Занятие по ознакомлению с окружающим

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: закрепление элементарных представлений об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, зеленые пылесосы - что очищает воздух.

Ход занятия

Дети входят в проветренную комнату.

Предлагаю ребятам глубоко вдохнуть. Спрошу, что они почувствовали? (чистый, свежий, прохладный воздух)

Загадываю загадки:

Чего в комнате не видишь?
Есть невидимка
В дом не просится,
А прежде людей
Бежит, торопится.

Молодцы, правильно отгадали загадки.

А почему воздух называют невидимкой?

Ответы детей.

И все-таки, ребята, воздух иногда оставляет след. Опыт. Показываю пустую бутылку. Что в ней, вы видите? Пусто. Давайте проверим. Опускаю бутылку в воду, из горлышка побежали пузырьки. А вы говорили пусто. Так, что за невидимка сидел в бутылке, кого выдали пузырьки? Ответы детей (воздух).

Ребята, мы с вами говорили, что на земле есть океаны. Сколько их? И есть еще один. Как он называется? (воздушный океан)

Кто покажет на глобусе, где он расположен? (дети показывают вокруг земли). Как вы думаете, этот океан важен для жизни? Ответы детей.

Давайте сделаем вдох и закроем рот и нос ладошкой. И будем считать про себя: один, два, три. Что нам захотелось сделать? (убрать ладошку и глотнуть свежего воздуха)

Для чего нам нужен воздух? Кому еще нужен воздух, что может случиться, если исчезнет воздух?

А теперь послушайте, чьи это слова?

“Я по воздуху летел
И моторчиком гудел
Вдруг – труба, над нею дым”...

Правильно, это слова Карлсона. Он сегодня к нам прилетел, голова у него перевязана. Что же с ним случилось? Карлсон никак не может понять. Выставлю картинки с изображением завода, фабрики. Как же нам помочь Карлсону? Рассуждения детей. Значит завод, фабрика – плохо. Почему? Ответы детей.

Но ведь завод это и хорошо. Почему? Ответы детей.

Что нужно сделать, чтобы заводы не загрязняли воздух? (приборы, которые очищают воздух)

Раздаю картинки с деревьями вдоль дороги. Предлагаю детям подумать и правильно раскрасить деревья. (Анализ картинок). Спрашиваю у детей. Дорога это плохо? ( Ответы детей). Дорога это и хорошо. Почему? (Ответы детей). Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым, где воздух чище всего? (Ответы детей).

Физкультминутка

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Предлагаю посмотреть две картинки (пылесос, лес). Что общего в этих картинках? Лес, растения - тоже пылесосы, они притягивают пыль, которая оседает на листочках. Значит лес – это зеленый пылесос, который очищает воздух. Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть зеленые пылесосы? Я сейчас вам загадаю загадки, а вы должны найти такой пылесос и подарить ему загадку. Загадываю загадки о комнатных растениях: герани, сансевьере, алоэ. Ребенку, отгадавшему загадку, надеваю шапочку с изображением этого комнатного растения. Спрошу у детей. Что мог бы рассказать о себе цветок?

Рассказы детей от первого лица о цветке. Игра “Что лишнее” .Показываю детям карточки с картинками (цветы, лес, пылесос, автомобиль), (цветы, вентилятор, пылесос, завод) .Рассуждения детей.

Занятие наше подошло к концу. Спрошу у детей, понравилось ли занятие? Что дети узнали нового?