Цели и задачи:
Образовательные задачи:
- Познакомить с древними вымершими животными.
- Определить, к какой группе животных принадлежат динозавры.
- Повторить изученные группы животных (земноводные и пресмыкающиеся).
- Учить отличать животных разных групп по их характерным особенностям.
Задачи обучения приёмам информационной деятельности:
- Учить искать нужную, новую информацию в тексте, в видеофильмах, в Интернете, у людей, обладающих нужной информацией.
- Учить сопоставлять и различать информацию из разных источников.
- Учить находить общие и отличительные черты и признаки разных предметов.
- Учить пользоваться информацией с помощью условных обозначений (правила поведения на уроке, правила по ТБ при работе с ножницами).
Воспитательные и развивающие задачи:
- Воспитывать коммуникативные качества.
- Воспитывать любовь к животным, интерес к настоящему и прошлому нашей планеты.
- Воспитывать аккуратность в выполнении работы.
- Развивать речь, мышление, внимание, память.
- Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, экран, ноутбук с подключенным Интернетом.
- Компьютерная презентация “Динозавры” (Приложение).
- Таблица с правилами по ТБ при работе с ножницами.
- Литература для поиска информации детьми.
- Фрагменты из научно-популярного фильма
“Прогулки с динозаврами”:
- “Диплодок”
- “Брахиозавр”
- “Анкилозавр”
- “Тираннозавр”
- “Игуанодон”
- Мультфильм студии “Да” “Самая первая песня” http://studio-da.info/samaya-pervaya-pesnya
- Конверты с карточками земноводных и пресмыкающихся.
- Учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ножницы у каждого ученика.
- Изготовленные детьми дома лягушки способом “оригами”.
- Распечатанные таблицы для заполнения по итогам поиска информации.
Ход урока
I. Организация класса
– Сейчас у нас урок окружающего мира.
– С чего обычно начинаем свою работу? (С повторения необходимого.)
– Я предлагаю повторить правила поведения на уроке настоящих учеников. Называйте появляющиеся правила. (Показ компьютерной презентации. Используются значки из программы Л.Г. Петерсон “Мир деятельности”:
1. Приходи в класс вовремя!
2. Не выкрикивай с места!
3. Соблюдай порядок на столе!
4. Слушай учителя и точно выполняй все действия!
5. Соблюдай тишину!
6. Будь внимательным!
7. Если хочешь спросить – подними руку.)
II. Актуализация знаний, проверка домашнего задания
Работа с карточками. Загадки
– Мы повторим изученный материал о некоторых группах животных и какая-то информация из повторения нам пригодится для изучения новой темы.
– Из конвертов выньте карточки – это отгадки на мои загадки. Я загадываю, а вы отгадываете и выбираете нужную карточку.
У воды живёт плутовка
И скрывается так ловко,
Что беднягам мухам, мошкам
Не уйти от этой крошки. (Лягушка)Эта в нашем огороде
На охоту ночью ходит.
Слизнякам пришла беда –
Расползайтесь кто куда! (Жаба)Живу на суше и в воде.
Мой панцирь очень нужен мне.
Я этим домом дорожу,
Хоть очень медленно хожу. (Черепаха)Я вовсе без ног,
Но двигаюсь ловко
По земле и в воде –
Помогает сноровка. (Уж)С последней буквы алфавита
Я начинаюсь. Не беда –
Зато быстра и деловита.
Лишь хвост теряю иногда. (Ящерица)
– Подумайте, на какие две группы можно распределить этих животных? Распределите. (Пресмыкающиеся и земноводные.)
– Сверьте свою работу с экраном.
Работа по таблице
– Выберите эти группы на таблице и расскажите, по каким характерным особенностям вы узнали эти группы. (Ответы детей.)
– По одному или нескольким признакам вы объединили животных в группы? (По нескольким. Перечисляют.)
Работа в тетради
Нахождение верных рассуждений (с. 25, № 24)
– Почему в первых двух случаях ученик допустил ошибки? (Использовал какой-нибудь один признак.)
– Сформулируйте правило, которое помогло бы распределять животных по группам. (Дети формулируют.)
– Правильно: группу животных надо определять не по одному признаку, а по двум-трём существенным признакам.
