Программа курса "Виват, математика!"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Математика является основополагающим предметом в программе общеобразовательной школы. Понятийный аппарат, методы и приемы решения задач, осваиваемые учащимися в ходе изучения математики, используются при преподавании других предметов. Как и любая наука, математика изучает окружающий мир, понятия и законы математики отражают закономерности действительного мира. Но специфика математики как науки состоит в том, что ученики познают мир при помощи количественных отношений и пространственных форм, которые присущи всем без исключения объектам действительности. На уроках математики происходит ознакомление с различными видами чисел и действиями над ними, показывается связь между абстрактным понятием число и действительным миром. Также изучаются простейшие геометрические фигуры и вводятся числовые величины, при помощи которых можно описать эти фигуры.

Обучение в 5-6 классах должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В современном мире очень важно уметь действовать по заданному алгоритму и конструировать новый алгоритм для достижения поставленной цели. Умение анализировать задачу и находить пути решения являются важными навыками.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Программа курса составлена в соответствии с содержанием УМК "Математика. 5 класс" Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда (М.: Мнемозина). Содержание программы курса включает в себя исторический материал, задачи на смекалку, комплексные и поисковые задания, числовые ребусы, различные дидактические игры, математические фокусы, забавы, т.е. тот материал, который не всегда успеваешь рассмотреть на уроках математики. Также курс нацеливает на решение нестандартных задач, которые встречаются в олимпиадах по предмету и различных математических конкурсах.

Цель курса: создать условия для интеллектуального развития учащихся и формирования интереса к предмету.

Задачи:

1) способствовать развитию у учащихся:

- мыслительных способностей, формирующих навыки самостоятельной работы и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, аналогия, обобщение),

- интереса к математике,

- вычислительных навыков,

- творческой активности;

2) научить:

- переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию,

– работать со справочной литературой,

– решать олимпиадные задачи.

Место учебного предмета в учебном плане.

Данный курс предназначен для учащихся 5 класса, рассчитан на 34 часа в год по 1 часу в неделю. Проводится после уроков, 1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе реализации данного курса следует обращать внимание на то, чтобы пятиклассники овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

- решения разнообразных классов задач, требующих поиска пути и способов решения;

- обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Содержание учебного курса.

  1. Арифметика: Натуральные числа и действия с ними. Дроби и действия с ними.
  2. Элементы алгебры: Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
  3. Элементы геометрии: Геометрические фигуры. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
  4. Логика. Логические задачи. Логические цепочки. Комбинаторные задачи.
  5. Математика в историческом развитии.
  6. Занимательная математика. Задачи - шутки. Магические квадраты. Числовые ребусы. Математические игры. Математические фокусы и забавы.

 “Арифметика” служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.

“Элементы алгебры” показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.

“Элементы геометрии” способствуют формированию у учащихся первичных о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.

“Логика” направлена на развитие мышления: умения сопоставлять, анализировать, находить аналогии, проводить анализ, расчленять и обобщать, конкретизировать, использовать индукцию и наблюдение.

"Занимательная математика" способствует развитию интереса к предмету.

“Математика в историческом развитии” способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.

Тематическое планирование

1 час в неделю. Итого 34 часа.

№ темы Название темы Количество часов
Арифметика 8 часов
1 Натуральные числа. История натуральных чисел. 2
2 Вычитание и сложение натуральных чисел 1
3 Умножение и деление натуральных чисел 1
4 Дроби. История дробей. 2
5 Действия с дробями. 2
Элементы алгебры 4 часа
1 Уравнения. История уравнений 2
2 Решение задач с помощью уравнений 2
Элементы геометрии 5 часов
1 Геометрические фигуры. История фигур 2
2 Геометрические задачи 2
3 Пространственные фигуры 1
Логика 5 часов
1 Логические задачи. История логики. 3
2 Логические цепочки. 1
3 Комбинаторные задачи. 1
Занимательная математика 10 часов
1 Магические квадраты. 2
2 Числовые ребусы. 2
3 Задачи-шутки. 2
4 Математические игры. 2
5 Математические фокусы и забавы. 2
Резерв 2 часа

Материально-техническое обеспечение:

Технические средства:

- компьютер с доступом в Интернет,

- принтер,

- сканер,

- проектор,

- классная доска.

Литература.

1. Математика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М., 2015.

2. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ/ А.В.Фарков - М.: Издательство "Экзамен", 2014

3. 700 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике / Э.Н.Балаян. - Ростов н/Д: Феникс, 2014

4. Арифметическая разминка. Учимся решать необычные задачки / Н.Аменицкий, И.Сахаров, С.Тромгольт. - М.: Центрполиграф, 2014

5. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.сост. Н.Е.Кордина. - Волгоград: Учитель, 2014.