“Книга,возможно, наиболее
сложное и
великое чудо из всех чудес,созданных
человечеством на пути к его счастью
и могуществу будущего”.
А.М.Горький
В рамках методического семинара представляю свой обобщённый педагогический опыт. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) нового поколения устанавливают предметные и метапредметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике.
Факторы, оказавшие влияние возникновения и становления педагогического опыта (Слайд №3): внедрение ФГОС, курсовая подготовка, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.
Социологические исследования выявили такие негативные тенденции (Слайд №4):
- заметное снижение интереса к чтению;
- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-, аудиотехника, а также компьютер вытеснили книгу из жизни;
- в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях;
- важный показатель неблагополучия – ухудшение содержание и качества чтения, снижение его продуктивности и др.
Есть ли в новый век информационных технологий, повсеместной компьютеризации будущее книги?
Если есть будущее у человека, то оно есть и у книги.(Слайд №5) Книги нужны нам как источник духовного обогащения. Книги несут в себе огромное количество информации. Они воспитывают не только разум, но и чувства человека, поскольку именно чтение книги способно вызвать в человеке нравственно-эстетические переживания. Чтение должно быть духовной потребностью ребёнка, тропинкой к вершине умственного, нравственного и эстетического развития.
В.А.Сухомлинский писал: “Хорошая книга – окошко, через которое дети видят и познают окружающий мир и самих себя. Оно открывается перед ним тогда, когда, наряду с чтением, наряду с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа со словом”. (Слайд №6)
Актуальность выбранной темы (Слайд №7) определяется тем, что дети перестали читать, а значит страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребёнка.
Детское чтение нуждается в поддержке.
Цель работы: - формирование у школьников читательского интереса через задачи:
1. Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений.
2. Развивать литературную речь.
3. Приобщить к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.(Слайд №8)
Нужна ли сегодня ребёнку книга, когда вокруг столько развлечений?! Я думаю, что нужна. Ученику нового столетия, овладевающему с начальной ступени обучения основам компьютерной грамотности, следует прививать вкус и хорошей книги, умение выбрать необходимую литературу, развивать навыки наиболее рациональной самостоятельной работы с книгой.
Одно из требований ФГОС- самостоятельное добывание информации из различных источников(книги,журналы, энциклопедии, справочники и мн.др).(Слайд №9)А для того, чтобы ученик не испытывал трудности в добывании этой информации учителю необходимо научить ребёнка бегло и осознанно читать.
Как сделать, чтобы чтение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? (Слайд №10)
Эти вопросы всегда волновали меня, заставляли искать, пробовать, что-то накапливать в своём опыте.
Для активизации познавательной деятельности учеников в своей работе использую различные методы, приёмы, формы, виды деятельности.
Для развития мышления и речи на уроках разгадываем ребусы, кроссворды, шарады. Детям очень нравится загадывать и разгадывать загадки, которые учат наблюдать за окружающим миром, воспринимать жизнь многократно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. (Слайд №11)
Для развития фонематического слуха на уроках разучиваем скороговорки, считалки, весёлые стихи. Это также помогает детям в отработке дикции, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.
Для формирования интереса к чтению и изучению литературы применяю разнообразные формы уроков – урок-праздник, урок- путешествие, урок-КВН и др. (Слайд №12)
Ценностный вид деятельности детей начальных классов – игра. В период обучения грамоте пользуюсь пособием Н.Н.Максимук “Игры по обучению грамоты и чтению”. (Слайд №13)
Во 2 классе провожу игру – соревнование “Пополни свой конверт”. Дети каждое прочитанное произведение (стихотворение, рассказ, сказка и др.) записывают на листочках и вкладывают в конверт, затем проводится проверка прочитанного на уроках литературного чтения в виде пересказа, сочинения, рисунка. Подводится итог по окончании четверти и выявляется победитель, который награждается грамотой.
