знаний.

Дидактический материал по географии Краснодарского края (Экономика – 9 класс) предназначен для использования как непосредственно на уроках географии (изучения нового материала, повторения, закрепление знаний и др.), так и в качестве материалов для домашних заданий и внеклассных занятий. Карточки-задания составлены в соответствии с учебником И.А.Терской, А.В.Терского, Д.А.Терского «География Краснодарского края. Природа. Экономика» 8-9 классы. (Приложение 1)

Список  литературы:

1. В.М.Смирнова «Дидактические материалы по экономической и социальной географии мира» М, «Просвещение» «Учебная литература» 1996 г.
2. И.И.Баринова «Дидактические карточки-задания по географии» к учебнику И.И.Бариновой «География России. Природа. 8 класс» М, издательство «Экзамен»2006г.   
3. И.И.Баринова, В.П.Дронов, В.Б.Пятунин «Дидактические материалы по географии России».