Цель: развитие логического мышления.
- Продолжать развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); упражнять в умении выполнять задание по образцу; развивать положительные эмоции;
- Продолжать развивать речь, обогащать словарный запас детей; упражнять в умении составлять слова по первым звукам, развивать фонематический слух; память; продолжать воспитывать у детей способность слушать, не перебивая;
- Закреплять знания о составе числа, умение ориентироваться по плану в помещении; развивать двигательную активность и мелкую моторику; формировать представления о взаимопомощи членов команды, дружеского отношения между детьми.
Оборудование: иллюстрация корабля, Замка, маяка, карта Острова Сокровищ, индивидуальные задания для детей, сундучок с сокровищами, музыкальное сопровождение (Газманов “Морячка” и др.); одежда детей и воспитателя в “пиратском стиле”.
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации, с целью постановки проблемы и создание мотивации; упражнения на развитие логического мышления и творчества (игры-головоломки), ребусы, дидактические пособия, наглядный материал; использование музыкального сопровождения, динамическая пауза; художественное слово.
Предварительная работа: просмотр мультфильма “Остров сокровищ”, рассматривание иллюстраций, выполнение заданий на развитие логического мышления на логопедических, коррекционных и на занятиях по математике.
Ход занятия
I. Организационный момент. Звучит шум моря и голоса:
- Земля! Земля! Вижу землю! Сэр, а это не тот ли остров сокровищ, который мы ищем?
Да, это он. Потерпите, дружище, ещё немного и клад будет наш. Ха-ха-ха!
Дети вместе с воспитателем, одетые в костюмы пиратов, входят в зал. Зал украшен в морском стиле. На стене висит картина пиратского корабля с флагом. Стоит мольберт с пиратской картой.
Воспитатель сообщает детям:
- Ребята, мы с вами пираты и находимся на “Острове сокровищ”. Но чтобы стать настоящими пиратами, нам необходимо произнести “Клятву настоящих пиратов” (при словах “Клянемся”, дети поднимают руку):
Быть отважными, смелыми и не бояться никаких трудностей. Клянемся! (все хором) КЛЯНЕМСЯ!
Быть сильными, мужественными и не пасовать перед препятствиями. Клянемся! (все хором) КЛЯНЕМСЯ!
Ценить дружбу и приходить на помощь товарищам по первому зову. Клянемся! (все хором) КЛЯНЕМСЯ!
Не ссориться по мелочам, быть терпеливыми и мудрыми. Клянемся! (все хором) КЛЯНЕМСЯ!
Всегда идти навстречу новым приключениям и удивительным путешествиям. Клянемся! (все хором) КЛЯНЕМСЯ!
Не хныкать, не обижаться и всегда улыбаться. Клянемся! (все хором) КЛЯНЕМСЯ! КЛЯНЕМСЯ! КЛЯНЕМСЯ!
- Теперь мы с вами настоящие пираты и можем отправляться за кладом.
Хотите отыскать клад? (Да!)
- Но чтобы его найди, нам нужна настоящая пиратская карта. (Воспитатель показывает карту). Нам необходимо расставить на карте места наших остановок. У нас есть условные обозначения наших остановок (Фото 1):
Фото 1
- Начало пути обозначено “Пиратским кораблем”. Она находится в нижнем левом углу. (Ребенок крепит картинки на карту, согласно заданию).
- Замок Старой Разбойницы – в верхнем правом углу.
- Берег разбитых кораблей – в верхнем левом углу.
- Маяк Мудреца – в нижнем правом углу.
- Музыкальная равнина – в середине карты.
- По мере продвижения, мы будем выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание, нам будут давать ключ – букву, что пригодится при поиске клада. А для себя я на маленькой карте тоже сделаю пометки.
Давайте поглядим на карту. Где мы сейчас находимся? Правильно, где “Пиратский корабль”. Куда мы идем дальше? Правильно по стрелке, к “Берегу разбитых кораблей”.