Для знакомства с дополнительной литературой провожу 5-10 минутки чтения на уроках и русского языка, и литературного чтения, и математики.Необходимо заинтересовать классв чтении. Приходится вырабатывать свою систему проведения пятиминуток-десяти минуток чтения, учитывая психологию каждого своего ученика и класса в целом. Вначале (в конце 1 класса , как только дети научились читать) это были задания типа “Принеси свою любимую книгу”, “Приготовь своё любимое стихотворение” и т.д. Затем, исходя из того как дети читают, учитывая технику чтения , раздаю карточки с небольшими текстами для слабо читающих, с объёмными текстами для хорошо читающих , тексты читаются неоднократно на других уроках, так как при повторном чтении одного и того же текста увеличивается скорость чтения. Задавая вопросы по текстам (второй экземпляр текстов у меня), проверяю осознанность прочтения.
Мой опыт показывает, что очень полезно давать список книг на лето, начиная с 1 класса и продолжая до 4 класса. После прочтения книг, фиксировать количество прочитанных страниц под контролем родителей. Я использую самодельные книжки – малышки. Затем в начале учебного года обязательно подвести итог и выявить победителей. Затем в 3 классе ведём “Дневник юного читателя”, а в 4 классе журнал “Хочу всё знать” (Слайд №14)
Результаты проделанной работы (Слайд № 15)
К концу 4 класса большинство учащихся умеют устанавливать последовательность событий в рассказе и осмысливать взаимосвязь событий, самостоятельно делить текст на смысловые части, выделять главное в содержании, составлять план прочитанного, находить дополнительную информацию из различных источников для урока и мн.др.
Участвую в школьных мероприятиях, связанных с литературной направленностью. (Слайд №16)
Во внеурочной деятельности также продолжается работа по формированию читательского интереса у учащихся. Дети любят посещать сельскую библиотеку и участвовать в различных мероприятиях, проводимых библиотекарем.(Слайд № 17)
Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Известный учёный и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришёл к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту даёт возможность ребёнку успешно учиться в 5 классе.
Результаты техники чтения(Слайд № 18) показывают, что большинство детей начинают овладевать техникой чтения, устной речью, а соответственно и письменной, дружат с книгой и я думаю, что в дальнейшем будут хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения.
Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все их учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является всё-таки умение бегло читать.
Так что чтение действительно – самое главное учение.
Спасибо за внимание! (Слайд №19, 20)
* * *
Эссе
Я - учитель
“Учитель! Сколько строчек о тебе!
С каких начать, я и не знаю даже.
Как много разного в твоей судьбе!
Да как об этом коротко расскажешь
Ты в сельской школе или в районо,-
Кто ни был ты- директор, завуч, классный,
Предметник, воспитатель – всё - равно
Профессия УЧИТЕЛЬ прекрасна!”
О.Кудреватых, г.Белово
Профессия учителя интересна, многогранна, увлекательна, трудна, ответственна. Всё это я понял ,когда отработала в школе учителем начальных классов более 20 лет. Стать учителем я хотела ещё в детстве. Закончив 10 классов, поступила в педагогическое училище, после его окончания пришла работать в свою родную школу. Затем закончил педагогический университет и продолжила работу в школе.
Первый урок.... У всех девочек белые банты, у мальчишек – короткие стрижки. Испуганный взгляд, затаённое дыхание, все внимательно слушают. Давая первые урок , я поняла , что сделала правильный выбор - посвятить свою жизнь детям. Очень важно, с первых минут общения с ребёнком - найти общий язык и взаимопонимание, чтобы между детьми и учителем был тесный душевный контакт, тогда работа будет ладиться и многое получиться, так как детей невозможно обмануть .
Идут годы, меняется время, меняются дети и их родители.
Когда я принимаю первый класс, меня всегда волнуют вопросы: а что представляют из себя мои будущие ученики, что представляют их родители, будет ли найден общий язык и с детьми, и с родителями? Ведь сколько надо вложить труда, терпения, любви, ласки, доброты, чтобы из этих несмышлёных ребятишек через 4 года получить умных, добрых, отзывчивых детей.
Многолетняя практика подсказывает мне, что в наше трудное время воспитание ребёнка надо начинать с воспитания доброты. Как сказал Т.Рузвельт: “Воспитать человека интеллектуальным не воспитав нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. Разве ребёнок, проживший первые школьные годы в окружении добра, любви и ласки, может в дальнейшем стать злым ,жестоким или обидеть своих близких? Нет”.
