Девиз проекта:
«Чтоб здоровым, сильным, крепким и красивым быть,
Нужно с витаминами дружить!»
Вид проекта:познавательно-творческий, здоровьесберегающий
Срок реализации проекта: сентябрь (конец), октябрь – декабрь
Цели:
- формирование у дошкольников представлений о правильном здоровом питании; о культуре питания; о здоровом образе жизни. Дать расширенное понятие о природных витаминах, необходимых для здоровья.
- развитие творческого мышления, исследовательских навыков в практической деятельности.
- включение родителей в единое образовательное пространство.
Задачи:
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать мир природы, получать трудовые знания и навыки;
- формировать представление о натуральных витаминах, их пользе для здоровья человека;
- формировать представление о здоровом образе жизни. Влияние питания на здоровье человека;
- расширять представления об овощах, фруктах и ягодах: о многообразии их сортов, условиях и места произрастания, истории их появления в нашей стране. Способствовать поиску новой информации об уже известных овощах, фруктах и ягодах; о способах их хранения и приготовления салатов, соков, пюре из овощей, фруктов и ягод;
- формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа; развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать коммуникативные способности детей;
- формировать интерес детей к художественным произведениям, в том числе к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки); подбор литературы из истории витаминов;
- развивать творческие способности детей, художественно-эстетический вкус;
- развивать психические процессы детей, умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью, природе.
- обобщить социальный опыт ребенка об овощах, фруктах и ягодах, используя нетрадиционную форму работы «Готовим вместе с мамой (папой), бабушкой (дедушкой)».
- раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей;
- способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
поддерживать детскую инициативу, самостоятельность и активность.
Актуальность проекта
Актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В питании ребенка непременно должны присутствовать витамины, а живые витамины содержатся именно в овощах, фруктах и ягодах. Важно донести до сознания ребенка пользу употребления в пищу овощей, фруктов и ягод, об их пользе для здоровья человека, т.е. привить детям основы здорового питания, приобщить детей к здоровому образу жизни.
Интеграция образовательных областей:
Познавательноеразвитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие (Здоровье).
Участники проекта: воспитатели, логопед, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, медицинский персонал, дети подготовительной группы, родители.
Планируемые результаты проекта:
- понимание детьми значения витаминов, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах для укрепления здоровья;
- осознание детьми необходимости употребления в пищу овощей, фруктов и ягод;
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- повышение заинтересованности и мотивации детей к занятиям;
- развитие связной речи, пополнение словарного запаса;
- повысить заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о растениях, а главное о здоровье детей и взрослых: в правильном здоровом питании и здоровом образе жизни;
- создание огорода на подоконнике в группе и дома: «Волшебная Луковка» к новогоднему столу;
- заинтересовать и вовлечь родителей в проектную деятельность;
- улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей;
- повышение авторитета семьи в вопросах воспитания, создания благоприятного психологического микроклимата в семье;
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
– постановка проблемы;
– обсуждение темы проекта с детьми и родителями;
– беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о витаминах;
– подбор методической, научной и художественной литературы о витаминах, овощах, фруктах и ягодах: чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, в том числе произведений малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки);
– посещение ботанического сада, сельскохозяйственных выставок и ярмарок овощей, фруктов и ягод родителями с детьми;
– продуктивная деятельность: выставка детско-родительских работ «Овощных дел мастер» – овощная экспозиция;
– выбор овощей, фруктов и ягод по желанию детей для сбора информации для познавательного сообщения;
2. Основной этап:
– организация и проведение тематической образовательной деятельности
– проведение досугов, викторин, театрализация, разгадывание кроссвордов и ребусов
– исследовательская деятельность
Планируемая работа по реализации проекта:
Вид деятельности:
Беседы:
Участники: дети, воспитатели, медицинский персонал.
«Что такое витамины?»
«Овощи, их значение в жизни человека»,
«Что посеешь, то и пожнешь»,
«Где растут фрукты, их польза для человека»,
«Без трудов нет и плодов»
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»,
«Почему надо охранять природу»,
«Все в природе взаимосвязано»,
«Что такое правильное питание»
«Что такое здоровый образ жизни»,
«Вспомним, как надо правильно кушать»
«Культура поведения во время еды»
«Гости в дом – радость в нем»
«Овощи, ягоды и фрукты нам здоровье сберегут!»
