Использование развивающих игр при автоматизации звуков

Разделы: Логопедия


В последние годы в ходе логопедической работы с детьми мы наблюдаем, что все большему количеству детей недостаточно только логопедической помощи, но и требуется психологическая помощь.

Логопед поставил звук, провел работу по развитию фонематического восприятия, звукового анализа, проводит активную работу по автоматизации звука и включению его в связную речь ребенка, но этого оказывается мало и ребенок пропускает автоматизированный звук в самостоятельной речи. Причины могут быть разные: у ребенка снижена учебная мотивация, не сформировано произвольное внимание, память, мышление и т.д.

Для того чтобы работа логопеда была более эффективной необходимо включать коррекционно-развивающие упражнения в систему логопедических занятий. И нужно помнить, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

Наглядный материал для игр подбирается в зависимости от автоматизируемого звука и целей занятия.

1. Развивающая игра “Парные картинки”.

Цель. Автоматизировать заданный звук или дифференцировать звуки. Развивать память и внимание.

Описание игры. Перед началом игры логопед отбирает несколько пар карточек (например при автоматизации звука [Р] могут быть использованы парные картинки: трава, труба, ведро, ракета, рука, рак, радуга, роза и т.д.), перемешивает их и раскладывает рубашкой вверх. Первый игрок переворачивает любые две карточки и четко произносит название. Если картинки из одной пары, ребенок забирает их себе; если из разных пар, нужно запомнить где они лежат, а затем перевернуть опять рубашкой вверх. Дети запоминают расположение картинок. Выигрывает тот ребенок, который набрал больше всего пар. Начинать можно с шести картинок и постепенно увеличивать количество пар карточек. Для усложнения игры логопед предлагает детям, когда они нашли парные карточки сосчитать эти предметы от одного до пяти (например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб), образовать существительное во множественном числе родительного падежа, образовать уменьшительно ласкательную форму, составить предложение с этим словом и т.д.

2. Развивающая игра “Прятки”.

Цель. Автоматизировать заданный звук или дифференцировать заданные звуки, развивать внимание и память.

Описание игры.

Первый вариант: перед ребенком логопед выкладывает шесть картинок (например: при автоматизации звука [Ш] используются следующие картинки: дедушка, бабушка, лягушка, ромашка, мышка, рубашка). Ребенок смотрит на картинки, потом закрывает глаза и логопед убирает одну картинку. Когда ребенок открывает глаза, ему нужно назвать какой картинки не стало и поставить эту картинку на место.

Второй вариант: перед ребенком раскладываются карточки, на одну больше чем лет ребенку. Логопед на этом материале отрабатывает ориентировку в пространстве (какая картинка первая, последняя, какая расположена между, после, перед картинкой, указанной логопедом). Просим ребенка внимательно посмотреть картинки и запомнить их порядок. Ребенок закрывает глаза, а взрослый перемешивает картинки, после чего просим ребенка расставить картинки по местам.

3. Развивающая игра “Найди отличия”.

Цель. Автоматизировать заданный звук или дифференцировать заданные звуки, развивать внимание.

Описание игры. Ребенку предлагается рассмотреть две картинки и найти отличия в зависимости от автоматизируемого звука (например: рыбак с рыбой), четко произнося слова с автоматизируемым звуком.

4. Развивающая игра “Лабиринт”

Цель. Автоматизировать звук изолированно и в слогах, развивать внимание.

Описание игры. Наглядный материал зависит от автоматизируемого звука.

Пример: при автоматизации звука [З] логопед предлагает ребенку помочь каждой пчелке долететь до своего цветочка. Ребенок произносит длительно звук [З] и может пальцем проводить по линии, может проводить карандашом или зрительно. В конце ребенок произносит слог. (Рисунок _1

Рис. 1

5. Развивающая игра “Найди закономерность”

Цель. Автоматизировать заданный звук, развивать мышление.

Описание игры. Ребенку предлагается рассмотреть картинки (Рисунок_2), назвать их и заполнить пустую клеточку (например из карточек Рисунок_3, Рисунок_4, Рисунок_5), не нарушая закономерность.

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

На материале этой игру отрабатывается лексико-грамматический строй речи.

6. Развивающая игра “Разрезные картинки”

Цель. Автоматизировать заданный звук, развивать восприятие.

Описание игры. Перед ребенком кладут картинку, разрезанную на 4-8 частей (по диагонали, горизонтали или вертикали). Затем картинку ломают и кладут в разных положениях на плоскости, после чего предлагаем ребенку сложить картинку и назвать ее.

После этой работы отрабатывается лексико-грамматический строй речи (составляется предложение с этим словом, отрабатываются уменьшительно-ласкательные формы существительного, согласование существительных с числительными, глагольный словарь, словарь прилагательных)

7. Развивающая игра “Прочитай слова по первым звукам”

Цель. Автоматизировать заданный звук, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Описание игры. Наглядный материал зависит от автоматизируемого звука.

Рисунок_6, Рисунок_7, Рисунок_8

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Инструкция: Прочитай слово по первым звукам (ответ РАК)

8. Развивающая игра “Сюжетная картинка”

Цель. Автоматизировать заданный звук, развивать внимание.

Описание игры. Логопед предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картинку, найти и сосчитать заданные одинаковые предметы. Например при автоматизации [Р] используется сюжетная картинка "Рыбный базар" (А. Милборн "Найди и посчитай. Путешествие по городу"). Ребенку предлагаем найти на картинке 9 крабов, 6 рыбаков, 5 ведер и т.д. Считать ребенок будет таким образом: 1 рыбак, 2 рыбака, 3 рыбака, 4 рыбака, 5 рыбаков и т.д.