Проверка домашнего задания, минутка отдыха
– Вы дома складывали оригами. Какое животное получилось? (Лягушка.)
– К какой группе относится? (К земноводным.)
– Почему так решили? (Ответы.)
– А сейчас мы проведём соревнования по прыжкам в длину среди ваших питомцев. (Проводятся соревнования между лягушками по прыжкам в длину.)
III. Фиксация затруднений в определении темы и целей урока
Беседа
– Сейчас я покажу изображения, а вы определите, что новое мы сегодня изучим на уроке. (Показ презентации с изображениями динозавров.)
– Что это за животные? (Динозавры.)
– Они все одинаковые? (Нет.)
– Значит, они должны одинаково называться или по-разному? (По-разному.)
– Знаете ли вы их названия? (Нет.)
– Значит, что мы должны сегодня узнать? (Названия некоторых динозавров.)
– Что вы о них знаете? (Ответы детей.)
– Каковы размеры динозавров, чем питались? Всё ли вы смогли рассказать? (Нет.) Значит, что мы ещё должны сегодня узнать? (Некоторую информацию о динозаврах.)
– К какой группе они относятся? (... ?)
– Смогли ответить на вопрос? (Нет.)
– Значит, что ещё должны узнать? (К какой группе относятся динозавры.)
Итог беседы
– Значит, нам надо узнать, как называются некоторые (не все, так как их открыто учёными более 800 видов) динозавры, информацию о них, и к какой группе животных они относятся.
– А откуда люди узнают информацию и откуда мы можем что-нибудь узнать о динозаврах? (Ответы детей: можно спросить у учителя, у родителей, прочитать в энциклопедиях и справочниках, посмотреть фильмы.)
– Согласна с вами. Что-то вы сейчас узнаете из моего рассказа.
IV. Изучение нового материала о динозаврах
Рассказ учителя
– Ребята, ни один человек не видел живых динозавров. Ведь они жили задолго до его появления. В слове “динозавр” соединились два греческих слова: дейнос (ужасный) и заурос (ящерица). В течение 135 миллионов лет правили они миром благодаря своей силе и ловкости. Это были ящеры, которые либо скользили по воздуху на кожистых крыльях, либо покачивались на воде, изогнув свои длинные шеи, либо передвигались на мощных ногах по земле. Размножались динозавры, откладывая крупные яйца в горячий песок. Из них вылуплялись детёныши длиной 25-30 см. (Показ на линейке.) Когда они вырастали, то достигали в длину от 2 до 40 метров.
– Ребята, кто в моём рассказе услышал подсказку о том, к какой группе животных относятся динозавры? (Раз это были ящеры, значит, динозавры – пресмыкающиеся.)
– Где мы можем проверить информацию о названии группы этих животных? (В справочниках, энциклопедиях, фильмах и т.д.)
– У нас есть учебники, по которым мы учимся, и очень много информации есть в этой книге.
Работа с учебником (с. 59)
1) Рассматривание изображений динозавров.
– Прочитайте названия динозавров.
– Что общего у этих животных?
– Чем отличаются?
2) Чтение текста вслух учеником.
– Прочитайте внимательно.
3) Сообщения детей информации по прочитанному тексту.
– Какую новую информацию вы нашли?
– Нашли ли подтверждение своим предположениям о названии группы этих животных? (Да, это пресмыкающиеся.) Как раз о животных этой группы мы говорили в начале урока.
Просмотр видеороликов и беседы после просмотров
– Мы воспользуемся ещё одним источником информации – это фильмы. Я приготовила вам отрывки о некоторых динозаврах из научно-популярного фильма “Прогулки с динозаврами”. В фильме вам надо услышать название динозавра и информацию о нём: размеры, способ питания.
1 видеоролик (о диплодоках):
– Как называются динозавры, о которых посмотрели фильм? (Диплодоки.)
– Что про них узнали? (Длина до 40 м, питались растениями.)
2 видеоролик (о брахиозаврах):
– Про какого динозавра рассказ? (Брахиозавр.)
– Что про них узнали? (Самые крупные животные. Длина 13 м, вес до 70 тонн, питались растениями.)
