Участие родителей в проектной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму”
Китайская пословица.

СЛАЙД 2. Презентация.

Проблема выбора метода обучения существовала перед учителем всегда. Такого метода, который бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности. При этом должны соблюдаться сбалансированность репродуктивной и исследовательской деятельности, коллективной и индивидуальной форм активности ребёнка. В современных условиях учителю необходимы такие методы, которые позволили бы сформировать у ребёнка умение правильно организовать свою работу – сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает - самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями. Поэтому метод проектов получает всё большее распространение.

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности. Проект – это 5 П: СЛАЙД 3.

Проблема (значимая задача);

Проектирование (план действий, выбор продукта, форма презентации);

Поиск информации (поиск и сбор материала, его обработка и осмысление);

Продукт (результат работы, изделие: плакат, реферат, модель, альманах, мультимедийная презентация и т.п.)

Презентация (представление продукта, результата). Рефлексия собственной деятельности.

Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, “проходной” для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств.

Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Как учитель – организатор проектной деятельности, я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами образования:

Цель внедрения проектного метода: СЛАЙД 4.

Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся, для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработки самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формированию активной жизненной позиции.

Проектной деятельностью нужно заниматься, чтобы решать следующие задачи: СЛАЙД 5.

1. Узкопрактические: получение информации по определённой теме.

2. Обучающие: повышение уровня познавательной, информационной, коммуникативной и других компетенций ученика.

3. Развивающие: выявление талантов, склонностей ученика и, как следствие этого, общее повышение мотивации к учебной деятельности, воспитание потребности к самообучению и саморазвитию.

Проектная деятельность в школе существует для того, чтобы научить детей самостоятельности в получении знаний. В словосочетании проектная деятельность главным является слово деятельность. Поэтому более важен с точки зрения не конечный результат, а процесс. Ученик должен овладеть информационной компетенцией: умение находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, выделять главное, усваивать в виде новых знаний.

Проектная деятельность, как никакая другая, служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями, техникой, с Интернетом и любым информационным полем.

Роль родителей в проектной деятельности

Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс глубже, шире, необходимо участие не только учеников и учителя, но и их родителей. Подключение родителей обусловлено несколькими причинами: во-первых, в силу своих возрастных особенностей учащиеся далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах. Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения. В-третьих, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.

СЛАЙД 6. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком.

Наряду с привычными формами работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы и консультации со специалистами, родительский клуб, информационные стенды и совместное оформление класса и т.п.) ведется постоянный поиск новых видов совместной работы, стимулирующих участие родителей в жизни школьников.

Мои дети и родители – активные участники проектной деятельности, принимают живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации, подготовка, проведение, анализ и поощрение.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Важно “позволить” ребёнку выполнить работу самому. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

Существуют разные формы участия родителей в проектной работе школьников. СЛАЙД 7.

Мотивационная поддержка может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся. Информационная поддержка – актуальна на этапе сбора необходимых для проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет. Организационная поддержка – одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Например, сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации (внешняя сторона выполнения проекта) или помощь ребёнку в распределении времени и дозировании нагрузки (внутренняя сторона проекта).

Техническая поддержка может потребоваться во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото - и видео-съёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, праздников. Также ребенку требуется поддержка в самооценке проекта. Она важна не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе (чтобы ребенок мог своевременно скорректировать свои действия). Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное в выполнении конкретного проекта? В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочёты, И обязательно отметить достижения ребёнка.

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: СЛАЙД 8

• консультирует;

• отслеживает выполнение плана;

• решает оперативные вопросы;

• помогает в предварительной оценке проекта;

• участвует в подготовке презентации;

В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентируемые, информационные, игровые, учебные.

Предварительно на родительском собрании разъясняю суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, знакомлю с этапами работы над проектом. Далее следует распределение ролей и определение форм участия родителей. Любое внеклассное мероприятие – краткосрочный проект. Вместе с детьми родители стали принимать участие во всех предлагаемых мероприятиях, больше заинтересованы в успехе своих детей, чаще проводят с ними свободное время, прониклись интересами и проблемами детей.

