Развитие интереса к физкультуре и спорту у детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях оригами

Разделы: Технология, Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей


Физкультура – враг болезней!
Всем известно с детских лет:
В жизни средства нет полезней
От телесных разных бед.

И душе в здоровом теле
Доброй, чистой легче жить.
Значит надо в самом деле
С физкультурою дружить.

Влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить:

  • улучшает обмен веществ;
  • регулирует состав крови;
  • благоприятно влияет на физическое и психическое развитие;
  • тренирует сердечнососудистую систему;
  • является профилактикой ряда заболеваний, в том числе и опорно-двигательного аппарата   (плоскостопие, сколиоз и так далее);
  • повышает иммунитет;
  • способствует своевременному возникновению двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию;
  • учит самодисциплине и развивает полезную привычку;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей,
  • в значительной степени поднимается самооценка ребенка (быстрее бегает, выше прыгает, просто более ловкий и подвижный), он начинает верить в себя, в свои силы.

Именно физкультура (а не спорт) должна стать постоянной попутчицей в жизни детей.

Приобщение детей к спорту и физкультуре – дело безусловно нужное. И , если самых маленьких детей надо заинтересовывать в занятиях физкультурой, то детей постарше можно уже заинтересовывать и спортом.

Чем отличается физкультура от спорта? Самое важное отличие – это цели. Человек, занимающийся физкультурой, делает это для поддержания физической формы и благотворного влияния на здоровье. Что же касается спорта, то в этом случае главной целью является совершенствование, стремление к лидерству в том или ином виде спорта. Физической культурой необходимо заниматься каждому человеку, чего не скажешь о спорте. Следить за своим здоровьем необходимо каждому человеку.

Приучать детей к занятиям физкультурой можно абсолютно всегда. И даже на занятиях по такому далекому от физкультуры виду творчества как оригами.

На занятиях по оригами можно не только научить детей непосредственно этому предмету, но и попытаться сделать занятия полезными для здоровья.

Занятия по оригами целесообразны для детей совершенно разных возрастов. В данный момент будем говорить о занятиях с детьми от 3 до 10 лет, с которыми я работаю.

Надо сказать. что занятия оригами на современном этапе очень востребованы детьми такого возраста и их родителями.

Это вполне понятно, ведь оригами:

  • развивает способность работать руками под контролем сознания,
  • развивает мелкую моторику рук, точные движения пальцев,
  • способствует концентрации внимания,
  • стимулирует развитие памяти,
  • активизирует мыслительные процессы,
  • способствует созданию игровых ситуаций,
  • способствует развитию речи детей

Учитывая вышесказанное, умышленно подводя детей к данной теме, я решила провести в своих учебных группах опрос детей , всего несколько вопросов:

1. Как вы думаете, почему человек болеет?

2. Как вы думаете, что легче – вылечиться или не заболеть?

3. Как вы думаете, что нам помогает укреплять свое здоровье?

4. Как вы думаете, зарядку делать интересно или неинтересно?

5. Как вы думаете, а могут ли наши занятия помочь вам заинтересоваться физкультурой и спортом?

Ответы детей:

- Человек болеет, потому что заражается микробами

- Человек болеет, потому что у него слабый организм

- Укрепляют здоровье витамины и зарядка, прогулка на свежем воздухе, активные спортивные игры .

- Зарядку делать сначала интересно, а потом не очень. Но это нужно. Приходится разнообразить зарядку.

- Занятия нам помогут обязательно! А мы вообще и так уже любим спорт.

Конечно, многие бросились сразу же демонстрировать свои спортивные достижения :

На занятиях все время говорим с детьми просто о здоровом образе жизни, о том, как важно:

  • летом - весело бегать, прыгать, плавать, ходить в походы, гонять мячик,
  • осенью - гулять по лесу, работать в саду,
  • зимой - гулять на воздухе и заниматься энергичными играми.

С детьми постарше говорим и о спортсменах, о том, что можно заниматься долго, упорно, и тогда сможешь попасть в сборную нашей страны и поехать на Олимпиаду. Тем более что до сих пор очень много говорят про Олимпийские Игры в Сочи.

Вместе составили схему “Зимние спортивные игры”, так как работа наша все же проходила зимой.

Дети легко вспоминают зимние виды спорта

Младшие дети называют катание на санках, снегокатах, лыжах.

Дети постарше уже назовут и фигурное катание, и конькобежный спорт, и горнолыжный спорт.

Школьники называют уже не просто лыжный спорт, а разделяют его на гонки, биатлон, прыжки с трамплином, фристайл и т.д.

