Урок обучения грамоте (письмо) на тему «Звук [у], буква «У»

Разделы: Начальная школа


Цель урока: начать ознакомление детей с буквой “У” и звуком [у].

Задачи урока:

  • Образовательная: учить детей выделять звук [у] среди других, писать заглавную букву “У” отдельно и в соединениях.
  • Развивающая: развивать мышление, память, внимание, связную и грамотную речь.
  • Воспитательная: воспитывать отношение к книге и одноклассникам, аккуратность.
Этапы занятия Содержание занятия Примечания
I. Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

- подготовка руки к письму

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок письма.

Проверьте: готовы ли вы к уроку.

На подставочках стоят прописи.

На партах пеналы и цветные карандаши.

Готовы? (Да)

Сделали вдох, выдох, тихонечко сели.

Открываем прописи на стр. 12 (один два) и смотрим на пунктирный рисунок.

  • Что на нем изображено? (утка). Молодцы.
  • А теперь берите в руки ручки и, начиная от стрелочки, обводим наших уточек. Кто готов, то ставим руку на локоток.
 

 

 

 

 

 

 

 

Хожу по классу и помогаю.

II. Звуковой анализ. Положите ручки, внимательно послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, какой звук встречается в нем чаще всех.

Укротительница львов,
Удивит учеников:
Укрощая льва и львицу,
Ужас как мышей боится.
В.Д. Берестов

  • Какой же звук встречается чаще всех? (это звук [у]).
  • Все согласны (да).
  • Давайте сделаем звуковую схему слова “утка”. Кто хочет к доске? Выходи.
  • Он на доске, а вы в своих тетрадочках карандашом рисуем схему.
  • Сколько звуков в слове “утка”? (4)
  • Рисуем 4 кружочка, раскрашиваем цветом.
  • Кто может назвать первый звук? ([у])
  • А второй? ([т]).
  • А третий – [к],
  • четвертый – [а]. Хорошо. Садись.
  • Сколько слогов в слове “утка” (2 слога).
  • На какой слог падает ударение? (на первый). Молодцы.
  • С какого звука начинается слово “утка”? (со звука у). Верно.
Читаю стихотворение.

Требую от детей полного ответа.

- сообщение темы урока Вот так, совсем того не замечая, мы с вами начали знакомство с новым звуком и буквой.

- Кто может назвать этот звук ([у]).

- Давайте попробуем его спеть (у – у – у – у – у – у - у)

- Значит, какой он? (гласный)

- А какой буквой обозначается звук [у]? (буквой у).

- Сегодня мы с вами будем учиться писать заглавную букву у. Посмотрите на доску и попробуйте сказать, чем похожи печатная и письменная заглавная буква у (они похожи прямой наклонной линией справа).

- А чем же отличаются? (у письменной буквы есть наклон, а у печатной нет; у письменной буквы есть закругление в начале написания, а у печатной нет; у письменной буквы плавные линии, а у печатной нет). Молодцы.

Вывесить на доску плакат.
III. Рассматривание образца буквы в прописи и на доске. Посмотрите в левый верхний угол страницы один шесть Прописи. Там у вас написаны образцы печатной и письменной заглавной буквы. Внимательно их рассмотрите, кому удобно в Прописи, кому – на доске.

Кто может сказать из каких элементов состоит письменная буква У ? (прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу, прямая наклонная линия с закруглением влево).

 
Берем в руки ручки и обводим эти элементы под мой счет. Поставили руку в начало письма. Начали. И – раз – и. Следующий элемент. Поставили руку в начало письма. Начали. Раз – и. Положили ручки. Нашли первую строчку в прописи, первый пунктирный элемент и сами его обведите. Кто готов, руку на локоток. Обводим самостоятельно следующий элемент. Кто готов, руку на локоток. Теперь под мой счет пишем элемент. Поставили руку в начало письма. Начали. И – раз – и. Теперь обведем второй элемент нашей буквы. Находим пунктирный образец и под мой счет обводим его. Поставили руку в начало письма. Начали. Раз – и. Следующие два элемента обведите самостоятельно. Кто готов руку на локоток. Теперь под мой счет пишем элемент. Поставили руку в начало письма. Начали. Раз – и. Молодцы!

Где располагается заглавная буква У? (половина на узкой строке – половина на широкой). Молодцы.

Показать где.

 

 

Показать где.

IV. Показ написания учителем с объяснением. Где мы начинаем писать заглавную букву? (ниже середины широкой строки).

А где заканчиваем? (чуть выше нижней линейки узкой строки)

Теперь ребята положили ручки на парты, никто ничего не пишет.

Слушайте внимательно и смотрите на доску. Я покажу вам, как пишется заглавная буква У.

Ставим руку ниже середины широкой строки. Слева направо делаем закругление, касаемся середины широкой строки, опускаем вниз прямую наклонную линию, не дойдя немного до верхней линейки узкой строки, закругляем вправо и ведем линию до середины широкой строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки узкой строки, делаем закругление влево, коснувшись нижней линейки рабочей строки.

