Пояснительная записка
Математика является основополагающим предметом в программе общеобразовательной школы. Понятийный аппарат, методы и приемы решения задач, осваиваемые учащимися в ходе изучения математики, используются при преподавании других предметов. Как и любая наука, математика изучает окружающий мир, понятия и законы математики отражают закономерности действительного мира. Но специфика математики как науки состоит в том, что ученики познают мир при помощи количественных отношений и пространственных форм, которые присущи всем без исключения объектам действительности. На уроках математики происходит ознакомление с различными видами чисел и действиями над ними, показывается связь между абстрактным понятием число и действительным миром. Также изучаются простейшие геометрические фигуры и вводятся числовые величины, при помощи которых можно описать эти фигуры.
Обучение в 5-6 классах должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В современном мире очень важно уметь действовать по заданному алгоритму и конструировать новый алгоритм для достижения поставленной цели. Умение анализировать задачу и находить пути решения являются важными навыками.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Программа курса составлена в соответствии с содержанием УМК "Математика. 5 класс" Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда (М.: Мнемозина). Содержание программы курса включает в себя исторический материал, задачи на смекалку, комплексные и поисковые задания, числовые ребусы, различные дидактические игры, математические фокусы, забавы, т.е. тот материал, который не всегда успеваешь рассмотреть на уроках математики. Также курс нацеливает на решение нестандартных задач, которые встречаются в олимпиадах по предмету и различных математических конкурсах.
Цель курса: создать условия для интеллектуального развития учащихся и формирования интереса к предмету.
Задачи:
1) способствовать развитию у учащихся:
- мыслительных способностей, формирующих навыки самостоятельной работы и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, аналогия, обобщение),
- интереса к математике,
- вычислительных навыков,
- творческой активности;
2) научить:
- переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию,
– работать со справочной литературой,
– решать олимпиадные задачи.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данный курс предназначен для учащихся 5 класса, рассчитан на 34 часа в год по 1 часу в неделю. Проводится после уроков, 1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе реализации данного курса следует обращать внимание на то, чтобы пятиклассники овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
- решения разнообразных классов задач, требующих поиска пути и способов решения;
- обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Содержание учебного курса.
- Арифметика: Натуральные числа и действия с ними. Дроби и действия с ними.
- Элементы алгебры: Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
- Элементы геометрии: Геометрические фигуры. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
- Логика. Логические задачи. Логические цепочки. Комбинаторные задачи.
- Математика в историческом развитии.
- Занимательная математика. Задачи - шутки. Магические квадраты. Числовые ребусы. Математические игры. Математические фокусы и забавы.
“Арифметика” служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.
“Элементы алгебры” показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.
“Элементы геометрии” способствуют формированию у учащихся первичных о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.
“Логика” направлена на развитие мышления: умения сопоставлять, анализировать, находить аналогии, проводить анализ, расчленять и обобщать, конкретизировать, использовать индукцию и наблюдение.
"Занимательная математика" способствует развитию интереса к предмету.
“Математика в историческом развитии” способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.
Тематическое планирование
1 час в неделю. Итого 34 часа.
№ темы | Название темы | Количество часов |
Арифметика | 8 часов | |
1 | Натуральные числа. История натуральных чисел. | 2 |
2 | Вычитание и сложение натуральных чисел | 1 |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 1 |
4 | Дроби. История дробей. | 2 |
5 | Действия с дробями. | 2 |
Элементы алгебры | 4 часа | |
1 | Уравнения. История уравнений | 2 |
2 | Решение задач с помощью уравнений | 2 |
Элементы геометрии | 5 часов | |
1 | Геометрические фигуры. История фигур | 2 |
2 | Геометрические задачи | 2 |
3 | Пространственные фигуры | 1 |
Логика | 5 часов | |
1 | Логические задачи. История логики. | 3 |
2 | Логические цепочки. | 1 |
3 | Комбинаторные задачи. | 1 |
Занимательная математика | 10 часов | |
1 | Магические квадраты. | 2 |
2 | Числовые ребусы. | 2 |
3 | Задачи-шутки. | 2 |
4 | Математические игры. | 2 |
5 | Математические фокусы и забавы. | 2 |
Резерв | 2 часа |
Материально-техническое обеспечение:
Технические средства:
- компьютер с доступом в Интернет,
- принтер,
- сканер,
- проектор,
- классная доска.
Литература.
1. Математика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М., 2015.
2. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ/ А.В.Фарков - М.: Издательство "Экзамен", 2014
3. 700 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике / Э.Н.Балаян. - Ростов н/Д: Феникс, 2014
4. Арифметическая разминка. Учимся решать необычные задачки / Н.Аменицкий, И.Сахаров, С.Тромгольт. - М.: Центрполиграф, 2014
5. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.сост. Н.Е.Кордина. - Волгоград: Учитель, 2014.