Решили подумать, а как можно совместить наши с детьми интересы – оригами и спорт. И мы вдруг поняли, что эти два занятия, казалось бы совершенно разные, могут оказывать реальное влияние друг на друга.

Мы решили, что гораздо интереснее делать на занятии то, о чем знаешь, что наблюдаешь в жизни вокруг себя и то, чем интересуешься.

Поэтому я в свою программу включила целый блок занятий, связанных со спортом, здоровым образом жизни, который в моей программе называется “Зимние игры и развлечения”, и имеет своей целью как раз заинтересовать детей с помощью оригами физическими занятиями.

Из любви к здоровой жизни,
И из чувств патриотизма,
Радуясь за всю страну
- В гости к нам Олимпиада! –
В работу нашу включить рады
Темы зимние, спортивные,
Очень даже позитивные.
На занятиях с детьми
Виды спорта вспоминаем,
И оригамными фигурками
Их изображаем!

Итак, в процессе работы знакомимся с известными спортсменами, рассматриваем фото-графии, узнаем какие-нибудь интересные факты из их спортивной карьеры, а также знако-мимся с их спортивными достижениями, проводим тематические динамические минутки на занятиях.

Дети приносили на занятия книги о спортсменах, выступали с рассказами об известных спортсменах, вспоминали мультфильмы, в которых герои занимаются зимними играми

Далее – непосредственно процесс изготовления фигурок спортсменов в технике оригами и бумагопластики.

И в конце этой работы – непосредственная театрализация – имитация спортивных соревнований...

Таким образом, наблюдается следующая цепочка от игры через оригами к здоровью:

Активное участие в зимних играх и развлечениях

Повышение интереса к зимним видам спорта

Желание иметь игрушки и картинки о своих любимых зимних развлечениях

Творческая работа в технике оригами, которая сильно влияет на развитие ловкости, моторики и двигательной активности

Спортивные соревнования “на столе”

Стимулирование к собственным занятиям физкультурой и спортом

Укрепление своего здоровья.

В творческих работах мы стараемся изобразить наши зимние занятия и игры на свежем воздухе.

Для детей 3 лет обозначаем зимние виды спорта - как просто игры зимой – играем в снежки, строим крепости, лепим снеговиков. На занятиях по этой теме в качестве динамической минутки играем в игру “Нос Снеговика” (приставить с завязанными глазами нос-морковку к голове прикрепленного к доске большого снеговика).

В процессе изготовления творческой работы дети приобретают и отрабатывают первые навыки складывания. Важно научиться загнуть уголок, сделать складку и прогладить ее, т.е. сделать четкой и крепкой.

В качестве творческой работы по заданной нами теме выполняем плоскостную аппликацию Снеговик”.

С детьми 4 лет мы делаем более объемную работу – строим из “комков” “Снежную крепость”. Таким образом, получается необходимость загнуть уголки на большом количестве квадратов разного размера..

В качестве динамической минутки на этом занятии дети играют в игру “Кто быстрее соберет все “снежки””.

Детям 5 лет очень интересно играть в сделанные ими фигурки. Мы говорим на занятиях, что с горки можно не просто кататься на санках, ледянках, снегокатах, а можно еще и соревноваться в скорости, точности проезда, как на настоящих соревнованиях. Для создания игровой спортивно-соре6вновательной ситуации мы делаем фигурку Горка”.

Маленькие саночки сделать им трудно, поэтому, чтобы работа вызвала больший интерес, я им даю в дополнение к сделанной горке маленькие саночки, которые делаю сама.

В результате, с помощью сделанных фигурок можно устроить настоящие соревнования, что и происходит на динамической минутке.

Дети 6 лет делают фигурку “Лыжник”. Фигурка, с которой можно поиграть, вызывает у детей активный интерес.

На динамической минутке на этом занятии дети пробуют ходить как лыжники, пытаясь изобразить скользящий шаг.

Многие дети, которые у меня занимаются в дошкольных группах, поступают в 1 класс школы, на базе которой я занимаюсь с учащимися 1–4 классов.

Наряду с этими детьми, которые уже все-таки имеют определенную подготовку, в группах оказываются и новички. Поэтому работы по теме “Зимние игры и развлечения”, с одной стороны, все-таки отличаются от тех, которые мы делали с 6-тилетними детьми, а с другой сторон, все-таки не очень сложные.

С детьми 1 класса тему “Зимние игры и развлечения” освещаем двумя творческими работами - делаем фигурку “Снеговик” и “Лыжник”.