II. Дети вместе с воспитателем подходят к следующему пункту.
- Вот мы на “Берегу разбитых кораблей”. Посмотрите, на берег вынесло бутылку. Здесь что-то есть. Ребята, здесь письмо: “Если хотите найти клад, выполните два задания.
Сделаете правильно, получите ключи-буквы, среди кораблей”:
1.“Расставь правильно цифры”, дети подходят к столам и выполняют задание на состав числа;
2. “Составь слово”, дети расшифровывают слово “СОКРОВИЩЕ”.
- Вы все сделали правильно, давайте поищем ключи-буквы среди разбитых кораблей.
Рассматривают корабли, находят буквы. Смотрят карту и идут по стрелке дальше.
III. Подходят к Замку старой разбойницы. Детей встречает Разбойница (Фото 2):
Фото 2
- Здравствуйте, ребята! Вы попали в мой Замок. Куда путь держите? А ключи-буквы вам нужны? Но я вам их не дам, пока вы не выполните мои задания:
1.“Зашифровщики”, дети расшифровывают слова по первым звукам и записывают на листочке;
2.“Ребусы”, дети отгадывают слово.
Разбойница хвалит детей за выполненные задания и дает две буквы.
Дети смотрят карту и определяют дальнейший путь.
IV. Дети идут дальше и попадают на музыкальную равнину.
Динамическая пауза. (Газманов О. “Морячка”).
После динамической паузы дети смотрят карту и отправляются к Маяку.
V. У Маяка их встречает Мудрец (Фото 3):
Фото 3
- Здравствуйте, ребята! Может быть, вы что-то ищите?
- Да! Мы ищем сокровища.
- Я помогу вам их найти. Но сначала вы должны выполнить мои задания:
1.“Верно или неверно (суждения)”. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы отвечая на них должны сказать “верно” или “неверно”:
- У коровы есть рога?
- У белки шерсть лап?
- Коза покрыта чешуёй?
- Дети катаются на лыжах по улице летом?
- На деревьях растут овощи?
- На деревьях растут фрукты?
- Быки живут в гнездах?
- Бабушки молодеют и становятся девочками?
- Осенью куры улетают в тёплые края?
- Люди пилят дрова топором?
- Соловьи могут прекрасно петь?
- Совы могут прекрасно рисовать?
Мудрец хвалит детей и предлагает следующее задание:
2.“Найди недостающую фигуру”.
- В этом задании вам нужно дорисовать недостающую фигуру. Сейчас я предлагаю сесть на свои места. У каждого из вас есть листочки, где нарисован квадрат, разделённый на 9 частей с нарисованными фигурами. Но одна клетка пустая. Посмотрите что это за фигуры, на кого они похожи? (На кошек). Чем отличаются эти кошки? Определите закономерность , по которой располагаются эти геометрические кошки и дорисуйте недостающую.
Мудрец хвалит детей и предлагает следующее задание:
3. Игра-головоломка “Листик”. Кораблик.
- Ребята, а пираты плавают на чём? (На корабле). Давайте построим вот такой корабль (показ образца). Возьмите конверты, достаньте детали, постройте корабль.
Дети самостоятельно выполняют задания. Мудрец проверяет выполнение.
- Ребята, вы справились со всеми заданиями, за это я даю вам 2 ключа.
Вами собраны ключи-буквы. Составьте из них слово. Это будет ответом, где спрятаны сокровища. (Дети складывают слово “сундук”).
Воспитатель:
- Значит, нам надо искать сундук! Давайте посмотрим на карте, где спрятан сундук? Сундук с сокровищами зарыт между Маяком и кораблем.
Дети с воспитателем не находят обозначение клада и обращаются к Мудрецу. Мудрец даёт подсказку:
- Хорошо, я Вам помогу. Я точно знаю, где клада нет: его нет между кораблём и Берегом разбитых кораблей, его нет между Берегом разбитых кораблей и Замком Разбойницы, его нет между Замком и маяком.
Дети обсуждают местонахождение сундука и находят клад.
Звучит “волшебная” музыка и воспитатель достаёт сундук, открывает его, раздаёт сокровища и угощает детей, гостей.