Цели:
- патриотическое воспитание, содействовать развитию познавательной активности, формировать гуманизм, всесторонне развитую личность,
- подвести учащихся к пониманию важности звания гражданина РФ.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, морально-нравственных качеств личности, любовь к близким, к родителям.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование), формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно- следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
Основные вопросы:
- Что такое государство?
- Что такое гражданство?
- Что такое общество?
Оформление: Государственная символика РФ, РТ портреты президентов РФ, РТ.
На доске: поговорки и пословицы о Родине:
- Человек без родины - соловей без песни.
- Своя земля и горсти мила.
- Дома и стены помогают.
- Где выросла сосна, там и она красна.
- Родина - мать, умей за нее постоять.
Не смеем говорить о чувстве Родины бесчувственно
Нам права Родина такого не дала! Е.Евтушенко
Содержание взаимодействия учителя и учащихся
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Самоопределение к деятельности | Звучат гимны РФ, РТ. Вступительное слово
учителя Добрый день! Наше занятие мы сегодня проведем в необычной обстановке. |
Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками, гостями. |
2 | Постановка проблемы. | Я предлагаю послушать песню “С чего
начинается Родина” и подумать о чем мы сегодня
будем вести беседу? Сегодня наш разговор пойдет о гражданстве. У гражданина одной страны общие государственные символы. Флаг, герб, гимн. Вспомните, что означают цвета нашего флага, и что символизирует герб. Герб- олицетворение красоты, справедливости и победу добра над злом. Все эти государственные символы были утверждены 8 декабря 2000 г. И одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 г. Каждый человек, живущей в своей стране, должен быть гражданином и патриотом. |
Формулируют тему занятия, задачи. Ответы учащихся |
3 | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. | Учитель читает стихотворение. - Кому
нынче песню, друзья, запеваем? Как вы думаете, что означает слово “гражданин”? Гражданин” - это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание. - Ребята, вам раздали статьи. - Скажите, какой документ они объединяют? Каждый человек принадлежит какому –либо государству. Эта принадлежность называется гражданство. Все мы являемся гражданами Российского государства. - Как вы думаете, каковы обязанности гражданина России? Какими же качествами должен обладать настоящий гражданин? Одна из обязанностей гражданина - соблюдение законов РФ Что же такое закон? Прежде всего, я предлагаю посмотреть короткий видео фильм об истории принятия основного закона нашей республики. В нашей республике Конституция принималась 4 раза: - 13 марта 1926 года - 25 июня 1937 года - 31 мая 1978 года - 6 ноября 1992 года |
Детям раздают вырезки со статьями
Конституции. “Гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь рус. яз.) Ответы детей:
Ответы детей Просмотр видеофильма. |
Одна из важнейших структурных частей
Конституции Республики Татарстан –
это раздел II, посвященный основным правам,
свободам и обязанностям человека и гражданина. Внимание: задание! Сейчас вы разделитесь на несколько групп, каждая из которых, работая с фрагментом текста республиканской Конституции, а именно: с разделом II “Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина”, попытается найти в нем: Кроме того, каждой группе предлагается ответить на один проблемный вопрос, сформулированный, исходя из контекста ее (этой группы) задания. Таким образом, сегодня мы познакомились с разделом II “Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина” Конституции Республики Татарстан. |
Работа в мини-группах. 1-я группа – гражданские (или личные) права граждан в Татарстане; 2-я группа – политические права; 3-я группа – социально-экономические права; 4-я группа – права граждан в духовной сфере; 5-я группа – обязанности граждан в Республике Татарстан. Учитель проводит опрос учащихся (возможны индивидуальный и фронтальный варианты с использованием презентации учебного материала в формате PowerPoint). |
||
4 | Рефлексия | Учитель. Ребята, помните, мы живём в демократическом государстве и каждый гражданин должен соблюдать законы РФ, взрослея, вы уходите из детства, из той маленькой страны, в которую уже никогда не вернуться. Будьте достойными гражданами нашей страны. |
А сейчас перед нами выступит представитель исполнительной власти.
Второй этап мероприятия игра “Школьный парламент”.
Разработка и принятие школьных законов. Всем большое спасибо!