Дидактические игры и упражнения:
Участники: дети, воспитатели
«Назови ласково»; «Узнай на ощупь»; «Узнай на вкус»; «Четвертый лишний»;
«Собери картинку»; «Что где растет?»; « Объясни, как собирают овощи»;
«Доскажи словечко», «Один-Много», «Посчитай», «Расскажи-ка!», «Поварёнок»;
«Какой сок?», «Какое варенье?», «Из чего – какой?», «Узнай блюдо»;
«Что изменилось?»; «Сложные слова»; «Скажи наоборот», «Профессии в сельском хозяйстве», «Как растут слова?», «Красивые слова»,
«Определи действие», «Отгадай овощ (фрукт, ягоду) по описанию»,
«Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Ягодка лесная, ягодка садовая»,
«Веселый повар», «Клоун», «Коза в огороде», «Что сначала, что потом?»
Дидактические упражнения: «Угощение гостей»
– Выбор темы (овощи, фрукты, ягоды) детьми для познавательного сообщения;
– Составление описательных рассказов по плану по теме: «Любимый овощ», «Мой любимый фрукт», «Вот такая Ягодка»;
– Составление рассказов о выращивании овощей, фруктов и ягод на даче.
– Составление рассказа по наблюдениям и воспоминаниям («Что было раньше?»: как появился (лась) овощ, фрукт, ягода?)
– Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, стихов, загадок.
– Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме: «Овощи», «Фрукты», « Ягоды», «Витамины»
– «Назови овощ (фрукт, ягоду) только на эту букву»
– Ботаническое лото; «Времена года»,
– Разрезные кубики, пазлы «Овощи-Фрукты»;
– Домино «Сказка «Репка»», «Ягодка», «Фрукты».
– Составление овощей, фруктов и ягод из геометрических фигур, мозаик;
– Конструирование овощей, фруктов и ягод из ЛЕГО
Сюжетно-ролевые игры:
Участники: дети
«Магазин «Овощи-Фрукты», Магазин «Дары леса», «Плодовоовощная база», «Консервный завод», «Кафе», «Больница», «Семья».
Чтение художественной литературы:
Участники: дети, воспитатели
– «Гостеприимство», «Варенье» О.Григорьев;
– «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких» Г.Горн;
– «Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду» Нуждина Т.Д.
– «Полезные продукты» Л. Зильберг
– Рассказ «Фрукты – Овощи» («Учимся правильно питаться» Ю.П.Климович)
– Рассказ «Очень вкусный пирог» Даниил Хармс
– «Про девочку Юлю, которая плохо кушала» С.Михалков;
– «Королевство столовых приборов» Н.Литвинова;
– Русские народные сказки: «Пых», «Гуси-лебеди», «Репка». «Вершки-корешки»;
– Капустный лист» Бехлерова Е.;
– «Синьор Помидор» Маршак С.;
– «Огурцы», «Про репку», «Огородники» Н.Носов,
– «Хитрый огурчик» Пинясов Я.;
– «Загадки с грядки» Сапгир Г.;
– «Корешки-вершки», «Косточка» Толстой Л.;
– «Непобедимое пугало» Синявский П.;
– «Сказка о том, почему помидор стал красным» Фартутдинова Е.;
– «Кто как одет?» Э.Шим
– «Мафин и его знаменитый кабачок» Э.Хогарт
– «Мешок яблок», «Яблоко» В.Сутеев;
– «Внучка старой вишни» Сухомлинский В.;
– «По ягоды» Я.Тайц;
– «Чиполлино» Д.Родари.
– «Дудочка и кувшинчик» В.Катаев
Пальчиковая гимнастика:
Участники: дети, воспитатели
«Овощи», «Капуста», «У Лариски – две редиски», «Апельсин»», «Яблоня», «Лесные подарки».
Разучивание и проведение физкультминуток:
Участники: дети, воспитатели
– «Капуста». «Картошка», «Огород», «Яблоня»
Артикуляционная гимнастика
Участники: дети, воспитатели, логопед
– «Варенье»
Координация речи с движением (Хороводные игры)
Участники: дети, воспитатели
– «Урожай», «Яблоня», «По ягоды», «Мы корзиночку возьмем»
Психогимнастика
Участники: дети, воспитатели, психолог.