3 видеоролик (об анкилозаврах):
– Какого динозавра здесь увидели? (Анкилозавр.)
– Что про него узнали? (Вес 7 тонн, покрыт панцирем, на хвосте – булава для защиты, травоядный.)
4 видеоролик (о тираннозаврах):
– А здесь кто был? (Тираннозавр.)
– Что узнали про тираннозавра? (Вес 5 тонн, длина 13 м, хищник.)
Беседа после просмотра видеороликов
– На какие вопросы мы могли ответить? (Название, информация и группа.)
– А какие доказательства того, что динозавры относятся к пресмыкающимся? Вы смотрели несколько видеороликов: что можете сказать о коже этих животных? Покрыта ли она шерстью или перьями? (Нет, она голая.)
– Как размножались динозавры? (Откладывали яйца.)
V. Физкультминутка
Выполнение упражнений под мультфильм студии “Да” “Самая первая песня” http://studio-da.info/samaya-pervaya-pesnya
VI. Упражнение в самостоятельном поиске и анализе информации
Беседа после просмотра мультфильма
– Что узнали о массе игуанодона из мультфильма? (Вес – 80 тонн.)
– Глядя на то, как игуанодон догонял кого-то с вилкой и ножом, что можно подумать о том, чем он питался? Животными или растениями? (Животными, значит, он - хищник.)
– А можем ли мы из мультфильма точно судить о внешности игуанодона? (Нет, это рисунки детей.)
– Где можно проверить эту информацию? (В энциклопедиях, справочниках, учебнике, фильмах, у взрослых.)
Поиск информации детьми
– Сейчас мы с вами побываем в роли экспертов: нам надо найти информацию и о массе игуанодона, и о способе его питания, и о внешнем виде, т.е., проверим информацию, полученную из мультфильма. Где будем искать информацию? (В энциклопедиях, справочниках, учебнике, фильмах, у взрослых.)
– Текст в учебнике мы уже прочитали. Есть ли там информация об игуанодоне? (Нет.)
– Предлагаю разделиться на 4 группы. (Распределение.) 1-ая группа ищет информацию в Интернете, 2-ая группа в справочной литературе, 3-я группа узнаёт информацию у учителя биологии, 4-ая группа смотрит фрагмент фильма. Изучив информацию, вы должны заполнить такую таблицу (раздаются напечатанные таблицы с разным количеством строк (по количеству источников) для заполнения):
Параметры Источник |
Масса игуанодона | Способ питания | Внешний вид: + соответствует, - не соответствует |
1-я группа (Интернет):
С помощью учителя дети посмотрели 2 сайта (https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E3%F3%E0%ED%EE%E4%EE%ED%F2
и http://www.dinozavro.ru/melovoy/iguanadon.php)
Заполненная таблица:
Параметры Источник |
Масса игуанодона | Способ питания | Внешний вид: + соответствует, - не соответствует |
www.wikipedia.ru | Растения | - | |
www.dinozavro.ru | 3-5 т | Растения (папоротники, хвойные растения) | - |
2-я группа (Справочная литература):
С помощью учителя (или помощника, например, воспитателя, родителя) ученики ищут информацию в имеющихся справочниках:
- Блейз А. Всё о динозаврах. Познавательная книга для мальчиков и девочек. М.: Астрель. 2001 (стр. 102-104)
- Целлариус А.Ю. Я познаю мир. Динозавры. М.: АСТ, Астрель, Ермак. 2004 (стр. 229-230)
- Резько И.В. (отв.) Динозавры. Отличная энциклопедия. М.: АСТ. 2014 (стр. 56-57)
Заполненная таблица:
Параметры Источник |
Масса игуанодона | Способ питания | Внешний вид: + соответствует, - не соответствует |
Блейз А. Всё о динозаврах | 3-4 т | Растения, кора деревьев | - |
Целлариус А.Ю. Я познаю мир. Динозавры |
6-7 т | растения | - |
Резько И.В. (отв.) Динозавры | Растения | - |
3-я группа (Беседа с учителем биологии)
(Если учащиеся сами не задают нужных вопросов, учитель задаёт наводящие вопросы, заставляющие задать нужные вопросы: “Про что хотите узнать?”, “Что именно хотите узнать об игуанодоне?” и т.д.)
