Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений в работе классного руководителя с младшими школьниками является формирование у них культуры поведения.
Именно в начальных классах должны закладываться основы аккуратности, опрятности, вежливости, пунктуальности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в других общественных местах. Как показывает опыт, отсутствие элементарных привычек у обучающихся уже в более старшем возрасте затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: тактичности, деликатности, предупредительности, непринужденности и т.д.
Работа по привитию культуры поведения у обучающихся должна проводиться в системе разными специалистами ОУ – классным руководителем, учителями-предметниками, школьным психологом, воспитателями группы продленного дня, а также включать разнообразные мероприятия: тематические классные часы, часы общения, этические беседы, психологические и педагогические тренинги по развитию коммуникативных и других практических навыков.
Представленное занятие является одним из цикла коррекционно-развивающих, воспитательных занятий, направленных на решение выше обозначенных задач.
Организация же подобной работы с применением игровой технологии, а также деятельностного подхода, помимо воспитательных и коррекционно-развивающих задач позволяет создавать условия для поддержания высокой мотивации у обучающихся на самом занятии, а также решать задачу формирования универсальных учебных действий (в том числе коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД).
Данное занятие разработано с учетом методических рекомендаций по организации занятия в рамках системно-деятельностного подхода и оформлено в виде технологической карты, включающей в себя следующие разделы (конспект занятия представлен в Приложении 1)
Технологическая карта занятия с кратким конспектом
Этап занятия |
Цель |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Используемый дидактический материал |
Формируемые УУД |
|
|
|
|
|
|
Цель занятия: создание условий для формирования у младших школьников потребности к соблюдению основных норм этикета во взаимодействии с окружающими путем актуализации и расширения представления о них средствами интеллектуального игры.
Задачи занятия:
- Обучающие:
- актуализация знаний и расширение представлений о понятиях «этикет», «правила поведения», «правила поведения за столом во время приема пищи», «правила поведения во время отдыха на природе», «правила поведения во время игрового взаимодействия», «правила поведения в школе», «правила использования сотового телефона в учебное время», «правила поведения в библиотеке», «нормы взаимодействия с людьми разного возраста и пола», «нормы словесного обращения к человеку пожилого возраста», «правила поведения в конфликтной ситуации», «дресс-код», «пунктуальность», «речевой этикет», «вежливый человек».
- Развивающие:
- совершенствование умения воспринимать информацию, представленную в разной форме (видеофрагмента, пословицы, изображения, текста и пр.), анализировать ее, делать на ее основе выводы;
- формирование умений строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и педагогом, сотрудничество со сверстниками во время групповой работы, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса;
- развитие умения высказывать и аргументировать свою точку зрения, представлять результат групповой работы, защищать, аргументировать свою точку зрения.
- Воспитательные:
- содействие формированию самоконтроля в поведении детей;
- создание условий для повышения уровня воспитанности обучающихся.
Адресат: обучающиеся младшего школьного возраста.
Форма проведения: работа в группах.
Необходимое оборудование: мультимедиа проектор, аудиоколонки, компьютер; компьютерная презентация в форме дидактической игры с вопросами и ответами, связанными между собой гиперссылками (Приложение 2); оформление классной доски: «речевые подсказки» для формулирования ответа группой (Приложение 3); жетоны за правильный ответ для раздачи обучающимся (Приложение 4); раздаточный материал для творческой работы каждой группы: заготовка «Фигура человека» (Приложение 5), цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей; заготовка для каждого обучающегося «Диплом знатока правил поведения и основ этикета» (Приложение 6); памятка для обучающихся «Правила дружной работы в группе» (Приложение 7), перечни правил для обсуждения в группе в туре «Путаница» (Приложение 8), вопросы для групп в туре «Хочу все знать» (Приложение 9).
Использованные источники литературы и Интернет-ресурсов:
1. Википедия – Свободная энциклопедия / Режим прямого доступа: https://ru.wikipedia.org/ (значение понятий «дресс-код», «речевой этикет», «пунктуальность»)
2. Калинина Р. На пути к образованному человеку // Режим прямого доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200401710 (Электронная версия журнала «Школьный психолог» № 17, 2004 г.)
3. Телеканал «Росси ТВ» / Режим прямого доступа: http://russia.tv/video/show/brand_id/10991/episode_id/462042/video_id/462042/ (ссылка для просмотра и скачивания мультфильмов из серии «Уроки хороших манер»).
4. Чернецкая Н.С. Викторина «В гостях у дедушки этикета» // Школьные игры и конкурсы. 2007. №1, С.2