Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Парламентского урока-2016 "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • патриотическое воспитание, содействовать развитию познавательной активности, формировать гуманизм, всесторонне развитую личность,
  • подвести учащихся к пониманию важности звания гражданина РФ.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, морально-нравственных качеств личности, любовь к близким, к родителям.
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование), формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно- следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

Основные вопросы:

  • Что такое государство?
  • Что такое гражданство?
  • Что такое общество?

Оформление: Государственная символика РФ, РТ портреты президентов РФ, РТ.

На доске: поговорки и пословицы о Родине:

  • Человек без родины - соловей без песни.
  • Своя земля и горсти мила.
  • Дома и стены помогают.
  • Где выросла сосна, там и она красна.
  • Родина - мать, умей за нее постоять.

Не смеем говорить о чувстве Родины бесчувственно

 Нам права Родина такого не дала! Е.Евтушенко

Содержание взаимодействия учителя и учащихся

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Самоопределение к деятельности Звучат гимны РФ, РТ. Вступительное слово учителя

Добрый день! Наше занятие мы сегодня проведем в необычной обстановке.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками, гостями.
2 Постановка проблемы. Я предлагаю послушать песню “С чего начинается Родина” и подумать о чем мы сегодня будем вести беседу?

Сегодня наш разговор пойдет о гражданстве. У гражданина одной страны общие государственные символы. Флаг, герб, гимн. Вспомните, что означают цвета нашего флага, и что символизирует герб. Герб- олицетворение красоты, справедливости и победу добра над злом.

Все эти государственные символы были утверждены 8 декабря 2000 г. И одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 г.

Каждый человек, живущей в своей стране, должен быть гражданином и патриотом.

Формулируют тему занятия, задачи.

Ответы учащихся

3 Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. Учитель читает стихотворение.

- Кому нынче песню, друзья, запеваем?
Что песнь наша славит, кого величает?
То юные граждане жизнь начинают.
То юность России в гражданство вступает.

Как вы думаете, что означает слово “гражданин”?

Гражданин” - это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

- Ребята, вам раздали статьи.

- Скажите, какой документ они объединяют?

Каждый человек принадлежит какому –либо государству. Эта принадлежность называется гражданство. Все мы являемся гражданами Российского государства.

- Как вы думаете, каковы обязанности гражданина России?

Какими же качествами должен обладать настоящий гражданин?

Одна из обязанностей гражданина - соблюдение законов РФ

Что же такое закон?

Прежде всего, я предлагаю посмотреть короткий видео фильм об истории принятия основного закона нашей республики.

В нашей республике Конституция принималась 4 раза:

- 13 марта 1926 года

- 25 июня 1937 года

- 31 мая 1978 года

- 6 ноября 1992 года

Детям раздают вырезки со статьями Конституции.

“Гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь рус. яз.)

Ответы детей:

  • Патриотизм
  • Высокая нравственность
  • Любовь к своей Родине, к родной земле

Ответы детей

Просмотр видеофильма. 

Одна из важнейших структурных частей Конституции Республики Татарстан – это раздел II, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

Внимание: задание!

Сейчас вы разделитесь на несколько групп, каждая из которых, работая с фрагментом текста республиканской Конституции, а именно: с разделом II “Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина”, попытается найти в нем:

Кроме того, каждой группе предлагается ответить на один проблемный вопрос, сформулированный, исходя из контекста ее (этой группы) задания.

Таким образом, сегодня мы познакомились с разделом II “Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина” Конституции Республики Татарстан.

Работа в мини-группах.

1-я группа – гражданские (или личные) права граждан в Татарстане;

2-я группа – политические права;

3-я группа – социально-экономические права;

4-я группа – права граждан в духовной сфере;

5-я группа – обязанности граждан в Республике Татарстан.

Учитель проводит опрос учащихся (возможны индивидуальный и фронтальный варианты с использованием презентации учебного материала в формате PowerPoint).

4 Рефлексия Учитель. Ребята, помните, мы живём в демократическом государстве и каждый гражданин должен соблюдать законы РФ, взрослея, вы уходите из детства, из той маленькой страны, в которую уже никогда не вернуться. Будьте достойными гражданами нашей страны.  

А сейчас перед нами выступит представитель исполнительной власти.

Второй этап мероприятия игра “Школьный парламент”.

Разработка и принятие школьных законов. Всем большое спасибо!