Задачи:
- познакомить детей с историей создания книг;
- познакомить детей с книжками разного типа и их назначением;
- обогащать представление детей о разнообразии книг, жанрах произведений;
- развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям;
- познакомить детей с книжками разного типа и их назначением;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать умение уместно употреблять в речи новые слова и словосочетания;
- воспитывать интерес к книгам и бережное к ним отношение;
- закреплять правила обращения с книгой.
Предварительная работа:
- чтение книг по выбору и желанию детей,
- выставка в книжном уголке книг разного вида,
- рассматривание иллюстраций в книгах разного вида,
- рассматривание альбомов с иллюстративным материалом;
- рисование рисунков, раскрашивание в раскрасках.
Материал:
- презентация 1 “История, рассказанная книгой” (автор – Волкова Н.А., http://www.maam.ru/detskijsad/-istorija-raskazanaja-knigoi-zanjatie-po-o-poznanie-dlja-detei-5-6-let.html);
- презентация 2 “Какие бывают книги” (автор – Ерещенко Л.В., http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2012/11/09/prezentatsiya-kakie);
- ноутбук, интерактивная доска;
- костюм клоуна;
- книга (от имени которой идёт рассказ);
- 4 иллюстрации к сказкам, разрезанные на части;
- карточки-схемы для составления пространственно-временной модели к презентации “История, рассказанная книгой”;
- книжная полка с видами книг, соответственно презентации “Какие бывают книги”.
Ход деятельности
Клепа (вбегает, кричит, как речевку): - Книги читай, никогда не забывай! Книги читай, никогда не забывай! Книги читай, никогда не забывай!
Клепа: Здравствуйте, ребята, меня зовут Клепа, и я к вам прибежал из Волшебной страны Книг. (показывает им подарок, который принес с собой).
Клепа: - Смотрите что я вам принес. Ой! Сначала – загадки:
- Кто говорит молча?
- Кто на свете всех умнее,
Кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит нас?- Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (ответы детей)
Клепа: - Вот моя любимая книга. А у вас есть книги? А любимые? А какие они? (ответы детей). А где вы их берете? (ответы детей)
Воспитатель: - Вот об этом давай у твоей книги спросим. Внимание на экран. (презентация “История, рассказанная книгой”)
Слайд 2. - Родилась я в лесу.
Слайд 3. - Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли.
Слайд 4. - Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили, измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют.
Слайд 5. - Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной на листы нужного размера. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в бумагу. На бумажной фабрике сделали бумагу. Но этого недостаточно, чтобы появилась книга.
Слайд 6. - Кто поможет белую бумагу превратить в волшебную книгу?
- Кто придумает интересные рассказы и сказки?
- Каких детских писателей вы знаете?
- Кто напишет стихи? Назовите их.
- Кто рисует красивые картинки в книге (иллюстрации)? Может, вы знаете художников-иллюстраторов? (Клепа дополняет ответы детей).
Клепа: – Ой, а в моей книжке все картинки рассыпались, теперь непонятно, из какой они сказки. Помогите навести порядок...
Дети по подгруппам выполняют задание “Собери картинку из сказки”.
Клепа: – А что происходит дальше? (презентация “История, рассказанная книгой”, продолжение)
Слайд 7. - Итак, начинается волшебное превращение белой бумаги в книгу. Писатель пишет рукопись. Рукопись – это то, что написано рукой. Писатель приносит свою рукопись редактору. Редактор внимательно читает книгу и редактирует ее (исправляет ошибки).
Слайд 8. - Редактор передает книгу художнику. Художник читает рукопись и рисует рисунки к тексту – иллюстрирует. Писатель написал рассказ или сказку. Художник иллюстрировал книгу. Но это только одна книга! А в нашей стране очень много детей. И все они мечтают прочитать эту книгу. Как же быть?
Слайд 9. - Есть такое удивительное место – типография. Здесь печатаются книги, журналы, газеты. Сначала книгу готовят к печати. Редактор редактирует, художник иллюстрирует, корректор корректирует текст, дизайнер продумывает дизайн (оформление) книги. Наборщик и печатник создают макет книги (образец). Макет книги готов – можно его тиражировать, то есть размножить. В России детские книги выпускаются большим тиражом.
Слайд 10. - Напечатали, а читать неудобно! Что же делать? Листы будущей книги складывают. Сложенные листы собирают в одну книгу. Что-то не хватает?
Нужна обложка! И переплет!
Слайд 11. - Чтобы листы в книге не перепутались, на листочках пишут номер страницы. Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют. Обложка у книги может быть мягкая или твердая (из картона). Обложки соединяют переплетом.
Воспитатель: - Отгадайте-ка загадку:
Снаружи смотришь - дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай.
Как называют этот дом? Попробуй угадай! (Библиотека.)
Слайд 12. - В каждой библиотеке есть читальный зал, где можно почитать книги, журналы и газеты.
Клепа:
- Если книгу написал,
Значит ты писатель,
Если книгу прочитал,
Значит ты (Читатель)
Слайд 13. - Послушайте, как о книгах и чтении говорит народная мудрость...
