Цели:
- развитие навыка проводить и описывать эксперимент;
- показать роль познавательной деятельности в жизни человека и общества.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, часы, материал для экспериментов.
Ход сценария
ВЫЗОВ.
На сцене - мозг (ученики, представляющие отделы головного мозга). Слайд 1.
1 ученик. “Игры разума” приглашают вас в путешествие в мир интерактивных игр и текстов, которые помогут вам понять, как устроен ваш мозг. По-настоящему умопомрачительные эксперименты протестируют то, как ваш мозг воспринимает окружающий мир. Исследуя внимание, убеждения и принятие решений, Игры разума заставят вас задуматься о собственном мозге. Ведь именно он делает вас... вами.
2 ученик. Знаете ли вы, что Ваше периферийное зрение такое же, как экран камеры мобильного телефона 1998 года, то есть размытое!
3 ученик. Вы когда-нибудь задумывались почему, когда чего-то ждешь, время тянется бесконечно?
4 ученик. Все последние исследования говорят, что мозг ничем не отличается от мышц вашего тела: ему нужны упражнения, чтобы оставаться в форме!
5 ученик. Человеческий мозг принимает тысячи решений в день!
6 ученик. Эксперты говорят, что мы лжем от 20 до 200 раз в день, хотя большинство людей считают себя честными!
7 ученик. Что такое память, почему она у вас есть и почему вы все время забываете, куда положили ключи?
8 ученик. Мы будем играть с вами, морочить вам голову, обманывать вас и проводить эксперименты, которые совсем собьют вас с толку.
Все: Испытайте свой мозг!!!
ОСМЫСЛЕНИЕ.
Эпизод 1. (1 ученик). Мультипликация. Слайд 2.
Здравствуйте, уважаемые зрители! Сейчас я расскажем вам о кукольной мультипликации. В ней много секретов и тайн. Однако, делать мультипликацию не так уж сложно! Надо просто иметь желание и, конечно, хорошее настроение. Немного истории. Первый мультик снял Александр Ширяев в 1906. В этом замечательном мультике было 12 танцующих фигурок. Для меня еще загадка как фигурки летали, веселились в воздухе, поэтому мой первый клип такой маленький! (Слайд 3). Следующая моя работа более обстоятельна. Приятного вам просмотра! (Слайд 4).
ПОСЛЕ ПРОСМОТРА МУЛЬТИКА. Интересно узнать, как снимать такой мультик? Записывайте. Для этого вам понадобится телефон, планшет, камера и т.д., программа на которой мы будем монтировать видео. Многим в начале понадобиться терпение. Для того, чтоб снять фотографии. Фотография является неподвижным изображением. Но в результате мы видим подвижное изображение. В чем же секрет этого превращения?
Эпизод 2. (2 ученик). Анимационный гипноз. Слайд 5.
Помню, еще в детстве я очень любила смотреть сайты, где описывались всякие интересные оптические иллюзии. Сейчас картинки стали цветными и иллюзий стало больше, а сайты всегда радует новыми занимательными подборками. Не понятно почему, все движется, меняется, расплавляется и окрашивается в другой цвет. Хотя все изображения статичны.
Может быть, мы испытаем какую-нибудь иллюзию? Интересно, какой будет эффект?
Начинаем эксперимент!!! Слайд 6.
Откиньтесь на спинку кресла, расслабьтесь и посмотрите на экран. И не отворачивайтесь, пока я не скажу. Нет, мы не собираемся вас гипнотизировать. Если долго смотреть на вращающуюся спираль можно увидеть одну потрясающую штуку. Вы узнаете, на что способен Ваш мозг и зрение. Только сначала нужно подольше посмотреть на спираль. Не отвлекайтесь.
Засекаем 1 минуту.
А теперь быстро посмотрите на свою руку.
Расскажите, что вы видите?
Расскажите о своих чувствах
Она тоже вращается или увеличивается в размере? Если да, то не переживайте?
(Опросить 3-5 человек)
Делаем вывод. Дело вот в чем. То, что вы наблюдали на экране, называется иллюзия бесконечности. Бесконечность является неопределимым понятием и наш мозг, пытаясь проанализировать увиденное, не смог сделать правильный выбор. Что же делать? Поэтому вы испытали такие странные ощущения!
Эпизод 3. (3 ученик). Анимация бесконечности
Как я говорила, таких оптических иллюзий создано очень много. Посмотрите самые, на мой взгляд, интересные:
Иллюзия плавления (слайд 7).
