Урок физики на тему "Постоянные магниты". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Учебник: Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2014

Тип урока – изучение нового материала по теме “Электромагнитные явления”

Цели урока: актуализация знаний о магнитных явлениях и продолжение их изучения на основе фронтального эксперимента с постоянными магнитами, развитие творческих способностей обучащихся, формирование у обучающихся навыков самостоятельного исследования, формирование умений делать самостоятельные выводы.

Учащийся научится Учащийся получит возможность научиться
Раздел “Электромагнитные явления”
- определять полюса магнита, направление магнитных силовых линий; - описывать и объяснять физические явления: взаимодействие магнитов

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя

Тшу-ши – такое поэтическое название дали естественному магниту китайцы. В переводе оно означает “любящий камень”. Такое название эти естественные природные тела получили за то, что притягивали железные предметы, как нежная мать привлекает своих детей. Мы уже ранее выяснили, что, кроме естественных магнитов, люди широко используют магниты искусственные, которые изготавливаются на заводах. Они обладают такими же свойствами, что и природные магнитные тела. Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли экспериментаторов и постараемся получить новые сведения о свойствах магнитов из опытов. Но для начала поговорим о том “А что же собой представляют Постоянные магниты”

3. Новый материал

Постоянные магниты

Определение Постоянные магниты – тела, сохраняющие длительное время намагниченность
Форма Дугообразный

Полосовой

Обозначение N – северный полюс магнита S – южный полюс магнита
Вид Естественный – магнитный железняк

Искусственный – сталь, никель, кобальт

Свойства постоянных магнитов 1. Разноименные магнитные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются;

2. Магнитные линии – замкнутые линии;

3. Вне магнита, магнитные линии выходят из N и входят в S, замыкаясь внутри магнита.

Теоретическое обоснование Гипотеза Ампера

4. Выполнение фронтальных экспериментов “Изучение свойств постоянных магнитов” (Приложение 1)

(На столах у обучащихся лежат карточки с экспериментальными заданиями. Познакомившись с ними, обучащиеся одновременно фронтально проводят эксперименты.)

КАРТОЧКА № 1 Полюсы магнита

Оборудование: магниты (полосовой и дугообразный), металлические скрепки.

Задания:

  1. Поднесите скрепку точно к середине полосового магнита. Притягивает ли магнит скрепку?
  2. Подносите скрепки к разным местам магнита, начиная от середины и двигаясь к торцам.
  3. Повторите эксперимент с дуговым магнитом.
  • Сделайте соответствующие рисунки.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие?
  2. Каковы магнитные свойства средней линии магнита?

Вывод: Полюсами магнита следует называть те его места, где наиболее сильно проявляются магнитные действия; различают два полюса магнита: N – северный полюс, S – южный полюс. Вдоль средней линии магнита магнитные свойства не обнаруживаются, поэтому эта линия называется нейтральной.

КАРТОЧКА № 2 Появление магнитных свойств

Оборудование: железный гвоздь, стальное лезвие, медная и алюминиевая проволока, бумага, кусок резины, карандаш, полоска стекла, лист пластмассы, полосовой магнит, стальная спица для вязания, скрепки.

Задания:

1. Определите, какие из имеющихся у вас различных предметов хорошо притягиваются магнитом. По результатам исследования заполните таблицу:

Притягиваются слабо Притягиваются сильно Не притягиваются
     

2. Поднося стальную спицу к скрепкам, проверьте ее магнитные свойства. Притягивает ли спица скрепки?

3. Положите спицу на стол и от ее середины проведите по ней одним из торцов полосового магнита. Сделайте 15-20 движений только в одну сторону (обратно магнит возвращайте по воздуху).

4. Проверьте магнитные свойства спицы еще раз. Изменились ли они после контакта с полосовым магнитом?

Вывод: Некоторые вещества (железо, сталь и т.д.) при контакте с магнитом приобретают магнитные свойства, т.е. сами становятся магнитами.

КАРТОЧКА № 3 Взаимодействие полюсов магнита

Оборудование: штатив с принадлежностями, прочная нить, магнитные стрелки, полосовые магниты, вязальная спица, несколько небольших гвоздей.

Задания:

  1. Сближайте магнитную стрелку с другой такой же стрелкой сначала красными концами, а затем синими. Как взаимодействуют стрелки?
  2. Приближайте красный конец одной магнитной стрелки к синему концу другой. Как взаимодействуют стрелки?
  3. Зарисуйте взаимное расположение полюсов стрелок по результатам эксперимента.
  4. Проверьте, как взаимодействуют магнитная стрелка с полосовым магнитом, поднося магнит к стрелке разными полюсами. Сделайте пояснительные рисунки:
  5. С помощью лапки и прочной нити подвесьте один из полосовых магнитов к штативу. Поднесите к нему другой магнит красным концом – сначала к синему, а затем к красному торцу. Как взаимодействуют магниты?
  6. Прикрепите к одному из торцов магнита шляпками два-три гвоздя. Как расположатся острия гвоздей?
  7. Поднесите намагниченную с помощью синего конца полосового магнита вязальную спицу (см. задание 3 в карточке № 2) к синему концу магнитной стрелки, а затем к ее красному концу. Как взаимодействует намагниченная синим концом магнита спица с магнитной стрелкой? Сделайте пояснительный рисунок.

Вывод: Одноименные полюсы магнитов отталкиваются, разноименные – притягиваются. В месте контакта с северным магнитным полюсом намагничиваемое тело приобретает свойства южного полюса магнита, и наоборот.

КАРТОЧКА № 4 Взаимодействие полюсов магнита

Оборудование: два полосовых магнита, картон, железные опилки.

Задания:

  1. Сверху на полосовой магнит положите картон, насыпьте на картон железные опилки. Встряхните опилки, слегка постучав по картону.
  2. Зарисуйте появившуюся картину силовых магнитных линий.
  3. Расположите под картоном два полосовых магнита одноименными полюсами друг к другу, и с помощью железных опилок получите новую картину магнитных силовых линий.
  4. Зарисуйте картину магнитных силовых линий поля двух полосовых магнитов.
  5. Повторите последний эксперимент с полосовыми магнитами, сориентировав их разноименными полюсами друг к другу.

Вывод: Магнитная линия – основная характеристика магнитного поля. Это линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок. Это замкнутые кривые, охватывающие полосовой магнит. (проводник с током, катушку с током – соленоид). Направление: Северный полюс магнитной стрелки.

5. Обсуждение результатов экспериментов.

6. Домашнее задание: Подготовиться к кратковременной контрольной работе по теме “Электромагнитные явления”. Повторить параграфы 56-60, конспекты

Список литературы

  1. Перышкин .Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Перышкин. – М .: Дрофа, 2013
  2. Лукашик В.Н. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных  учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М .: Просвещение, 2012
  3. Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики 7-11 классы. – Волгоград, 2011.