Профориентационное занятие "Мое будущее – моя профессия – мой выбор". 10-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 10


Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников).

Задачи мероприятия:

  • Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
  • Определить мотив выбора профессии.
  • Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.
  • Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  • Формировать актуальное для подростков “информационное поле” при выборе профессии;

ХОД ЗАНЯТИЯ

План мероприятия:

  1. Приветствие, представление гостей.
  2. Мини пресс-конференция
  3. Деление на группы, ладошки вручаются руководителю каждой группы (Приложение 1)
  4. Разминка “Цепочка”;
  5. Задание № 1 “Реклама профессии”;
  6. Рейтинг профессий
  7. Профессия. Специальность. Должность. Заполнение таблицы
  8. Определение ребят с группой
  9. Рефлексия
  10. Притча

1. Приветствие. Представление гостей. (Слайд 1)

Если вы удачно выберете труд и 
вложите в него всю свою душу, то
счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский

Ведущий: Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.

Презентация.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе воспитатели, психолог, социальные педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

И сегодня мы с вами попробуем определиться с вашим выбором. А помогут нам в это наши гости (по возможности приглашаются взрослые люди различных профессий).

  • Гость 1
  • Гость 2
  • Гость 3
  • Гость 4

(Гости рассаживаются на специально подготовленных местах, имеются таблички с указанием Ф.И.О. гостя, место его работы и должность; Гости рассаживаются как на пресс-конференции).

Ребята и приглашенные педагоги сидят в кругу.

Ведущий: И перед началом нашего мероприятия мы бы очень хотели услышать ваше мнение о том, чего вы ждете от нашего занятия.

Круг (в кругу дети высказываются).

Итак, начнем.

Мы предоставляем слово нашим уважаемым гостям.

(выступление гостей-регламент 3 мин.)

Ведущий: Сейчас у нас с Вами пройдет мини пресс-конференция с нашими гостями.

Цель данной мини пресс-конференции почувствовать себя журналистом – тоже, кстати очень интересной профессии, и задать те вопросы, которые дадут более точную информацию о профессии наших гостей. (Дети задают вопросы.)

 Примерные вопросы ребят.

1. Почему Вы выбрали именно эту профессию?

2. Кто влиял на Ваш выбор?

3. Какие качества характера нужны для этой профессии?

4. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?

6. Полезна ли эта профессия для общества?

7. Где можно обучиться этой профессии?

8. Где можно работать, получив данную профессию?

9. Какой карьерный рост может быть в этой профессии?

12. Есть ли у Вас запасная профессия?

Ведущий: Наше мероприятие продолжится работой в малых группах, а наших гостей мы попросим быть руководителями этих групп.

Мы предоставляем Вам выбор той группы, в которой вы хотите поработать. В завершении занятия у Вас снова появится выбор и Вы его сделаете уже более осознанно.

(дети выбирают группы)

Просим Вас присоединиться к группам, которые Вы выбрали.

(дети рассаживаются по местам, заранее помощниками готовятся места для команд)

Ведущий: А сейчас группы, мы начнем с разминки.

(Слайд 2)

Разминка

Игра называется “Цепочка”

Эта игра похожа на игру “Города”, только в этой игре необходимо называть профессии. Например, одна группа называет профессию “геолог”, а следующая группа профессию на последнюю букву профессии “геолог”, букву “Г” - географ. Все поняли правила? Ну тогда начнем.

(игра “Цепочка профессий” продолжается 2 минуты).

Ну вот, размялись немного? Теперь перейдем к серьезному. Сегодня у каждой группы будет три задания. Когда мы их все выполним, я думаю многие определяться с выбором той группы, в которой они или останутся, или перейдут в другую, более им интересную.

У вас на столах сигнальные карточки. Как только вы выполните задание, пожалуйста, просигнальте нам о том, что Вы готовы.

Ведущий: А сейчас нас с Вами ждет более серьезное задание.

Задание

Реклама профессии вашего руководителя группы. В этом задании Вы должны обсудить в группе как лучше презентовать данную профессию для других, может быть найдете какие-нибудь особенности профессии, черты характера для данной профессии и качества, которыми должен обладать представитель данной профессии. (Слайд 3)

Время подготовки 7 минут.

Ведущий: Итак, кто начнет. Послушаем, как же нам прорекламируют профессию - ......

(выступление учащихся, презентация профессии).

Ведущий: А теперь немного поиграем.(Слайд 4)

Игра называется “Самая...”. Я, Вам говорю о профессии, а Вы по очереди отвечаете.

