Занятие по коммуникативной деятельности "Русский каравай"

Разделы: Работа с дошкольниками


Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания человека.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
  • обогащать словарь детей прилагательными: ароматный, душистый, хрустящий, пшеничный, ржаной, мягкое, липкое, белое, новыми словами: серп, сноп;
  • закреплять порядковый счет, деление целого на части.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности, логическое мышление;
  • активизировать внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к традициям русского народа, бережное отношение к хлебу;
  • способствовать формированию моральных качеств: взаимопомощь, коллективизм.

Средства

Технические:

  • ноутбук.

Методические:

  • презентация «Как предки растили хлеб»;
  • модели процесса труда хлеборобов и пекарей;
  • набор картинок с хлебными изделиями;
  • модели: цвет, форма, пшеница, рожь;
  • фотография пекарни;
  • картинка с продуктами для приготовления теста.

Организационные:

  • корзинка с хлебом;
  • кусочки разного вида хлеба на блюдце, на шпажках;
  • два столика синий и зеленый;
  • магнитная доска с опознавательными картинками: хлебороб и пекарь, магниты;
  • мольберт;
  • соленое тесто;
  • столы для работы детям;
  • досточки, стеки;
  • противень.

Технология: беседа, творческая мастерская.

Предварительная работа:

  • Беседа о сборе урожая хлеба.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме.
  • Рассматривание колосьев ржи и пшеницы.
  • Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Этапы работы

Продолжительность (мин)

Содержание этапа

Деятельность педагога

Планируемая деятельность воспитанников

Организационный момент

3-4 мин

Воспитатель: Ребята, у меня корзинка, а из корзинки так вкусно пахнет, вот понюхайте.
– Как вы думаете, что там? Когда дома так приятно пахнет?
– Что напоминает вам запах хлеба?
– Вы так хорошо рассказывали о хлебе, и я хочу вас угостить, возьмите по кусочку хлеба.
– Какой хлеб?

Коммуникативная деятельность:
Дети: отвечают.
Рассказы детей
Познавательная деятельность:
Пробуют хлеб
– Мягкий, вкусный, душистый, ароматный, белый, пшеничный, черный, ржаной, хрустящий.

Основная часть

15-16 мин.

 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наши предки – древние славяне давним-давно научились печь хлеб. Вы хотите узнать, как это они делали?
– Приглашаю вас посмотреть, как это было (презентация).
Воспитатель проговаривает каждый слайд.
– Я приглашаю вас поиграть, вы хотите? Но для этого нужно вспомнить, как называют людей, которые выращивают хлеб?
– А как называют тех кто печет хлеб?
– Сейчас мы с вами разделимся на две группы: кто хочет быть хлеборобом подойдет к синему столику, а кто хочет быть пекарем – к зеленому столику.
– Послушайте внимательно правила игры: нужно на магнитную доску с левой стороны разместить последовательность действии труда хлебороба, а с правой стороны пекаря.
Воспитатель: Хлеборобы справились, сейчас договоритесь между собой, кто из вас будет рассказывать процесс труда. (пекари то же).
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали. А какие хлебобулочные изделия вы знаете? А вот у меня есть корзинка, а в ней подсказки (воспитатель показывает детям корзинку). Но сначала мы назовем виды хлеба сами, а только потом откроем корзинку.
– Встаем все в круг и передаем, друг другу (закрытую) корзинку, у кого она в руках тот называет изделие.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, правы ли вы, подойдите к мольберту. Воспитатель достает из корзинки картинки, хлебобулочных изделий (гирлянда из картинок, развешивает).
Воспитатель: Ребята скажите, чем отличаются эти изделия?
– Давайте еще раз повторим вместе, чем они различаются.
– А в нашем городе пекут хлеб? Где пекут? (фото пекарни)
Воспитатель: Специально для вас, я, что то принесла (тесто под салфеткой), как вы думаете, что это?
– Подойди Тима, засунь руку под салфетку и назови какое наощупь? Скажи нам что же там? Катя подойди – что ты нам скажешь? Так что же это?
– Это тесто.
– Какого цвета тесто?
– Скажите какие продукты нам понадобятся для теста? После ответа детей воспитатель показывает картинку с правильным ответом.
– Но у нас тесто соленое, в нем нет дрожжей, растительного масла, сахара, а много соли.
– И сегодня мы будем стряпать сушки. Хотите? Берите стулья и проходите за свои рабочие места. (На столах разложены досточки, стеки)