 

 

 

 

Проговариваю медленно и пишу.

V. Письмо новой буквы. Теперь берем в руки ручки, ставим руку на локоток, находим глазками на доске заглавную букву, и ставим кончик ручки на начало буквы.

Все готовы? (да)

Я буду считать, а вы представьте, что, не подходя к доске под мой счет, ручкой обводите букву. Приготовились.

Начали. И – раз – и – два – и. Еще раз.

Начали. И – раз – и – два – и.

Если нет – еще раз объяснить.
Посмотрите в Прописи. Берем в руки ручку и под мою диктовку обводим в Прописях заглавную букву у.

Ставим руку ниже середины широкой строки. Слева направо делаем закругление, касаемся середины широкой строки, опускаем вниз прямую наклонную линию, не дойдя немного до верхней линейки узкой строки, закругляем вправо и ведем линию до середины широкой строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки узкой строки, делаем закругление влево, коснувшись нижней линейки рабочей строки.

Проговариваю медленно и обвожу.

Показать где.

Считаю и обвожу.

Следующие две буквы обведите самостоятельно. Кто готов – руку на локоть. Молодцы! Следующую букву обводим под счет. Начали. И – раз – и – два – и. Теперь самостоятельно обведите следующие две буквы. Кто готов – руку на локоток. А теперь попробуйте сами написать две буковки у. Не забывайте, что расстояние между буквами – две клеточки, одна буква занимает две клеточки. Кто готов – руку на локоток. Теперь посмотрите на первую букву в строчке и обведите следующую букву и напишите еще одну. Кто готов – руку на локоток. Хожу, смотрю.

 

Хожу, смотрю.

VI. Анализ ошибочных написаний. Посмотрите на доску. Какая из букв правильная?

Почему?

Почему другие неправильные?

Найдите у себя самую красивую букву, аккуратно подчеркните ее карандашиком и на следующей строчке напишите еще две таких же ручкой.

Написать на доске неправильные буквы у.

Стереть эти буквы.

Прохожу и смотрю.

 

Физкультминутка. Молодцы! Положите ручки и повторяйте за мной движения:

На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог,
Постучали, покрутили, потянули и открыли.
Е.С. Анищенкова

Дети повторяют движения за мной.
VII. Письмо новой буквы Берем в руки ручки.

Находим в Прописи заглавную букву у и под мою диктовку обводим ручкой вторую букву. Начали. Ставим руку ниже середины широкой строки. Слева направо делаем закругление, касаемся середины широкой строки, опускаем вниз прямую наклонную линию, не дойдя немного до верхней линейки узкой строки, закругляем вправо и ведем линию до середины широкой строки. Вниз опускаем прямую линию, не дойдя немного до нижней линейки узкой строки, делаем закругление влево, коснувшись нижней линейки рабочей строки. Следующие две буквы напишите сами. Кто готов - руку на локоток. Пишем следующую букву под счет. И – раз – и – два – и. Следующие две буквы напишите самостоятельно. Помните, что должно быть расстояние между буквами. Кто готов, руку на локоток.

Показать где.

 

 

 

Хожу, смотрю.

VIII. Анализ ошибочных действий. Посмотрите на доску.

Какая из букв правильная?

Почему?

Почему другие не правильные?

Найдите у себя самую красивую букву, аккуратно подчеркните ее карандашиком и напишите еще одну такую же ручкой.

Написать на доске неправильные буквы у. Требовать полного ответа. Стереть. Хожу, смотрю.
IX. Чтение и письмо соединений. Положите ручки и посмотрите на соединение буквы у заглавной с буквой “а” строчной. Сейчас никто ничего не пишет. Сели ровно. Смотрим на доску. Ставим руку ниже середины широкой строки. Слева направо делаем закругление, касаемся середины широкой строки, опускаем вниз прямую наклонную линию, не дойдя немного до верхней линейки узкой строки, закругляем вправо и ведем линию до середины широкой строки. Вниз опускаем прямую линию, не дойдя немного до нижней линейки узкой строки, делаем закругление влево, коснувшись нижней линейки рабочей строки. Возвращаемся по закруглению и ведем прямую наклонную линию до середины узкой строки. Пишем полуовальную линию, коснувшись верхней границы узкой строки, пишем закругление вправо. Возвращаемся по закруглению, опускаем полуовальную линию вниз, коснувшись нижней границы узкой строки, пишем закругление вправо и ведем полуовальную линию вверх до соединения с другой линией, пишем прямую наклонную линию вверх, коснувшись верхней границы узкой строки, возвращаемся по прямой наклонной линии вниз и немного не доходя до нижней границы узкой строки прописываем закругление вправо и ведем наклонную линию до середины узкой строки. Отрываем руку. Ставим руку на середину широкой строки и ведем прямую наклонную линию до середины узкой строки, отрываем руку. Ставим точку под прямой наклонной линией, касаясь нижней границы узкой строки. Взяли ручки, нашли такое же соединение в Прописях и пишем под счет. Начали. И – раз – и – два – и – три – и – четыре – и – пять – и – шесть – и. Прочитайте слог, который мы с вами сейчас написали. (у - а). Теперь напишите еще два таких же соединения. Пишу на доске.