Итак:

  • Самая вкусная профессия –
  • Самая сложная профессия –
  • Самая зеленая профессия –
  • Самая серьезная профессия –
  • Самая красивая профессия –
  • Самая смешная профессия –
  • Самая ранняя профессия –
  • Самая денежная профессия –
  • Самая терпеливая профессия –
  • Самая читающая профессия –

Ведущий: Молодцы, все справились. А теперь следующее задание № 2.Готовы? Начнем.

(Слайд 5)

Задание

Ведущий: Сейчас Вы в своих мини-группах попробуете составить рейтинг самых востребованных профессий в России на сегодняшний день, помогать Вам, конечно, же будут Ваши руководители. Не забудьте учесть и ту профессию, которая является профессией вашего руководителя группы. А потом мы сравним с рейтингом по нашей стране. На столах у вас есть листы и ручки.

Время подготовки 5 мин.

Самые востребованные профессии в России в 2015 году. Ознакомьтесь с ними.

(Слайд 5) Это топ 10 направлений на рынке труда, пользовавшихся наибольшим спросом со стороны работодателей.

Задание

Ведущий: Для того, чтобы выполнить 3 задание, нам необходимо немного теории. Поговорим подробно о мире профессий. (Слайд 6)

Если рассмотреть работу одного предприятия, мы увидим, что количество необходимых профессий на нём не ограничится 5-6. Они выполняют очень разные функции в рамках одного рабочего места.

Например, на швейной фабрике необходимы люди таких профессий, как закройщик, швея, утюжильщица, контролёр отдела технического контроля, упаковщик, модельер-конструктор, слесарь-ремонтник, бухгалтер, директор.

- Как Вы думаете сколько существует в мире профессий?

В мире существует более 40 тысяч профессий.

Каждое десятилетие школьников привлекает свой перечень профессий. Те профессии, которые привлекали ваших родителей, могут показаться Вам неинтересными, непрестижными, несовременными. Технический прогресс рождает каждое десятилетие новые виды профессий, другие уходят на второй план или в небытие.

За последние 10 лет появились такие профессии, как менеджер, аудитор, брокер, дилер, предприниматель, маклер, программист, психолог, дизайнер.

Перечислите те профессии, которые Вам известны. Из них не все оказались непосредственно профессиями. В чём тут дело?

Итак, ребята, как Вы думаете, что такое профессия?

Профессия – это это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования

Специальность - это это вид занятия в рамках одной профессии

Должность – это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определенного человека и обязательных для исполнения.

Потренируемся немного для выполнения задания № 3:

Например, учитель – это профессия? А учитель биологии? А директор?

А теперь, Вы заполните таблицы, которые находятся у Вас на столах. Распределите в колонки – профессии, специальности и должности. Не забудьте учесть и профессию, и специальность, и должность Вашего руководителя группы. (Слайд 7)

Время на выполнение задания max 7 минут.

Не забывай сигнальные карточки. Готовы? Озвучьте свой выбор 1 группа, вторая, третья и четвертая.

Проверяем, правильно. (Приложение 2) (Слайд 8)

Молодцы, все справились.

Наше занятие подходит к концу, теперь настал снова момент выбрать Вам ребята в какой группе Вы останетесь или перейдете в другую, а может появится и пятая группа?

(дети делают свой выбор).

(Если образовалась пятая группа – заметить это). Посмотрите, вот у нас и появилась пятая группа, а это те ребята, которые еще не сделали свой выбор и им предстоит его еще сделать. Мы думаем, что на следующих занятиях по профориентации, мы поможем им определится с выбором.

Рефлексия. (Слайд 9)

Ведущий: А сейчас как обычно, мы попросим вас встать в круг и поделиться своими впечатлениями от сегодняшнего занятия. Участники, берут разноцветные ниточки и накручивая свою ниточку на палец делятся впечатлениями и пожеланиями о сегодняшнем занятии, гости также участвуют в рефлексии. Озвучивают свой выбор.

  • Получили ли Вы то, что хотели?
  • Что бы еще Вам хотелось бы узнать?
  • Какие ощущения от сегодняшнего мероприятия у вас?

Ведущий: Мне бы очень хотелось закончить данное занятие притчей. (Приложение 3)

Послушайте и скажите как Вы думаете, в чем главная мысль притчи.

Прослушав притчу, ребята высказывают свое мнение и делают выводы.