– «Попробуй …овощ, фрукт, ягоды»
– Психологические этюды по сказкам
Театрализованная деятельность:
Участники: дети, воспитатели, муз. руководитель
– Инсценировка стихотворения «Помидор» Я.Бжехова;
– Инсценировка сказки «Сказка о том, почему помидор стал красным» Фартутдинова Е.;
– Инсценировка «Спор овощей»
– Инсценировка сказок и их эпизодов
– Пальчиковый театр «Репка» и др. эпизоды из сказок, стихов.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Участники: дети, воспитатели, родители
Наблюдения и исследовательская деятельность:
– Наблюдение «Наш огород». Наблюдение в огороде за морковью и свеклой;
– Наблюдение «Наш фруктовый сад». Наблюдение во фруктовом саду;
– Наблюдение за рябиной;
– Солнце — источник тепла и света;
– Наблюдение за черникой;
– Наблюдение за брусникой;
– Наблюдение за смородиной;
– Наблюдение за водой;
– Наблюдение за снегом и льдом;
– Наблюдение за сезонными изменениями;
– Наблюдение за огородом зимой;
– Наблюдение за рябиной зимой;
– Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой;
– Огород на подоконнике «Волшебная луковка»
Создание огорода на подоконнике в группе и дома «Волшебная Луковка» к новогоднему столу.
(наблюдения, исследовательская деятельность, эксперименты);
– Сбор растений (овощи, фрукты, ягоды) для гербария;
– Приготовление фруктового (овощного) салата;
– Дегустация салата;
– «Готовим вместе с мамой (бабушкой), папой (дедушкой)». Приготовить любое блюдо из овощей, фруктов и ягод;
– Выставка «Чиполлино и его друзья» – витаминная экспозиция;
Подвижные игры:
Участники: дети, воспитатели, физрук.
– «Собери все предметы»
– «Кто быстрее соберет овощи (фрукты, ягоды) в корзину»
– «Собери урожай»
– «Выбери овощ (фрукт) для салата»
– «Свари компот (суп)»
– «Назови овощ (фрукт, ягоду)»
– «Сторож и зайцы»
– «Съедобное – несъедобное»
Продуктивная деятельность:
Участники: дети, воспитатели
– Лепка: «Натюрморты из овощей и фруктов», «Ветка рябины»
– Рисование: « В саду созрели яблоки», «Отгадай и нарисуй», «Вот она какая, ягодка лесная»
– Аппликация: «Натюрморт из овощей», «Натюрморт из фруктов»
Досуги. Викторины. КВН:
Участники: дети, воспитатели, родители, физрук.
– Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме: «Овощи», «Фрукты», « Ягоды», «Витамины».
– Досуг: «Волшебные овощи»; «Фрукты – кладезь витаминов»;
– Викторина «Овощи и Фрукты»;
– КВН «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»
– Детско-родительский спортивный досуг «Загадочная страна «Витаминия»
Презентации:
Участники: дети, воспитатели, родители
– «Овощи и фрукты»
– «Овощи + фрукты + ягоды = здоровье»
– «Питание и здоровье»
Детско-родительские работы:
Участники: дети, родители, воспитатели.
– Выставка «Овощных дел мастер» – овощная экспозиция
– Выставка «Необычные фрукты» – фруктовая экспозиция
– Выставка «Чиполино и его друзья» – витаминная экспозиция;
– «Готовим вместе с мамой (бабушкой), папой (дедушкой)».
– Создание огорода на подоконнике в группе и дома: «Волшебная Луковка» к новогоднему столу.
Консультации и Рекомендации для родителей:
Участники: воспитатели, родители
– «Витаминная азбука здоровья»
– «Это интересно!»
– «Как приучить ребенка к овощам и фруктам?»
– «Здоровое питание детей»
3. Заключительный этап:
– Подведение итогов;
– Подготовка и оформление паспорта экологического проекта «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»;
– Презентация проекта на педагогическом совете.
Список использованной литературы:
- Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам».
- Алябьева Е.А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии // М.: ТЦ «Сфера». 2006.
- Бабина Н.В. «500 как и почему для детей»
- Волосовец Т.В. «Организация пед. процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»
- Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир
- Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». 2004.
- Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы».
- Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // М.: ТЦ «Сфера». 2005.
- Дьяченко В. Ю., Гузенко О.В. и др. // «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд», тематическое планирование занятий // Волгоград: Учитель. 2007.
- Затулина Г.Я. «Занятия по развитию речи дошкольников»
- Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду // ТЦ Сфера. 2005.
- Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
- Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»
- Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».
- Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: занимательные материалы. – Выпуск 2 // Волгоград: Учитель. 2008.
- Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться» // Волгоград: Учитель. 2007.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). Практические разработки физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.
- Корзунова А. «Золотой ус, лук, лимон, чеснок».
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.