В первую очередь я в своей работе уделяю огромное внимание воспитательной работе .Учитель начальных классов учит не только чтению, письму, счёту, но и добру, потому что “кто не познал науку добра , тому всякая иная наука будет во вред (Ш.А.Амонашвили)”.
С первых дней в школе ребёнок попадает в коллектив и его необходимо научить жить в этом коллективе. “Маленький человек должен любить все живое, ведь только доброта открывает ребенку и детскому коллективу радость взаимопонимания. (В.А.Сухомлинский)”
Уметь радоваться успехам своих сверстников , достойно переживать свои удачи и неудачи своих одноклассников, быть рядом с теми кому плохо- вот над этим я постоянно работаю с детьми.
Очень отрадно наблюдать, как дети учатся договариваться между собой, могут выслушать друг друга, уступать в чём-то и всегда готовы прийти на помощь.
Первоклассник во многом таков, каким видит его учитель: смешной, наивный, робкий. А учитель для него становится “ источником света и тепла. Особенно важно согреть этим теплом. Ребёнок подобен цветку, который раскрывается навстречу солнцу. Если к нему подходить с любовью и верой в успех , он поворачивается к учителю своей светлой стороной”
Для меня нет хороших или плохих учеников. Каждый ребёнок-это личность, со своим характером , поведением, отношением к окружающему миру, со своими индивидуальными способностями к обучению. Одним из важных факторов в учебном процессе – создание на уроке ситуацию успеха для каждого учащегося. Вот поэтому я применяю в своей работе дифференцированный подход в обучении. Это необходимо для того, чтобы каждый ребёнок чувствовал на что он способен. Тогда учиться он будет с желанием, интересом ,радостью. Ещё К.Д.Ушинский утверждал, что “деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но даже и полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения” Каждый ребёнок в поле зрения , и в первую очередь слабые ученики. Каждый чувствует себя в классе как дома.
На своих уроках применяю разнообразные формы и методы обучения. Элементы занимательности и неожиданности формируют прочные знания и умения, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными. С введением ФГОС интересна для детей проектная деятельность . В этот момент в классе царит атмосфера добра и дружелюбия, рабочий гвалт. Ведь эта деятельность и предполагает деление на группы , затем и работа в группах, а там необходимо самим детям распределить обязанности и выполнять работу на конечный результат. Вот здесь и важен воспитательный момент – умение договариваться. Видя горящие глаза, “лес” поднятых рук, сердце радуется. Чувствуешь, что твоя работа, твой вклад прошёл недаром. Есть отдача от детей.
А чего стоят детские глаза! В них можно прочитать и озорные мысли, и увидеть виноватый взгляд, увидеть радость и обиду. Прихожу в класс, вижу их счастливые глаза, которые так искренне удивляются всему новому, что забываю о своих невзгодах и трудностях . Меня тянет к детям , вместе с ними переживаю неудачи, радуюсь успехам. Я знаю - почему ребёнок сегодня грустный, а почему весь сияет. Двое поссорились, нужно поговорить с обоими, помочь разобраться в трудной для них ситуации, научить прощать и просить прощение.
После рабочего дня испытываешь усталость, но работа с детьми скрашивает её.
Так идут дни, пролетают четверти, мчится жизнь. Вот проходят 4 года , за которые так прикипаешь к детям и все они становятся родными и близкими. Всегда так жаль расставаться, а потом ещё следишь и переживаешь за них уже в среднем звене. Они как куколки, превратившиеся в бабочки и полетели дальше.
И снова первоклассники......и пошла работа.
“Сегодня – трон, а завтра – эшафот,
Сегодня - звёзды с неба. Завтра - слёзы
Вот повезло, а вот – наоборот
Сто раз шипы и очень редко – розы.
Учитель! Сколько строчек о тебе!
Стихи, статьи, рассказы, киноленты.
Дай Бог всего-всего в твоей судьбе!
И эти для тебя аплодисменты!”
О.Кудреватых