Познавательно-исследовательская деятельность:
Дети: да.
Дети садятся на заранее приготовленные стульчики и смотрят презентацию «Как наши предки хлеб выращивали».
Познавательно–игровая деятельность:
Дети: Хлеборобы.
– Пекари.
Дети расходятся по группам.
На магнитной доске, с помощью картинок дети выстраивают модель труда хлебороба и пекаря.

Коммуникативная деятельность:
По одному ребенку из бригады, дети по очереди рассказывают действия хлеборобов и пекарей.

Игровая деятельность:
Дети встают в круг и начинается игра. У кого корзинка в руках называет одно хлебобулочное изделие, например –батон.


Познавательно-исследовательская деятельность: Дети перемещаются к мольберту. Рассматривают хлебные изделия.
Дети: Они отличаются формой, цветом, и сортом муки.
Выставляют на мольберт модели.
– В нашем городе хлеб пекут в пекарнях.

Познавательно-исследовательская,
коммуникативная деятельность:
Ответы детей.
Тимофей: Мягкое, липкое.
– Не знаю.
Катя ощупывает под салфеткой предмет.
Катя:
Это тесто. Оно белое.
Дети: Нам понадобятся дрожжи, вода, масло растительное, мука, сахар, соль.
Трудовая деятельность:
Дети занимают свои рабочие места.

Заключительная часть

4-6 мин.

Воспитатель: Сели все красиво, спинки у всех прямые, сейчас мы разделим тесто на кусочки. Как вы думаете на сколько кусочков нам нужно разделить тесто?
– На столько кусочков, сколько человек будут работать.
– А как нам узнать, сколько же кусочков? Конечно, надо посчитать, начинаем с меня, я первая и т.д.
Воспитатель делит тесто на кусочки по количеству людей.
– Ребята, этот кусочек теста можно разделить стекой пополам и сколько получиться у вас сушек? А можно поделить каждый кусочек еще пополам. Сколько кусочков получиться? Вы можете разделить на то количество кусочков, которое вы хотите. А как вы думаете, по размеру у нас сушки будут одинаковые? Почему?
Воспитатель: Подскажите, что нужно сделать, чтобы слепить сушку. Начинаем работать.
Воспитатель: Очень давно люди сложили пословицу «Хлеб – всему голова», объясните, как вы ее понимаете? Русский народ всегда почитал хлеб и сложил много пословиц. Какие еще пословицы вы знаете?
С хлебом у славян было связано множество ритуалов. Некоторые из них остались с нами до сегодняшних дней. Может быть, вы помните какие. Кого и сейчас встречают хлебом – солью? – Что это означает?
Воспитатель: А чем можно посыпать изделия из теста, чтобы вкуснее было? (воспитатель выставляет мак, сахар)
Воспитатель: Кто справится с лепкой сушек, кладите на противень свои изделия, убирайте свое рабочее место и можете быть свободными. – Сушки мы запечем, затем раскрасим и будем играть в дом, в хлебный магазин.

Познавательная деятельность:

Дети: много кусочков, сколько детей.
– Надо всех посчитать.
– Получиться две сушки. – Получиться четыре кусочка.
– Нет, они будут разного размера. Будут большие и маленькие.
– чем меньше кусочек теста, тем меньше по размеру сушка.

Продуктивная деятельность:
Дети: Надо скатать жгутик и соединить концы. Получиться сушка.
Дети работают с тестом.
Коммуникативная
деятельность:
Дети: Хлеб – это главный продукт питания.
Дети называют знакомые пословицы о хлебе.
Дети: Встречать хлебом и солью.
– Дорогих гостей, жениха и невесту.
– Хлебом и солью желают долгих лет жизни, здоровья.
Дети: Маком, сахаром.
Трудовая деятельность:
Дети заканчивают свою работу и выполнив инструкцию воспитателя, отправляются играть.