В декабре родители с группой детей разработали творческий мини-проект “С Новым годом!”.

Результат этого проекта, направленного на развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование сплоченного коллектива детей и родителей, был успешно представлен в виде театрализации, игры “Поле чудес”.

В марте выполнили проект “Мисс Весна”. Каждый внёс свой посильный вклад в общее дело. Появилась возможность проявить актёрское мастерство, показать публично достигнутый результат. Неоценимую помощь детям оказали родители: вместе с детьми готовили дома костюмы, маски, оформление для зала, выполняли совместные поделки, рисовали рисунки, придумывали различные задания для заключительного праздника.

Заинтересованность родителей в подготовке и проведении игры “Умники и умницы” позволила успешно реализовать цели данного краткосрочного проекта: раскрытие интеллектуальных способностей детей, развитие интереса к предметам, формирование умения работать в команде.

Работа над проектом объемная, кропотливая. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

Чтобы не допустить возникновения подобных проблем, я предлагаю следующее:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не “давить” на учащихся; проекты проводить не часто.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в оформлении работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего товарища.

5. Привлечь для работы над проектом родителей.

Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем "фундамент" всего дальнейшего обучения. Я на практике убедилась в положительных сторонах данного метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках ЗУНы, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию ОУУН и компетенций. Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдывает себя, позволяет реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя.

Использование метода проектов в работе способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Использование метода проекта в начальной школе позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему открытой для активного участия родителей.

Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни школы.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

Этапы и подэтапы проектной деятельности Возможные действия родителей
Выдвигаются первоначальные идеи и выбирается лучшая идея Помощь ребенку в выдвижении как можно большего количества идей, запись их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Выбирается и формулируется тема проектной работы Помощь в выборе лучшей идеи и обоснование выбора.
Формулирование задачи проекта Помощь (если требуется) в формулировке.
Разработка плана и структуры выполнения проекта. Помощь в планировании с учетом занятости вашего ребенка
Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом ее актуальности Возможная корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка.
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. Прикиньте возможные выходы с ребенком
Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения. Разбивка объема работы на небольшие части и определение срока выполнения каждой.
Составляется программа и календарный план выполнения работ. Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана.
Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы. Может потребоваться разъяснение обязанностей.
Изучаются источники и литература по теме проекта Содействие ребенку в передвижении до библиотеки. Обращать внимания ребенка на имеющиеся в книжных магазинах книги по теме проекта.
Собирается и обрабатывается информация по проблеме. Содействие ребенку в нахождении разнообразных источников информации (опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет).
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы. Оказание помощи в подготовке выводов. Грамматический и стилистический контроль.
Оформляются результаты работы, и готовится отчет. Консультирование по основным правилам оформления отчета.
Проект готовится к презентации. Помощь в проведении последней проверки перед презентацией, репетиция выступления (снять стресс перед выступлением).
Проводится публичная презентация проектной работы. Присутствие на защите. Поддержка ребенка (у вас есть повод гордиться им).
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода. Обсуждение совместной работы, учет ошибок (подумать, что можно было сделать по другому).
Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника. Воспользуйтесь положением.

Памятка для родителей

“ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК УЧАСТВУЕТ В СОЗДАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА, КАКОВА ВАША РОЛЬ?”

Экспериментально подтверждено, что метод проектов позволяет решать задачи формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся, и может быть использован при решении учебно-воспитательных задач. Но где бы и какие бы проекты не затевались с учащимися, особенно с младшими школьниками, это всегда связано с большими затратами сил и времени всех участников процесса.

Участие в проектной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Помните, Вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и т.п. Право свободного выбора источника информации предоставляется самому ребенку!

Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом (по запросу), техническим секретарем проекта

Список литературы:

1.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

2.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005.

3.Журнал “Начальная школа плюс до и после”, №11, №5, 2004.

4.Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007г. – 96с.

5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

6.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

7.Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся   Начальная школа. 2008. № 9.

8.Газета “Начальная школа. Первое сентября” , №4, 2010.