Классный час на тему "Самовоспитание личности. Повесть А.С.Пушкина "Станционный смотритель" – энциклопедия нравственных ценностей". 8-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 8


Цель урока: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях.

Задачи:

  • Научиться анализировать свои возможности, преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.
  • Способствовать желанию работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
  • Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития, самовоспитания.
  • Выявить нравственные проблемы повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”.
  • Продолжить формирование умения понять и оценить поступки героев.
  • Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

  • Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица).
  • Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
  • Пользоваться словарями, справочниками.
  • Осуществлять анализ и синтез.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать.
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
  • Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  • Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

  • Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  • Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина, повесть А.С.Пушкина “Станционный смотритель”,
  • репродукция картины В.М.Васнецова “Витязь на распутье”, репродукция картины Рембранта “Возвращение блудного сына”, С.И Ожегов “Толковый словарь русского языка”, анкета “Нравственные качества”, слайдовая презентация “Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”.

Учащиеся заранее делятся на пять творческих групп – команд, каждая из которых получает задание.

Ход урока

У нас ведь все от Пушкина.
Ф.М. Достоевский.

Что ты сам сделаешь для родителей своих,
того же ожидай и себе от детей.
Питтак.

1. На доске написаны слова:

Благодарность, великодушие, саморазвитие, вежливость, доброжелательность, самопознание, доброта, сострадание, милосердие, послушание, щедрость, внимательность, самовоспитание.

- Прочитайте слова.

- Можно ли разделить их на группы?

- Какие слова вы отнесете в первую, а какие во вторую группу?

- Что вы можете сказать о словах первой группы? (Эти слова обозначают признаки, характеризующие качество личности).

- Что обозначают слова второй группы? (Это сложные существительные, обозначающие сознательную деятельность человека, направленную на полную реализацию себя как личности).

- Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Самовоспитание личности). - Определите тему нашего урока.

- Сформулируйте цель урока. Над чем мы должны поработать?

Слово учителя.

Вся наша жизнь подчиняется определённым законам. Существуют законы физики, математики, химии, нравственные законы. Что есть добро, а что зло? Кого надо любить, кого ненавидеть. Как жить среди людей? Без знания этих законов человеку сложно разобраться в жизни.

Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова “Витязь на распутье”.

- Как вы думаете, ребята, почему я обратилась к репродукции В.Васнецова “Витязь на распутье”? (Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье...)

- Между чем нам приходится выбирать в жизни? (Между добром и злом, правдой и ложью)

- Что для вас является самым дорогим, ценным в жизни? (Родители, семья).

- Как должны относиться дети к своим родителям? (Дети должны слушаться своих родителей, не грубить им, помогать, заботиться о них в старости. Нельзя обманывать родителей).

- Продолжите ассоциативный ряд:

Семья – это ..... (единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, радость, любовь, понимание, дети и родители, близость интересов)

- Какую роль в нашей жизни играют родители?

- Ф.М.Достоевский писал: “У нас ведь все от Пушкина” (Эпиграф). Как вы понимаете данное высказывание?

- Какое впечатление произвела на вас повесть А.С.Пушкина “Станционный смотритель”?

(Испытываем сострадание к Самсону Вырину, ненависть к Минскому, возмущены поступком Дуни).

- Так почему же жалко Самсона Вырина? (После счастливой жизни с дочерью он покинут и одинок).

- Что влияет на поступки людей? (Их человеческие качества, одни люди хорошие, а другие – плохие).

- Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные.

Сегодня мы попытаемся разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным.

- Что такое нравственность?

Обратимся к “Толковому словарю русского языка” С.И.Ожегова.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

- Сегодня на уроке мы попытаемся оценить поступки героев, но сначала попробуем оценить себя.

Анкета – Учащимся предлагается перечень нравственных качеств. Отметьте степень выраженности этих качеств у самих себя. Оценивание идет следующим образом: В – высокая степень выраженности, С – средняя, Н – низкая, О – отсутствие данного признака.

Нравственное качество Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество Степень сформированности
Человечность 1. Благодарность

2. Великодушие

3. Вежливость

4. Доброжелательность

5. Доброта

6. Сострадание

7. Любовь к людям

8. Милосердие

9. Забота о ближних

10. Послушание

11. Щедрость

12. Умение прощать

13. Внимание, внимательность

 

- Сделайте вывод. У кого преобладает высокая степень? Средняя? Низкая? На что вам нужно обратить внимание?

2. Работа по группам. Анализ эпизодов.

Первая встреча автора со станционным смотрителем.