Посмотрите боковым зрением на это изображение. Что вам кажется? (опросить 3-5 человек). Да, кажется, что цветные фигуры начинают плавиться и двигаться прямо на глазах. Однако, это невероятно, но изображение ниже является абсолютно статическим!
Это происходит потому, что наше боковое, то есть периферийное зрение, такое как камера мобильного телефона 1998 года, то есть размытое.
Бесконечность. Представление движением "труба в трубе" изгибающихся скругленных поверхностей в полоску. (слайд 8,9).
Чередование линий на ступеньках создает стойкую иллюзию подъема по лестнице "в никуда". (слайд 10,11).
Вращающаяся спираль из черно-белых овалоидов образует уходящую вдаль воронку. (слайд 12,13).
Теневая анимация с непрерывающимся поступательным ходом серо-черного пространства, состоящего из плотного ряда кубов. (слайд 14,15).
Чтобы создать анимацию бесконечности нужно сделать следующее: (слайд 16).
Эпизод 4. (4 ученик). Петля Мебиуса. (слайд 17).
Устали глаза? Передохните. Посмотрите на это изображение. Наш эпизод называется Петли Мебиуса. Сейчас вы наблюдаете плоское изображение объёмного треугольника. По его поверхности непрерывно движется шар, не отрываясь (даете 1 минуту; зрители наблюдают). Наблюдения показывают, что шар оказывается то на переднем, то на заднем плане. Перед нами планиметрическое изображение так называемой Петли Мебиуса. Этот слайд выполнен при помощи компьютерной графики. А мы с вами сейчас сами сделаем петлю Мебиуса и убедимся в ее необычных свойствах.
Проведем практическую работу. Перед вами лист бумаги и на слайде инструкция, которая показывает, как сделать петлю Мебиуса.
- Возьмите в руки полоску бумаги. Слайд 19.
- Попробуйте соединить буквы А и В, С и D. Покажите мне что у вас получилось. Слайд 20.
- (просите всех поднять свои модели) Красная линия соединилась? (Опрашиваешь 3-5 человек). Делаем вывод: у нас получилась обычная замкнутая поверхность.
- Продолжаем эксперимент. Правый край вашего листа переверните и соедините степлером. Слайд 21.
- Что теперь у вас получилось (опрашиваешь 3-5 человек). Делаем вывод: Красная полоса начинается снаружи полученной поверхности, а заканчивается внутри! Слайд 22.
- Представьте, что по вашей ленте движется муравей. Он будет находится то в поле вашего зрения, то будет исчезать.
- У нас получилась загадочная Петля Мебиуса. Слайд 23.
Лист Мёбиуса - символ математики
Что служит вечной мудрости венцом...
Он полон неосознанной романтики:
В нем бесконечность свернута кольцом.
В нем простота и вместе с нею – сложность,
Что недоступна даже мудрецам:
Здесь на глазах преобразилось плоскость
В поверхность без начала и конца.
Эпизод 5. (5 ученик). Кратковременная память. Слайд 24.
Этот эпизод посвящен свойствам кратковременной памяти. Сейчас вы будите участниками небольшого эксперимента. Он заключается вот в чем. Сейчас на экране появится хорошо известная нам купюра, достоинством 500 тенге. Ваша задача: в течении 5 секунд запомнить номер этой купюры. Подскажу, что номера купюр состоят из букв и цифр. Внимание!!! Смотрим на экран. Слайд 25.
(Отсчитываешь 5 секунд и командуешь - стоп). Слайд 26.
Просим желающих озвучить результат (АВ4600051). Получилось запомнить?
Трудно, не правда ли? Не переживайте! С вашим мозгом все в порядке! То, что вы не смогли запомнить объясняется свойствами краткосрочной памяти человека. Дело вот в чем. Человеческий мозг может удерживать в краткосрочной памяти 3-5 объектов. Далее требуется переход из краткосрочной памяти в долгосрочную. Для этого требуется время, а мы его вам не дали. На самом деле запомнить это могут только 30% людей!
Давайте проведем образное сравнение. Представим шкаф. Маленький ящичек- это краткосрочная память. В него помещается очень мало информации. Большой ящик-это долгосрочная память и для того, чтобы “переложить” информация в большой ящик требуется время. Приведу актуальный пример. Почему мы никак не можем сдать зачёт? Мы читаем правило. Оно попадает в “маленький ящик”. Мы отвлекаемся, получаем любую другую информацию, которая заменяет содержимое маленького ящика. То есть объем краткосрочной памяти ограничен. Слайд 27.