Заполненная таблица:
Параметры Источник |
Масса игуанодона | Способ питания | Внешний вид: + соответствует, - не соответствует |
Учитель биологии | 3-7 т | Растения | - |
4-я группа (Просмотр научно-популярного фильма)
Заполненная таблица:
Параметры Источник |
Масса игуанодона | Способ питания | Внешний вид: + соответствует, - не соответствует |
Научно-популярный фильм “Прогулки с динозаврами” | Растительный корм | - |
Сообщение итогов поиска информации
(После работы с источниками и заполнения таблиц каждая группа сообщает полученные результаты.)
– Сделайте обобщение всей полученной информации. (Игуанодоны – травоядные животные, внешность не такая, как в мультфильме, а масса везде указана разная.)
– Как вы думаете: почему? (Если дети не догадались, сообщает учитель о том, что динозавры жили давно и взвесить их не представляется возможным, а учёные могут массу предположить по найденным останкам. И, наверное, животные несколько отличались размерами друг от друга.)
Просмотр видеоролика “6.Игуанодоны”, беседа
– Не во всех источниках вы смогли увидеть, как выглядел игуанодон, поэтому фрагмент фильма “Прогулки с динозаврами” посмотрим все вместе. (Просмотр.)
– Чем питались игуанодоны? (Растениями.)
– Внешность в мультфильме такая же? (Нет.)
– Почему же отличается информация в мультфильме и научная информация? (Ответы детей.)
– Потому что мультфильм – это художественное произведение, в нём информация может быть вымышлена. Художественное произведение – это результат творческой работы, оно создаётся, чтобы выразить свои мысли, представления, создаётся для красоты, для развлечения, для души. А если вам нужны точные данные, вы должны обращаться к справочникам, энциклопедиям, к научным и документальным фильмам, посещать музеи.
VII. Подведение итогов, рефлексия
Беседа о работе с информацией
– Ребята, сегодня мы с вами пробовали искать информацию в разных источниках. Для чего это нам было надо? (Мы хотели выяснить, достоверная ли информация об игуанодоне в мультфильме.)
– Где искали информацию? (В справочниках, энциклопедиях, Интернете, фильме, у учителя.)
– А зачем нам надо было столько много источников? (Не в каждом источнике есть вся необходимая информация, и надо учиться искать в разных местах.)
– Я с вами согласна, и обязательно надо сравнивать информацию, полученную из разных источников. Бывает, что не везде она достоверная.
Оригами
(Изготовление динозавра из заготовок в тетради.)
– У вас в рабочей тетради есть три заготовки динозавров. Выберите одну любую, вырежьте и придайте форму динозавра. Образцом могут послужить рисунки в учебнике. Помните о правилах безопасного обращения с ножницами, которые в схемах представлены на таблице.
– Кто получился? (Похож на ... (в зависимости от того, какую развёртку выбрал ребёнок, это мог быть игуанодон, бронтозавр или трицератопс)).
– К какой группе отнесём? (Пресмыкающиеся.)
– Почему? (Голая кожа, малыши вылупляются из яиц.)
Рефлексия
– Понравился ли вам наш урок?
– Что понравилось или поразило (удивило) вас больше всего?
– Понравилось ли вам искать и сравнивать информацию?
– Остальных динозавров по желанию можете сделать дома, подберите для них названия, расскажите своим близким, что узнали о динозаврах.
– Всем спасибо за урок, вы отлично сегодня справились с работой.
Литература.
- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 2. Смоленск: “Ассоциация XXI век”, 2012, с. 59
- Поглазова О.Т., Миронова М.В. Окружающий мир. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. Пособие для учителя. Смоленск: “Ассоциация XXI век”, 2012, с. 224
- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. Часть 2. Смоленск: “Ассоциация XXI век”, 2012
- Блейз А. Всё о динозаврах. Познавательная книга для мальчиков и девочек. М.: Астрель. 2001, с. 102-104
- Целлариус А.Ю. Я познаю мир. Динозавры. М.: АСТ, Астрель, Ермак. 2004, с. 229-230
- Резько И.В. (отв.) Динозавры. Отличная энциклопедия. М.: АСТ. 2014, с. 56-57