Портфолио – это собрание личных достижений ученика, которое показывает уровень его подготовленности и активности в различных видах деятельности.
Кроме того, портфолио – это одна из современных форм оценивания образовательных достижений учащихся наряду с критериальным оцениванием, рейтинговой системой оценки и др.
Функции портфолио:
– мотивация школьников на достижения,
– стимулирование самостоятельности,
– развитие рефлексии.
Творческое портфолио может быть частью общего портфолио ученика или же только портфолио достижений по технологии.
Оформление титульного листа – важный момент в работе с любым портфолио. Обычно там подписывают фамилию, имя, отчество, учебное заведение, размещают фото учащегося. В нашем случае фотография может отражать творческие интересы и склонности ребёнка.
Фотография для титульного листа портфолио по технологии Откупщиковой Анны
Изучение технологии в 5 классе по новым федеральным государственным образовательным стандартам мы начали с темы «Интерьер кухни, столовой». После изучения её девочкам было предложено выполнить проект «Устройство современной кухни» в виде макета, эскиза или коллажа. Большинство учениц выбрали, на мой взгляд, самую трудоёмкую и сложную работу – макет. Справились они с ней блестяще: мебель, занавески, скатерть на столе, посуда и даже люстра, работающая от батарейки.
Так в портфолио появилась первая работа – эскиз, коллаж или фотография «Устройство современной кухни».
Макет «Устройство современной кухни» Моргуновой Кристины
Коллаж «Устройство современной кухни» Шадриной Анастасии
Следующую работу – сообщение про любой витамин – мои ученицы выполняли по плану:
- Название
- Польза (необходимость) для человека
- Суточная потребность
- Продукты, где содержится (можно зарисовать или подобрать картинки)
- Признаки гипер- и гиповитаминоза (по желанию)
Сообщение «Витамин В» Никитиной Натальи
Сообщение «Витамин С – самый вкусный и полезный» Сабановой Кристины
Во время изучения темы «Блюда из овощей» девочки готовили сообщения «Это интересно» про любой овощ.
На осенних каникулах было предложено выполнить проект «Завтрак» – продумать и приготовить его для своей семьи. Отчёт можно было представить в свободной форме: кто-то принёс фотографию сервировки стола к завтраку, кто-то отзыв родителей, кто-то готовый полноценный проект…
Проект Макаровой Марии (Приложение 1)
После изучения темы «Волокна растительного происхождения» девочки собирали коллекции из хлопчатобумажных и льняных тканей, искали информацию о растениях (кроме хлопка и льна), из которых получают волокно и делают ткань.
Сейчас на уроках технологии мы выполняем проект «Кухня – лицо хозяйки». Документация включает в себя листы:
- Определение проблемы и потребностей
- Разработка идей
- Выбор лучшей идеи
- Эскиз изделия
Лист «Выбор лучшей идеи» проекта Шадриной Анастасии
Лист «Эскиз изделия» проекта Макаровой Марии
Лист «Эскиз изделия» проекта Бурлаковой Ксении
Итогом работы над проектом «Кухня – лицо хозяйки» будет фотография выполненного изделия.
Проектные изделия прошлых лет
Подарочный конверт. Автор проекта – Истомина Мария
Такие разные фартуки (Учебно-наглядное пособие).
Авторы проекта – Воробьева Елизавета, Данилова Елизавета
Одежда для куклы по сезону. Автор проекта – Откупщикова Анна
(социальный проект для воспитанников детского сада)
Деревце из бисера. Автор проекта – Маслякова Мария
В 5 классе, согласно программе и учебнику авторов Симоненко В. Д., Синица Н.В., Тищенко А.Т., учащиеся выполняют 4 творческих проекта: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой». Я считаю, что эти работы могут и должны составить творческое портфолио по технологии. Кроме того, портфолио может включать сообщения, исследования, фотографии, грамоты, благодарности и т.п.
На мой взгляд, кроме обычного бумажного портфолио, у каждого школьника должно быть и электронное портфолио, где будут собраны те же работы плюс презентации, фотографии, видеозаписи и др.
Одной из функций портфолио является рефлексия. В конце учебного года я планирую устроить выставку творческих портфолио по технологии. Выставка будет предполагать написание отзывов, которые могут сделать сами девочки, их одноклассники, классные руководители и другие учителя школы.
Источники информации
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Технология. 5-8 классы. Программа. ФГОС, 2015 г. Тищенко А.Т., Синица Н.В.
- Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Учебник. ФГОС, 2015 г. Синица Н.В., Симоненко В.Д.
- Технология: 4-й класс: учебник / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова (Планета знаний).
- Окружающий мир: 4-й класс: учебник / Е.В. Саплина, А.И. Саплин (Планета знаний).
- Лекция «Оценка достижений планируемых результатов» Горячковой С. А. в рабочих материалах для слушателей семинара «ФГОС: информационно-образовательная среда в преподавании ИЗО и черчения» АО ИППК РО, 2013