А сколько информации поместится в вашем “маленьком ящике”? Слайд 28.
Эпизод 6. (6 ученик). Слайд 29. Мы назвали этот эпизод “Мнемоника”. Мнемоника в переводе с греческого значит искусство запоминания.
Все последние исследования говорят, что мозг ничем не отличается от мышц вашего тела: ему нужны упражнения, чтобы оставаться в форме. Одно из таких упражнений – мнемоника. Как это работает на практике, покажем с помощью такой игры. Приглашаем 10 человек (выбрать по 1 из каждого класса). Нам нужен еще один участник с очень хорошей памятью. Задание такое: 10 участников быстро называют свое имя. А ведущий должен повторить все имена без ошибок.
Что не получилось?
Теперь нам на помощь приходит мнемоника. Предлагаем участникам назвать не просто свое имя, а еще любое слово, которое начинается на ту же букву, что ваше имя. Пример: Лена-лимузин, Наташа-Несквик.
(Участники называют, а ведущий должен повторить все, что сказали участники).
Вывод: не смотря на то, что информации стало гораздо больше, ведущий смог (почти) всё запомнить.
Мнемоника - искусство запоминания - может очень пригодиться нам при подготовке уроков. Нужно искать схемы для запоминания или спросить об этом учителей.
Эпизод 7. (7 ученик). Назовем его 10%.
Как вы думаете, что это значит? (Опрашиваете 3-5 человек). На самом деле современные исследования показывают, что человек использует только 10% своего мозга. Чтобы убедить в этом предлагаем вам стать участниками эксперимента. Чтобы справить я заданием нужно выйти за рамки обычного восприятия. (слайд 30).
Перед вами лист, на котором изображены 9 точек. Задание: соедините эти точки четырьмя прямыми линиями не отрывая руки. Время - 30 секунд.
Закончили. Посмотрим что у вас получилось (слайд 31).
(Даете комментарии по ходу ролика)
- У кого получилось так?
- А это правильно? (нет)
- У кого получилось так?
- А это правильно? (нет)
У вас есть еще несколько секунд подумать!
У кого получилось так? Слайд 32, 33.
Не много. А ведь мы в самом начале дали вам подсказку!
Эпизод 8. Слайд 34. (8 ученик). Синемаграф
Это небольшой фрагмент представляет иллюзию, которая называется синемаграф. Она создана при помощи компьютерной графики. Иллюзия состоит в том, что мы бесконечно можем наблюдать процессы, которые на могут в реальном мире происходить бесконечно. Сколько молока вы добавляете в чай? (Опросить 3-5 человек) А на слайде мы можем наблюдать это до бесконечности!
Эпизод 9. (9 ученик). Восприятие
Разум играет шутки с восприятием. Нельзя доверять нашему внутреннему восприятию! А почему, покажем на примере хорошо известного карточного фокуса.
Приглашаем одного желающего.
Смотрите внимательно на экран (Слайд 35). Загадайте 1 карту. Загадали?
Теперь мы убираем карту, которую вы загадали.
Слайд 36. Нашли свою карту? Конечно, нет!!!
Секрет этого фокуса мы разглашать не будем. Иначе в мире не останется иллюзионистов!
Эпизод 1. (10 ученик). 3Д-ладонь.
Эту оптическую иллюзия вы сделаете сами. Я расскажу, как.
- Возьмите лист бумаги
- Обведите свою ладонь
- Проведите линии. За пределами ладони прямые, а внутри ладони - изогнутые
- Покажите друг другу полученные изображения.
- Расскажите, что вы видите? (Опросить 3,5 человек)
Это называется 3Д-ладонь. Вы сейчас сами превратили плоский рисунок в изображение, которое выглядит объемным. Еще одно доказательство того, как нас обманывает зрение! Слайд 37.
РЕФЛЕКСИЯ.
Мы изначально не очень хорошо воспринимаем время. Оно может “тянуться”, а может “пролетать”, хотя мера времени точно установлена. Эффект странности - так называется это в нейробиологии. Если мозг считает что происходит необычное, то отводит ему больше времени. Мы провели вместе 45 минут. Напишите на своих 3Д-ладодях “тянулось” или “пролетело” для вас это время и почему. Те, для кого время “тянулось”, прикрепите ладони на левое полушария мозга, а для кого время “пролетело” – на правую. Выслушаем по одному представителю от группы.