 

 

 

Хожу, смотрю.

 

 

 

 

 

Хожу, смотрю.

X. Анализ ошибочных действий. Посмотрите на доску.

Какое соединение выполнено правильно? Почему?

Почему другие не правильные?

Найдите у себя самое красивое соединение, аккуратно подчеркните его карандашиком и напишите еще два таких же соединения ручкой. Кто готов – руку на локоток.

Написать на доске неправильные буквы у. Стереть. Хожу, смотрю.
XI. Чтение и письмо соединений. Положите ручки и посмотрите на соединение буквы “У” заглавной с буквой “у” строчной. Сейчас никто ничего не пишет. Сели ровно. Смотрим на доску. Ставим руку ниже середины широкой строки. Слева направо делаем закругление, касаемся середины широкой строки, опускаем вниз прямую наклонную линию, не дойдя немного до верхней линейки узкой строки, закругляем вправо и ведем линию до середины широкой строки. Вниз опускаем прямую линию, не дойдя немного до нижней линейки узкой строки, делаем закругление влево, коснувшись нижней линейки рабочей строки. Возвращаемся по закруглению и ведем наклонную линию до верхней границы узкой строки, коснувшись верхней границы рабочей строки, опускаем прямую наклонную линию вниз, не дойдя немного до нижней границы узкой строки, делаем закругление вправо и ведем наклонную линию до верхней границы узкой строки. Коснувшись верхней границы узкой строки, опускаем вниз прямую наклонную линию, не дойдя немного до середины широкой строки, делаем закругление влево, коснувшись середины широкой строки, ведем прямую наклонную линию вверх, пересекаем прямую наклонную линию и нижнюю границу узкой строки, ведем прямую наклонную линию до середины узкой строки. Взяли ручки, нашли такое же соединение в Прописях и пишем под счет. Начали. И – раз – и – два – и – три – и – четыре – и – пять. Прочитайте слог, который мы сейчас написали (у - у). Теперь напишите еще два таких же соединения.  

 

Обвожу на доске.

 

 

 

 

Обвожу.

Прохожу, смотрю.

XII. Анализ ошибочных действий. Посмотрите на доску.

Какое соединение выполнено правильно? Почему?

Почему другие не правильные?

Найдите у себя самое красивое соединение, аккуратно подчеркните его карандашиком и напишите еще два таких же соединения ручкой. Кто готов – руку на локоток.

Написать на доске неправильные буквы у.

Стереть. Прохожу и смотрю.

XIII. Чтение, анализ и письмо слов и предложений. Посмотрите вниз страницы один два.
  • Кто сможет прочитать слова? (Уля, Устин)
  • Почему эти слова написаны с большой буквы? (Это имена)
  • Правильно ли составлена звуковая схема слова Уля? (нет)
  • Почему? (Нужно закрасить нижний треугольник зеленым цветом)
  • Почему? (потому что звук ль мягкий)
  • Сколько слогов в слове? (два слога)
  • На какой слог падает ударение? (на первый)

Берем в руки зеленый карандашик и закрашиваем треугольник.

  • Правильно ли составлена звуковая схема слова Устин? (нет)
  • Почему? (должны быть не белые части, а разноцветные)
  • Каким цветом закрасим первый квадратик? (синим)
  • Почему? (потому что звук с твердый)

Закрашиваем.

  • Каким цветом закрасим треугольник? (зеленым)
  • Почему? (потому что звук (т) - мягкий)

Закрашиваем.

  • Каким цветом закрасим следующий квадратик? (синим)
  • Почему? (твердый звук)

Закрашиваем.

  • Сколько слогов в слове? (2 слога)
  • На какой слог падает ударение? (на второй).

Положите карандаши и посмотрите чуть выше на строчку.

  • Кто сможет прочитать? (У пруда утенок) Хорошо.
  • Что там записано? (предложение)
  • Почему вы так решили? (оно выражает законченную мысль)
  • Сколько слов в предложении? (три)
  • Какое первое слово? (у)
  • Почему оно пишется с большой буквы? (это начало предложения)
  • Какое второе слово? (пруда)
  • Какое третье слово? (утенок)
  • Что ставим в конце предложения? (точку) Кто сможет прочитать все предложение? (У пруда утенок).

Берем в руки ручку и обводим первое слово. Кто готов – глазки на меня. Обводим второе слово. Кто готов – глазки на меня. Обводим третье слово. Кто готов, не забываем ставить точку в конце предложения. Берем в руку красный карандаш и подчеркиваем наши опасные места: первую букву в первом слове и точку в конце предложения. Кладем карандашик на парту, прямо садимся.

 
XV. Подведение итогов урока. Наш урок подошел к концу.
  • Какую букву мы с вами начали изучать? (заглавную букву У)
  • Какие звуки обозначает эта буква (у)
  • Что мы можем сказать о звуке у? (гласный)

Молодцы! Спасибо за урок. Я желаю Вам дальнейших успехов в учебе. До свидания.