Творческое портфолио по технологии

Разделы: Технология


Портфолио – это собрание личных достижений ученика, которое показывает уровень его подготовленности и активности в различных видах деятельности.

Кроме того, портфолио – это одна из современных форм оценивания образовательных достижений учащихся наряду с критериальным оцениванием, рейтинговой системой оценки и др.

Функции портфолио:

– мотивация школьников на достижения,
– стимулирование самостоятельности,
– развитие рефлексии.

Творческое портфолио может быть частью общего портфолио ученика или же только портфолио достижений по технологии.

Оформление титульного листа – важный момент в работе с любым портфолио. Обычно там подписывают фамилию, имя, отчество, учебное заведение, размещают фото учащегося.  В нашем случае фотография может отражать творческие интересы и склонности ребёнка.

Фотография для титульного листа портфолио по технологии Откупщиковой Анны

Изучение технологии в 5 классе по новым федеральным государственным образовательным стандартам мы начали с темы «Интерьер  кухни,  столовой».  После изучения её девочкам было предложено выполнить проект  «Устройство  современной  кухни» в виде макета, эскиза или коллажа. Большинство учениц выбрали, на мой взгляд, самую трудоёмкую и сложную работу – макет. Справились они с ней блестяще: мебель, занавески, скатерть на столе, посуда и даже люстра, работающая от батарейки.
Так в портфолио появилась первая работа – эскиз, коллаж или фотография «Устройство  современной  кухни».

Макет «Устройство современной кухни» Моргуновой Кристины

Коллаж «Устройство современной кухни» Шадриной Анастасии

Следующую работу – сообщение про любой витамин – мои  ученицы  выполняли по плану:

  1. Название
  2. Польза (необходимость) для человека
  3. Суточная потребность
  4. Продукты, где содержится (можно зарисовать или подобрать картинки)
  5. Признаки гипер- и гиповитаминоза (по желанию)

Сообщение «Витамин В» Никитиной Натальи

Сообщение «Витамин С – самый вкусный и полезный» Сабановой Кристины

Во время изучения темы «Блюда из овощей» девочки готовили сообщения «Это интересно» про любой овощ.
На осенних каникулах было предложено выполнить проект «Завтрак» – продумать и приготовить его для своей семьи. Отчёт можно было представить в свободной форме: кто-то принёс фотографию сервировки стола к завтраку, кто-то отзыв родителей, кто-то готовый полноценный проект…

Проект Макаровой Марии (Приложение 1)

После изучения темы «Волокна растительного происхождения» девочки собирали коллекции из хлопчатобумажных и льняных тканей, искали информацию о растениях (кроме хлопка и льна), из которых получают волокно и делают ткань.
Сейчас на уроках технологии мы выполняем проект «Кухня – лицо хозяйки». Документация включает в себя листы:

  1. Определение проблемы и потребностей
  2. Разработка идей
  3. Выбор лучшей идеи
  4. Эскиз изделия

Лист «Выбор лучшей идеи» проекта Шадриной Анастасии

Лист «Эскиз изделия» проекта Макаровой Марии

Лист «Эскиз изделия» проекта Бурлаковой Ксении

Итогом работы над проектом «Кухня – лицо хозяйки» будет фотография выполненного изделия.

Проектные изделия прошлых лет

Подарочный конверт. Автор проекта – Истомина Мария



Такие разные фартуки (Учебно-наглядное пособие).
Авторы проекта – Воробьева Елизавета, Данилова Елизавета

Одежда для куклы по сезону. Автор проекта – Откупщикова Анна
(социальный проект для воспитанников детского сада)

Деревце из бисера. Автор проекта – Маслякова Мария

В 5 классе, согласно программе и учебнику авторов Симоненко В. Д., Синица Н.В., Тищенко А.Т., учащиеся выполняют 4 творческих проекта: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой». Я считаю, что эти работы могут и должны составить творческое портфолио по технологии.  Кроме того, портфолио может включать сообщения, исследования, фотографии, грамоты, благодарности и т.п.

На мой взгляд, кроме обычного бумажного портфолио, у каждого школьника должно быть и электронное портфолио, где будут собраны те же работы плюс презентации, фотографии, видеозаписи и др.

Одной из функций портфолио является рефлексия. В конце учебного года я планирую устроить выставку творческих портфолио по технологии.  Выставка будет предполагать написание отзывов, которые могут сделать сами девочки, их одноклассники, классные руководители и другие учителя школы.
    
Источники информации

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  2. Технология. 5-8 классы. Программа. ФГОС, 2015 г. Тищенко А.Т., Синица Н.В.
  3. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Учебник. ФГОС, 2015 г. Синица Н.В., Симоненко В.Д.
  4. Технология: 4-й класс: учебник / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова (Планета знаний).
  5. Окружающий мир: 4-й класс: учебник / Е.В. Саплина, А.И. Саплин (Планета знаний).
  6. Лекция «Оценка достижений планируемых результатов» Горячковой С. А. в рабочих материалах для слушателей семинара «ФГОС: информационно-образовательная среда в преподавании ИЗО и черчения» АО ИППК РО, 2013