НОД по познавательному развитию старших дошкольников "История, рассказанная книгой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • познакомить детей с историей создания книг;
  • познакомить детей с книжками разного типа и их назначением;
  • обогащать представление детей о разнообразии книг, жанрах произведений;
  • развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям;
  • познакомить детей с книжками разного типа и их назначением;
  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение уместно употреблять в речи новые слова и словосочетания;
  • воспитывать интерес к книгам и бережное к ним отношение;
  • закреплять правила обращения с книгой.

Предварительная работа:

  • чтение книг по выбору и желанию детей,
  • выставка в книжном уголке книг разного вида,
  • рассматривание иллюстраций в книгах разного вида,
  • рассматривание альбомов с иллюстративным материалом;
  • рисование рисунков, раскрашивание в раскрасках.

Материал:

  • презентация 1 “История, рассказанная книгой” (автор – Волкова Н.А., http://www.maam.ru/detskijsad/-istorija-raskazanaja-knigoi-zanjatie-po-o-poznanie-dlja-detei-5-6-let.html);
  • презентация 2 “Какие бывают книги” (автор – Ерещенко Л.В., http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2012/11/09/prezentatsiya-kakie);
  • ноутбук, интерактивная доска;
  • костюм клоуна;
  • книга (от имени которой идёт рассказ);
  • 4 иллюстрации к сказкам, разрезанные на части;
  • карточки-схемы для составления пространственно-временной модели к презентации “История, рассказанная книгой”;
  • книжная полка с видами книг, соответственно презентации “Какие бывают книги”.

Ход деятельности

Клепа (вбегает, кричит, как речевку): - Книги читай, никогда не забывай! Книги читай, никогда не забывай! Книги читай, никогда не забывай!

Клепа: Здравствуйте, ребята, меня зовут Клепа, и я к вам прибежал из Волшебной страны Книг. (показывает им подарок, который принес с собой).

Клепа: - Смотрите что я вам принес. Ой! Сначала – загадки:

- Кто говорит молча?

- Кто на свете всех умнее,
Кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит нас?

- Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (ответы детей)

Клепа: - Вот моя любимая книга. А у вас есть книги? А любимые? А какие они? (ответы детей). А где вы их берете? (ответы детей)

Воспитатель: - Вот об этом давай у твоей книги спросим. Внимание на экран. (презентация “История, рассказанная книгой”)

Слайд 2. - Родилась я в лесу.

Слайд 3. - Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли.

Слайд 4. - Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили, измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют.

Слайд 5. - Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной на листы нужного размера. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в бумагу. На бумажной фабрике сделали бумагу. Но этого недостаточно, чтобы появилась книга.

Слайд 6. - Кто поможет белую бумагу превратить в волшебную книгу?

- Кто придумает интересные рассказы и сказки?

- Каких детских писателей вы знаете?

- Кто напишет стихи? Назовите их.

- Кто рисует красивые картинки в книге (иллюстрации)? Может, вы знаете художников-иллюстраторов? (Клепа дополняет ответы детей).

Клепа: – Ой, а в моей книжке все картинки рассыпались, теперь непонятно, из какой они сказки. Помогите навести порядок...

Дети по подгруппам выполняют задание “Собери картинку из сказки”.

Клепа: – А что происходит дальше? (презентация “История, рассказанная книгой”, продолжение)

Слайд 7. - Итак, начинается волшебное превращение белой бумаги в книгу. Писатель пишет рукопись. Рукопись – это то, что написано рукой. Писатель приносит свою рукопись редактору. Редактор внимательно читает книгу и редактирует ее (исправляет ошибки).

Слайд 8. - Редактор передает книгу художнику. Художник читает рукопись и рисует рисунки к тексту – иллюстрирует. Писатель написал рассказ или сказку. Художник иллюстрировал книгу. Но это только одна книга! А в нашей стране очень много детей. И все они мечтают прочитать эту книгу. Как же быть?

Слайд 9. - Есть такое удивительное место – типография. Здесь печатаются книги, журналы, газеты. Сначала книгу готовят к печати. Редактор редактирует, художник иллюстрирует, корректор корректирует текст, дизайнер продумывает дизайн (оформление) книги. Наборщик и печатник создают макет книги (образец). Макет книги готов – можно его тиражировать, то есть размножить. В России детские книги выпускаются большим тиражом.

Слайд 10. - Напечатали, а читать неудобно! Что же делать? Листы будущей книги складывают. Сложенные листы собирают в одну книгу. Что-то не хватает?

Нужна обложка! И переплет!

Слайд 11. - Чтобы листы в книге не перепутались, на листочках пишут номер страницы. Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют. Обложка у книги может быть мягкая или твердая (из картона). Обложки соединяют переплетом.

Воспитатель: - Отгадайте-ка загадку:

Снаружи смотришь - дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай.
Как называют этот дом? Попробуй угадай! (Библиотека.)

Слайд 12. - В каждой библиотеке есть читальный зал, где можно почитать книги, журналы и газеты.

Клепа:

- Если книгу написал,
Значит ты писатель,
Если книгу прочитал,
Значит ты (Читатель)

Слайд 13. - Послушайте, как о книгах и чтении говорит народная мудрость...

