Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления.
Ребенок уже с детства должен понимать, что “улучшать природу”, “помогать” ей можно только в измененной человеком среде: городе, поселке, парке, на участке детского сада, в живом уголке. В естественных же условиях любая деятельность, в том числе и “помощь”, должна строиться с учетом законов самой природы. Решать экологическую проблему должен каждый житель нашего города в силу своих возможностей. Предпосылка для экологического образования человека должна быть создана с первых лет жизни.
Психологи и педагоги утверждают: маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с детства – в семье и в школе.
Экологическое воспитание школьников должно строиться на усвоении системы знаний о природе, связей и взаимозависимостей, существующих в ней, на основании деятельности человека в природе. Результатом такой работы должно стать не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания защищать и облагораживать природу.
Экологическое образование не может рассматриваться как дополнительный предмет в программе обучения. В него необходимо включать творческий поиск, в котором можно выделить и такое направление, как смотры-конкурсы фотографий о природе.
Ежегодно наша школа участвует в городском смотре-конкурсе фотографий “Окно в природу”, проводимом в рамках Дней защиты окружающей среды от экологической опасности, природоохранных акций “Марш парков” и “День Земли”.
Цель этого конкурса: патриотическое и гражданское воспитание обучающихся, формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по охране окружающей среды, развитие эстетического вкуса и творческих способностей.
Задачи смотра-конкурса:
1. привлечение внимания к заповедникам, национальным паркам и другим охраняемым природным территориям - уникальной части национального природного наследия и всемирного достояния;
2. повышение уровня экологической культуры школьников;
3. воспитание чувства гордости за богатство природы и ответственности за сохранение природного достояния;
4. предотвращение действий, угрожающих природе родного края;
5. воспитание эстетического вкуса.
Организаторами смотра-конкурса являются:
1. Управление образования и молодёжной политики администрации городского округа город Воронеж;
2. Управление экологии администрации городского округа город Воронеж;
3. МБУДО “Детский эколого-биологический центр “Росток”;
4. Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В. М. Пескова;
5. Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С.Никитина.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
1. “Пейзажная композиция”
2. “Грибное царство”
3. “Обитатели заповедных мест” (фото диких зверей и птиц)
4. “Из жизни насекомых”
5. “Макро” (фото растений и животных, снятых в режиме “Макро”)
6. “Редкий кадр” (необычные явления живой и неживой природы)
7. “Природа побеждает цивилизацию” (экологический взгляд на окружающий мир)
Учащиеся с удовольствием участвуют в конкурсе. Работы могут быть цветные или чёрно-белые: принимаются фотографии животных, растений, памятников природы, живописных ландшафтов, отражающие красоту и очарование Воронежского края.
Фотографии должны соответствовать заявленной номинации, иметь определённый размер и должны быть самостоятельно выполненными участниками конкурса. Конкурс проводится в 3 этапа.
1 этап: смотр-конкурс фотографий проводится в общеобразовательном учреждении - МБОУ СОШ №30 города Воронежа. Учащиеся приносят оформленные фотографии, жюри отбирает лучшие работы и определяет победителей школьного этапа по каждой номинации.
2 этап: районный, в котором участвуют только победители школьного этапа по каждой номинации.
По итогам проведения районного этапа определяются победители в каждой номинации, а также по возрастным категориям: 6-12 лет, 13-18 лет. На городской этап направляются работы - победители районного этапа.
3 этап: городской, проводится он на базе МБУДО “Детский эколого-биологический центр “Росток”. Для участия в городском этапе конкурса направляются работы, занявшие призовые места в районном этапе. Жюри городского смотра - конкурса определяет победителей. Подведение итогов и награждение победителей проходит на базе ГБУК ВО “Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С.Никитина”.
Выставка фотографий, ставших призёрами городского смотра- конкурса “Окно в природу” открыта для посещения в Детском эколого-биологическом Центре “Росток” города Воронежа, учащиеся с удовольствием посещают её.
Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений! В этом будет и частица моей заслуги...