- Как выглядит жилище?

- Как выглядит сам хозяин, его дочь? Подробно ли описывается красота Дуни?

- Есть ли фрагмент, который описан очень подробно? Сколько раз он встречается в тексте? Почему?

-Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина.

- Что иллюстрируют эти картины? (Историю блудного сына)

-Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи? (Нет).

- Для чего тогда картинки на стене комнаты? (Для украшения)

Вторая встреча автора со станционным смотрителем.

- Что прежде всего замечает рассказчик, входя в комнату?

- Что же изменилось в доме и что осталось неизменным?

- Читаем: “Не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.

-Что же произошло с Выриным? Какова причина таких перемен?

- Откуда мы узнаем о его беде?

- Дуню увезли или она сама уехала?

- Как вы считаете, виновата ли Дуня?

- Может быть, отец плохо к ней относился?

- Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены “Пошел вон”? (Минский богач и аристократ, а Вырин – маленький человек, “маленький чин”, бедный смотритель почтовой станции, сущий мученик 14 класса.

- Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского? (У него нет таких связей, все бессмысленно).

- Что же показал Пушкин через взаимоотношения Вырина и Минского? (Социальное неравенство, судьбу “маленького человека”).

“Маленький человек” - так в литературе называют героев, которые “ не вышли в чины” и терпели унижения от вышестоящих чиновников.

- Итак, из Петербурга Вырин вернулся ни с чем. Как через описание жилища смотрителя мы приходим к пониманию того, что потеря дочери – трагедия?

- Зачем рассказчику нужно было два раза описывать жилище? (Как хорошо было с дочерью и как плохо стало без нее. Нарушилась гармония в доме. Потерялся смысл жизни).

- Что же осталось неизменным? (Картинки, изображающие историю блудного сына).

- Помните ли вы притчу о блудном сыне?

- С какой целью автор подробно останавливается на картинках, изображающих историю блудного сына в самом начале повести, а затем говорит во втором описании?

(Сюжеты похожи, звучит тема блудных детей).

- Был ли выбор у Дуни? Могла ли она поступить иначе?

Третья встреча автора со смотрителем открывается пейзажем.

- Какую роль играет пейзаж?

- Почему рассказчик вновь оказался на этой почтовой станции?

- Что стало с Самсоном? (Он заболел, стал много пить).

- Случилось самое страшное. Из чего нам стало ясно, что приезжавшая барыня и есть Дуня?

- Чем отличается история блудного сына от истории блудной дочери? (Слишком поздно приехала, не успела попросить прощения. Сын успел и был прощен, а Дуня – нет).

- Посмотрите на репродукцию картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Что вы на ней видите? (Лицо сына выражает раскаяние. Сын прощен. Оба счастливы).

- Счастлива ли Дуня? (У нее трое детей, она богата: шестерка лошадей, моська.)

- Но почему Дуня плачет на могиле отца? (Его не вернуть, на душе огромная тяжесть. Отказ от тех, кто дал нам жизнь – преступление, грех).

- Кто же оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

- Как нужно относиться к своим родителям, близким людям?

- Как вы считаете, учит ли уважать и любить человека повесть А.С.Пушкина “Станционный смотритель”?

- Все ли свойства, признаки (в анкете), характеризующие человечность, проявляются в поступках героев повести “Станционный смотритель”?

- К какому выводу вы пришли?

В.Г.Белинский писал: “Читая его (А.С.Пушкина) произведения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”.

- Согласны ли вы с данным высказыванием? Докажите.

Слово учителя.

Подростковый возраст – это сложный период. Вам не нравится, когда советуют родители, обращаются как с маленькими детьми, ругают учителя, делая замечания, а своего жизненного опыта еще не хватает. Вот и получается замкнутый круг.

- Что же необходимо знать, делать для того, чтобы из вас получилась сильная, готовая к любым испытаниям личность? Нужно работать над собой, заниматься самопознанием, саморазвитием, самовоспитанием. Чем выше требования к себе, тем больше реальных шансов для того, чтобы состояться как личность.

3. Домашнее задание.

  • Определите в анкете три главных пункта, над которыми нужно поработать в первую очередь.
  • Составьте советы, с помощью которых можно развивать нравственное качество (человечность).
  • Нарисуйте свой портрет. Справа от портрета необходимо разместить все ценные черты своего характера, а слева от портрета те черты, от которых бы хотелось избавиться в процессе самовоспитания.

Мой портрет

Черты характера, от которых я хочу избавиться Черты характера, которые мне нравятся.