Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий “имена собственные”, “имена нарицательные”,
- уметь различать имена существительные собственные и нарицательные,
- уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы,
- подбирать примеры; классифицировать имена существительные собственные и нарицательные
Планируемые метапредметные результаты:
- личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
- регулятивные: актуализировать свои знания для решения учебной задачи
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий, осуществлять проверку, коррекцию
- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, классифицировать; анализировать и делать выводы на основе проведенного анализа;
- коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- уметь осуществлять самооценку результатов;
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре,;
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
- формулировать понятные высказывания, используя термины;
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок, ребята. Сегодня на уроки я вам желаю удачи. Ведь даже с маленькой удачи начинается путь к большому успеху.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Начнем мы, как всегда, с орфографической минутки. Запишите слова, лексическое значение, которых я вам буду называть.
Словарно-орфографическая работа
[В году их 12, белоствольное дерево; животное, ловко лазающее по лианам, первый месяц год; столица нашей родины, спит зимой в берлоге] (Взаимопроверка/ cамопроверка под документ-камерой. Самооценивание.)
Учитель: Что общего у всех слов, которые мы с вами записали?
Дети: Являются существительными).
Учитель: Докажите.
Дети: Все эти существительные отвечают на вопрос кто? Или что? И обозначают предмет.
Учитель: На какие 2 группы мы можем разделить эти существительные, задав к ним вопрос.
Дети: Одушевленные и неодушевленные.
3. Работа по теме урока
Учитель: Почему одно из этих существительных написано с заглавной буквы?
Дети: Это название города.
Учитель: Вспомните из первого класса, какие еще существительные мы будем писать с заглавной буквы
Дети: Имена, отчества, фамилии, клички, названия городов, рек.....
Учитель: Может кто-нибудь из вас знает, как называются такие имена существительные? Откройте учебник на стр.51 и прочитайте тему урока. (Дети читают название темы урока)
Давайте разбираться, как же отличить имена нарицательные от имён собственных.
Проведём наблюдения.
На доске:
девочка – Маша
река – Пахра
корова – Буренка
город – Москва
Учитель: Скажите, предметов с каким названием больше: город или Москва? Река или Пахра? Девочка или Маша? Корова или Буренка?
Дети:....
Учитель: Зачем Маше, Пахре, Буренке, Москве дали название?
Дети: Чтобы отличить Машу от других девочек и т.п.
Учитель: Правильно, чтобы отличить их от множества других, похожих или как говорят ученые подобных предметов: городов, рек, девочек.
Учитель: Делаем вывод: города, реки, коровы, – названия предметов однородных. Это имена нарицательные. Чтобы отличить единичные предметы от множества подобных предметов, им дают названия. Это имена собственные.
Учитель: Проверим по учебнику, правильно ли мы дали определение именам нарицательным и собственным.
Работа по учебнику стр. 52, 53.
Учитель: Понаблюдаем: посмотрите еще раз на мою запись, назовите имена нарицательные, назовите имена собственные.
Учитель: Обратите внимание, как записаны имена собственные и нарицательные, в чем особенность.
Дети: Имена собственные написаны с заглавной буквы, а имена нарицательные – со строчной).
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Имена существительные собственные пишутся с заглавной буквы, а имена существительные нарицательные – со строчной.
Работа по упражнению в учебнике
Учитель: Составьте из слов словосочетания и запишите их в тетрадь. (Работа выполняется с комментированием. Дети: Существительное “...” - это имя собственное, поэтому пишу с заглавной буквы. Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма, эту орфограмму я подчеркиваю. И т.п.)
Проблемная ситуация.
Учитель: Одна ученица рассказала мне, что когда она читала книгу, то она встретила слово “лев”, написанное со строчной буквы, а потом она увидела это слово, написанное с заглавной буквы. Могло ли так быть?
Дети: Да. “Лев” может быть именем мальчика и названием животного.
Учитель: Сделаем вывод: От чего же зависит выбор заглавной или строчной буквы?
Дети: От значения.
Дети: Составьте предложения, в одном из которых слово “лев” нарицательное имя существительное, а в другом собственное.
Работа на доске и в тетради.
Вместе записываем предложения: “Лев Николаевич Толстой – известный русский писатель. Громко рычит лев.”
Учитель: Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.
Карточки:
УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ. ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ. |
ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ. ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА. |
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ. |
У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ. САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ. |
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ. КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ. |
ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ. КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ. |
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ. ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ. |
ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ. ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА. |
Проверка работы (Под документ-камерой. Самооценивание.)
Учитель: Перед вами письмо, переведенное с немецкого языка. В немецком языке пишутся все существительные с большой буквы. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами русской орфографии. Исправьте ошибки в работе своего немецкого друга. Как вы думаете, почему он сделал эти ошибки?
Письмо, переведенное с немецкого:
За моим Окном стоит золотая Осень. Я люблю это Время Года. В Октябре во Франкфурте бывает книжная Ярмарка. В прошлом Году я купил здесь Книгу на Русском Языке.
4. Итог урока.
Учитель: Чему мы научились сегодня на уроке? Расскажите, что вы узнали об имени существительном сегодня.
Дети:...
Домашнее задание: правило на стр. 52, 53.