“Снеговик” - понятие близкое и любимое для первоклассников. Конечно, просто уголочки им загибать совсем неинтересно, поэтому их Снеговик будет стоять на столе, сделан он из разной величины “стаканчиков”, которые считаются одной из классических фигурок оригами. Во-первых, фигурка “Стаканчик” по сложности вполне доступна для детей 1-го класса, а, во-вторых, при изготовлении сразу такого количества “стаканчиков” идет хорошая отработка складывания фигурки “стаканчик”. А также, изготовленная фигурка получается объемной, что детьми очень ценится.

На динамической минутке дети с удовольствием играют в игру “Нос Снеговика” (приставить с закрытыми глазами “нос” нарисованному, например, на большом листе ватмана снеговику).

“Лыжник” - фигурка, которую я отношу к составным фигуркам оригами, каждая деталь фигурки складывается по принципам оригами, лыжами становятся просто полоски картона.

С детьми 2 класса делаем фигурку “Спортсмен” с набором : лыжи, сноуборд, винтовка для биатлона. С одной стороны, фигурка “Спортсмен” аналогична фигурке “Лыжник”, которую мы делаем в 1 классе. С другой стороны, у более старших детей она получается более аккуратной, а также она дополняется мелкими фигурками – “Лыжи”, “Сноуборд”, “Винтовка”.

В качестве динамической минутки разучиваем с детьми упражнения – “Лыжный шаг”, “Стойка сноубордиста”, “Поза стрелка”.

Дети 3 класса, в отличие от второклассников, начинают очень интересоваться сложными фигурками, а не “как для маленьких”. С ними мы в рамках темы “Зимние виды спорта” делаем фигурку “Спортсмен” и “Санки” (со спинкой и без спинки).

  • Фигурку “Спортсмен” мы делаем с расчетом того, что это будет спортсмен-саночник, бобслеист. Для этой роли очень подходит фигурка человечка, собранная из “двухтрубных корабликов”. Эта фигурка как раз напоминает спортсмена-саночника в специальном костюме и в шлеме.
  • Фигурка “Санки” - моя авторская модель, представленная на одной из проходящих регулярно в Москве международных научно-технических конференциях педагогов оригами.

В качестве динамической минутки проводим игру на внимание (поднимание рук в разных положениях) “Санки-лыжи-сноуборд”.

Дети 4 класса очень ориентированы на изготовление коллективных работ. Игровые фигурки им уже становятся неинтересны, а вот сделать свой вклад в общую работу, внести свой вклад в оформление спортивного стенда, в оформление актового зала школы – это им очень нравится.

Олимпийский флаг! Все дети узнали (кто-то поговорил дома с родителями, а кто-то послушал на занятии) , почему флаг Олимпиийских игр именно такой – белый с пятью разноцветными кольцами. А заодно и сделали такие флаги на творческих занятиях.

В качестве динамической минутки ребята очень любят игру “Путаница”. В нее мы играем, потому что перед этим как раз говорим о том, как тщательно сплетены олимпийские кольца в эмблеме Олимпийских игр.

Таким образом, на нескольких занятиях по теме “Зимние игры и развлечения”, применяя игровые и здоровьесберегающие технологии обучения, получается осветить тему зимних видов спорта для детей различного возраста.

С огромным воодушевлением с небольшими изменениями для разных возрастов выполняется работа “Олимпийский факел”.

Надо сказать, что многие дети очень хорошо знали, как выглядел настоящий факел Олимпиады. Это и хорошо, ведь значит, вся наша работа не прошла даром, и, по крайней мере, интерес к спортивным мероприятиям у ребят в результате наших работ развивается большой. Поговорив об эстафете Олимпийского огня во время проведения Олимпийских Игр, со старшими детьми знакомимся с историей зарождения и развития олимпийского движения.

Очень большой интерес у детей вызывают Символы Олимпиады.Сделать надо обязательно всех!

Для детей очень важным моментом является признание его работ. С этой целью необходимо участвовать в конкурсах и выставках!

А фантазия если уж забурлит, то начнутся и самостоятельные работы! И даже не обязательно оригами. Главное – темы спорта!

Итоги занятий, составивших основу моего педагогического проекта “Оригами и спорт”:

  1. Такие занятия доставили радость детям, которые самостоятельно сделали себе фигурки-игрушки спортсменов;
  2. Все дети приобрели дополнительные навыки работы с бумагой, ножницами;
  3. В процессе работы у детей вырос интерес к занятиям зимними видами спорта;
  4. В результате проведенной работы дети задумались о своем здоровье, поняли важность занятий физкультурой.

Очень надеюсь, что мои воспитанники с удовольствием будут кататься на лыжах, на коньках, делать зарядку и вырастут сильными, ловкими, здоровыми.