В настоящее время основной организационной формой обучения в средней общеобразовательной школе является урок. При проведении уроков информатики существенная роль отводится урокам-практикумам, на которых учитель должен стремиться не только обучать основным приемам работы в различных информационных средах, но и активно развивать творческие способности учащихся.
Основной формой проведения уроков-практикумов являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Способом организации деятельности учащихся на практикумах являются парная и индивидуальная формы работы.
Работа по предложенному учителем алгоритму не дает возможности развития творческих способностей учащихся, и не может быть оценена высоко. В условиях внедрения ФГОС основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является ключевой педагогической задачей и рассматривается как умение расширять знания учащихся, умения и способности по собственной инициативе.
Структура уроков-практикумов:
- сообщение (открытие) темы, цели и задач практикума;
- актуализация опорных знаний и умений учащихся;
- мотивация учебной деятельности учащихся;
- ознакомление учеников с инструкцией;
- выполнение работы учащимися;
- защита работы;
- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
В курс “Информатика и ИКТ” входит раздел “Компьютерная графика”, изучение которого учащиеся начинают в 5 классе. В средней школе ребята осваивают возможности графического редактора Paint, а также встроенный в текстовый процессор MS WORD графический редактор MS DRAW. При изучении данного раздела, ведущую роль отводят урокам-практикумам, на которых учитель имеет возможность максимально развивать у учащихся творческие способности. В связи с этим был разработан сборник практических работ, включающий в себя задания, требующие от учащихся не только применения полученных знаний, но и самостоятельного составления алгоритма выполнения работы и ее креативного оформления.
Сборник практических работ, выполненных средствами графического редактора Paint
Практическая работа №1
Создание изображений из окружностей и их элементов. Редактирование изображений.
Практическая работа №2
Создание изображений из прямоугольников и их элементов. Редактирование изображений.
Практическая работа №3
Создание изображений с использованием инструментов группы Фигуры, копирование фрагментов изображения
Практическая работа №4
Копирование, наклон и отражение фрагментов изображения
Практическая работа №5
Учащимся предлагается творческое задание: с помощью возможностей графического редактора Paint представить буквы своего имени. Ниже приведены работы учащихся. Работа выполняется без образца.