  • Хорошая книга – лучший друг.
  • Золото добывают из земли, а знания – из книги.
  • Книгу читаешь, на крыльях мечты летаешь.
  • Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
  • Книга поможет в труде, выручит и в беде.

- А может и вы, ребята знаете пословицы о книгах? (ответы детей)

Клепа: - О, как правильно вы сказали! (жестикулируя указательным пальцем).

Точно: хорошая книга – лучший друг (с жестами).

У меня родилось стихотворение.

Пальчиковая гимнастика "Покажите пальцем":

Покажите пальцем зайца, (вытягивают средний и указательный пальцы)
Книжку, (две раскрытые ладони складывают рядом)
Мышку (ладони прикладывают к макушке)
И орех. (сжимают кулак)
Указательному пальцу все известно лучше всех. (вытягивают вверх указательный палец, сгибают и разгибают его несколько раз.)
(Упражнение повторить 2-3 раза, чередуя руки.)

Клепа: - Книжечка моя дорогая, теперь я знаю, откуда ты пришла, и всем друзьям расскажу. Как бы только все не забыть....

Воспитатель: - Так у меня подсказочка есть в виде схемы-модели. Возьми, пожалуйста.

Клепа: - Вот спасибо! (машет руками, роняет карточки с подноса.) Какой я неловкий...

Воспитатель: - Не переживай, Клепа, я уверена, дети помогут собрать и разложить карточки по порядку.

Игра “Как к нам книга пришла” (Дети из карточек составляют модель-подсказку о том, как изготавливается книга.)

Клепа: - Спасибо, все закончилось, как в сказке. А вы любите сказки? Тогда поиграем.

Игра-пантомима “Покажи героя сказки”

Клепа: - Ой, я давно заметил красивые книжки на вашей полочке, и все такие разные.

Воспитатель: - Книг на свете много. Есть книги для взрослых, для детей, для разных профессий, для школьников, для студентов. Сейчас я про них вам расскажу и покажу. (презентация “Какие бывают книги”)

Слайд 2. - Вы любите ходить в театр? Можно смотреть спектакль, не выходя из дома, а поможет вам книжка-панорама. В них не только яркие, красивые картинки, но и движущиеся фигурки. С ними книжка, как бы оживает. Двигая фигурки, вы становитесь героем или участником произведения, понимаете, что они чувствуют.

Слайд 3. - Вы любите играть? Как вы думаете, а можно играть с книжкой? Взрослые придумали для детей такие книжки. Называются они книжки-игрушки. С такими книжками любят играть малыши, которым нет ещё трёх лет. Она им поможет познакомиться с новыми словами. Они их запомнят, и будут говорить.

Слайд 4. - А ещё малыши очень любят смотреть книжки-картинки. Мамы читают книжку и сразу показывают картинку на страничке и малышу понятно, про что говорит его мама.

Слайд 5. - В вашей домашней библиотеке могут быть маленькие книжки- раскладушки. Их легко держать в руках, легко рассматривать. А ещё можно поиграть в разные игры “Угадай-ка”, “Построй домик”, “Спрячь картинку”.

Слайд 6. - А вы знаете, что есть необычные книжки, разные по форме. Такие книжки называются книжки-вырубки. Её обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте. Такую книжку очень хочется взять в руки, послушать её и рассмотреть картинки. Эти книжки тоже для маленьких детей.

Слайд 7. - Вам нравится рисовать и раскрашивать в книжках? Тогда вам подойдёт книжка-раскраска. В книге страницы можно раскрасить самому, как настоящий художник-иллюстратор.

Слайд 8. - Слышали ли вы про книжки-элерманы? Их листы сделаны из картона. Малыш не будет бояться измять или изорвать их.

Слайд 9. - Очень нравятся всем детям книги-стикерсы. Они интересны, красочны и заставляют размышлять, думать. Детям нужно сообразить, на какую страничку надо приклеить наклейку.

А если вам трудно, пригласите на помощь взрослых.

Слайд 10. - В настоящее время существует книга на компакт-дисках. Это видео книга. Она бывает на экране компьютера в виде текста или в виде текста с иллюстрациями и с музыкальным сопровождением. Текст можно читать, “перелистывая” страницы с помощью “мыши”.

Воспитатель: - Вам интересно было узнать, какие бывают книжки? Давайте проверим, что вы запомнили. Предлагаю вам поиграть в игру-загадку “Какая это книжка?”

Воспитатель: - Скоро вы пойдете в школу, а в нашу группу придут малыши. Им нужно оставить все книжки в полном порядке. Во все времена люди ценили и берегли книги. Послушайте, о чем вас очень просит Книга.

Слайд 11. - Не берите меня, пожалуйста, грязными руками. Мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах!

- Не перегибайте мой переплет. Я могу потерять самые интересные страницы!

- Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся!

- Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега!

- Не рисуйте, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать!

Клепа: - Теперь и я буду любить и беречь свои книжки... Надеюсь, что вы, ребята, тоже будете бережно относиться к книгам и дома, и в детском саду. А мне пора возвращаться в Волшебную страну Книг. Спасибо, друзья, за интересную встречу! До свидания!