- Хорошая книга – лучший друг.
- Золото добывают из земли, а знания – из книги.
- Книгу читаешь, на крыльях мечты летаешь.
- Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
- Книга поможет в труде, выручит и в беде.
- А может и вы, ребята знаете пословицы о книгах? (ответы детей)
Клепа: - О, как правильно вы сказали! (жестикулируя указательным пальцем).
Точно: хорошая книга – лучший друг (с жестами).
У меня родилось стихотворение.
Пальчиковая гимнастика "Покажите пальцем":
Покажите пальцем зайца, (вытягивают средний и указательный пальцы)
Книжку, (две раскрытые ладони складывают рядом)
Мышку (ладони прикладывают к макушке)
И орех. (сжимают кулак)
Указательному пальцу все известно лучше всех. (вытягивают вверх указательный палец, сгибают и разгибают его несколько раз.)
(Упражнение повторить 2-3 раза, чередуя руки.)
Клепа: - Книжечка моя дорогая, теперь я знаю, откуда ты пришла, и всем друзьям расскажу. Как бы только все не забыть....
Воспитатель: - Так у меня подсказочка есть в виде схемы-модели. Возьми, пожалуйста.
Клепа: - Вот спасибо! (машет руками, роняет карточки с подноса.) Какой я неловкий...
Воспитатель: - Не переживай, Клепа, я уверена, дети помогут собрать и разложить карточки по порядку.
Игра “Как к нам книга пришла” (Дети из карточек составляют модель-подсказку о том, как изготавливается книга.)
Клепа: - Спасибо, все закончилось, как в сказке. А вы любите сказки? Тогда поиграем.
Игра-пантомима “Покажи героя сказки”
Клепа: - Ой, я давно заметил красивые книжки на вашей полочке, и все такие разные.
Воспитатель: - Книг на свете много. Есть книги для взрослых, для детей, для разных профессий, для школьников, для студентов. Сейчас я про них вам расскажу и покажу. (презентация “Какие бывают книги”)
Слайд 2. - Вы любите ходить в театр? Можно смотреть спектакль, не выходя из дома, а поможет вам книжка-панорама. В них не только яркие, красивые картинки, но и движущиеся фигурки. С ними книжка, как бы оживает. Двигая фигурки, вы становитесь героем или участником произведения, понимаете, что они чувствуют.
Слайд 3. - Вы любите играть? Как вы думаете, а можно играть с книжкой? Взрослые придумали для детей такие книжки. Называются они книжки-игрушки. С такими книжками любят играть малыши, которым нет ещё трёх лет. Она им поможет познакомиться с новыми словами. Они их запомнят, и будут говорить.
Слайд 4. - А ещё малыши очень любят смотреть книжки-картинки. Мамы читают книжку и сразу показывают картинку на страничке и малышу понятно, про что говорит его мама.
Слайд 5. - В вашей домашней библиотеке могут быть маленькие книжки- раскладушки. Их легко держать в руках, легко рассматривать. А ещё можно поиграть в разные игры “Угадай-ка”, “Построй домик”, “Спрячь картинку”.
Слайд 6. - А вы знаете, что есть необычные книжки, разные по форме. Такие книжки называются книжки-вырубки. Её обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте. Такую книжку очень хочется взять в руки, послушать её и рассмотреть картинки. Эти книжки тоже для маленьких детей.
Слайд 7. - Вам нравится рисовать и раскрашивать в книжках? Тогда вам подойдёт книжка-раскраска. В книге страницы можно раскрасить самому, как настоящий художник-иллюстратор.
Слайд 8. - Слышали ли вы про книжки-элерманы? Их листы сделаны из картона. Малыш не будет бояться измять или изорвать их.
Слайд 9. - Очень нравятся всем детям книги-стикерсы. Они интересны, красочны и заставляют размышлять, думать. Детям нужно сообразить, на какую страничку надо приклеить наклейку.
А если вам трудно, пригласите на помощь взрослых.
Слайд 10. - В настоящее время существует книга на компакт-дисках. Это видео книга. Она бывает на экране компьютера в виде текста или в виде текста с иллюстрациями и с музыкальным сопровождением. Текст можно читать, “перелистывая” страницы с помощью “мыши”.
Воспитатель: - Вам интересно было узнать, какие бывают книжки? Давайте проверим, что вы запомнили. Предлагаю вам поиграть в игру-загадку “Какая это книжка?”
Воспитатель: - Скоро вы пойдете в школу, а в нашу группу придут малыши. Им нужно оставить все книжки в полном порядке. Во все времена люди ценили и берегли книги. Послушайте, о чем вас очень просит Книга.
Слайд 11. - Не берите меня, пожалуйста, грязными руками. Мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах!
- Не перегибайте мой переплет. Я могу потерять самые интересные страницы!
- Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся!
- Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега!
- Не рисуйте, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать!
Клепа: - Теперь и я буду любить и беречь свои книжки... Надеюсь, что вы, ребята, тоже будете бережно относиться к книгам и дома, и в детском саду. А мне пора возвращаться в Волшебную страну Книг. Спасибо, друзья, за интересную встречу! До свидания!