9. Развивающая игра “Лото”

Цель. Автоматизировать заданный звук или дифференцировать заданные звуки, развивать мышление.

Описание игры. Перед началом игры логопед обращается к каждому из участников игры и определяет обобщающее понятие. Пример: ты Мария помогай - всю посуду собирай. Ты Иван помогай – все игрушки собирай и т.д. Логопед берет по шесть картинок разной тематической группы и перемешивает их. Показывая по одной картинке, логопед спрашивает, например: “Кому чашка?”, а в ответах детей, должно звучать ключевое слово: “мне – чашка”.

Например, при автоматизации звука р подбираются картинки:

Овощи: огурец, помидор, морковь, горох, картошка, репа.

Одежда: шорты, куртка, рубашка, шарф, фартук, сарафан.

Птицы: ворона, сорока, грач, воробей, страус, дрозд.

10. Развивающая игра “Шесть картинок”.

Цель. Автоматизировать заданный звук или дифференцировать заданные звуки. Развивать пространственные представления, долговременную память, внимание.

Описание игры. Ребенку предлагается рассмотреть карточку, на которой изображены шесть предметов названии которой есть звук, например [Р].

Логопед предлагает ребенку назвать предмет, который находится в верхнем правом углу, нижнем левом, между предметами, над (под) предметом и т.д.

После того, как материал будет разобран и произнесен детьми, логопед предлагает внимательно посмотреть на картинки и запомнить их, чтобы в конце занятия вспомнить эти картинки. Если ребенок справляется с запоминанием шести картинок, то на следующем занятии мы можем предложить для запоминания девять картинок. (Приложение 1)

Вашему вниманию предлагается конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков, с использованием развивающих игр:

Тема: Дифференциация Р – Л.

Цель: Дифференцировать произношение звуков Р – Л (изолированно, в словах, слогах и предложениях)

Задачи:

- развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

- закрепить умение согласовывать существительные с числительными.

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, пространственное представление.

Оборудование: Мягкая игрушка “Карлсон”, парные картинки, сюжетная картинка “Городской парк” Анны Милборн, кубики Кооса, картинки для дифференциации Р – Л в предложениях, серии сюжетных картинок Николая Радлова.

Ход занятий

Организационный момент:

Логопед (Л): Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам сегодня на занятие (логопед показывает мягкую игрушку Карлсона)

Дети (Д): Это Карлсон!

Л: Он говорит, что ему очень нужна ваша помощь.

Основная часть

Фонематическая разминка

Л: Ребята, послушайте, что рассказал мне Карлсон. Сегодня утром он взял книжку и начал читать, но ничего не понял, потому, что в некоторых словах звук Р поменялся на звук Л. Сейчас мы с Карлсоном прочитаем вам сказку, а вы внимательно слушайте и исправляйте ошибки.

В некотором царстве,
В волшебном государстве,
Не на небе – на земле,
В голоде, а не в селе, (в городе)
Жил Ванюша щи хлебал,
Черствой колкой заедал. (коркой)
Зная множество наук,
Не жалел Ванюша лук, (рук)
В дело вкладывал все силы –
От работы жалко было: (жарко)
В поле ложь посеял сам, (рожь)
Выстроил красивый хлам! (храм)
(Автор: Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг. Звуки Р, Рь)

Л: Молодцы, ребята, помогли Карлсону исправить все ошибки.

Фонематическое восприятие

Л: А вы никогда не путаете Р – Л. Сейчас проверим, повторяйте за мной (дети повторяют за логопедом слоговые упражнения).

ла – ра

ло – ро

лу – ру

лы – ры

ал – ар

ор – ол

ул – ур

ил – ир

лар

лор

лур

лыр

рал

рол

рул

рыл

Игра “Парные картинки”

Л: Ребята, малыш и Карлсон очень любят играть в игру “Парные картинки”. Давайте поиграем с вам в эту игру.

Перед началом игры логопед отбирает парные картинки, перемешивает их и раскладывает рубашкой вверх. Первый игрок переворачивает любые две карточки и четко произносит название. Если картинки из одной пары, ребенок забирает их себе; если из разных пар, нужно запомнить где они лежат, а затем перевернуть опять рубашкой вверх. Дети запоминают расположение картинок. Выигрывает тот ребенок, который набрал больше всего пар.

Физ. минутка

- ремонтируем пропеллер для Карлсона (собираем узор из четырех кубиков Коса “Пропеллер”)

- делаем зарядку вместе с Карлсоном (дети выполняют движение по инструкции логопеда)

Л: Положите правую руку на правое плечо, левую руку на левое плечо. Заводим мотор (дети выполняют вращательное движение вперед и назад)

- пальчиковая игра "Ореховый гном"

Серия сюжетных картинок Николая Радлова.

Л: А еще наш Карлсон любит пошалить, он перепутал картинки Малыша. Давайте разложим картинки в правильном порядке и составим рассказ.

Сюжетная картинка “Городской парк” А. Милборн.

Л: Давайте отправимся с Карлсоном гулять в парк, будем находить одинаковые предметы и считать их.

Д: Одна красная лодка, две красные лодки ... (дети согласовывают существительные с числительным: 5 красных лодок, 7 роллеров, 5 желтых шаров)

Итог занятия

Л: Молодцы, ребята, вы помогла Карлсону и теперь он никогда не будет путать звуки Р и Л, и вы внимательно следите за своими звуками.