Урок по теме «Правописание частиц не и ни». 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить умения правильно писать отрицательные частицы Не и Ни;
    • сформировать умения обосновывать выбор частицы Не и НИ , учитывая контекст;
    • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
    • обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивающие:
    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивать умение применять полученные  знания;
    • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
    • формирование логических умений;
    • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
    • развитие умения индивидуальной и парной работы.
  • Воспитательные:
    • воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны;
    • воспитание патриотизма;
    • воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. 

Оборудование: карточки для парной работы,  толковые словари, мультимедийное оборудование.

ХОД УРОКА

Организационный момент

(На перемене звучат песни «Ах, война, что ты сделала подлая», «День победы»). Здравствуйте ребята, садитесь. Оформим записи в тетради (число, классная работа). Я прошу вас самостоятельно сформулировать тему урока, прослушав стихотворение Самуила Яковлевича Маршака.

Мне рассказывал смоленский паренек: 
– В нашей школе деревенской 
Шел урок. 
Проходили мы частицы 
'Не' и 'ни'. 
А в селе стояли фрицы 
В эти дни. 
Обобрали наши школы 
И дома. 
Наша школа стала голой, 
Как тюрьма. 
Из ворот избы соседской 
Угловой 
К нам в окно глядел немецкий 
Часовой. 
И сказал учитель: 'Фразу 
Дайте мне, 
Чтобы в ней встречались сразу 
'Ни' и 'не'.' 
Мы взглянули на солдата 
У ворот 
И сказали: 'От расплаты 
НИ один фашист проклятый 
НЕ уйдет!' 

Дети: тема «Правописание частиц НЕ и НИ», разговор пойдёт о Великой Отечественной войне.
Учитель: запишите тему в тетрадь.
Учитель: сформулируйте цели урока.
Дети: закрепить умение правильно писать НЕ и НИ, уметь объяснять выбор частиц НЕ и НИ,  вспомнить о событиях ВОв.

У: на прошлых занятиях мы знакомились с отрицательными частицами НЕ и НИ, учились правильно писать эти частицы, учитывая правила. Проверим, насколько хорошо мы овладели умениями правописания этих частиц.  Начнём урок с осложненного списывания. (подготовленный ученик выразительно читает стихотворение).Сформулируйте задание.
Д: записать текст, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Готовиться обосновать выбор орфограммы, подумать о теме и идее стихотворения.

Осложнённое списывание

«(Н…) кто н… забыт и (н…) что н… забыто» –
Г…рящая надп…сь на об…лиске.
П…блёкшими лист…ями ветер игра…т
И снегом х…лодным венки засыпа…т.
Но словно огонь у п…днож…я – гвоздика.
(Н…) кто н… забыт и (н…) что н… забыто! (А. Шамарин)

У: объясните правописание орфограмм и пунктограмм.

«Никто не забыт и ничто не  забыто» –
Горящая надпись на обелиске.
Поблёкшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но,  словно огонь,  у подножья – гвоздика.
Никто не  забыт и  ничто не забыто! (А. Шамарин)

У: написание какого слова вызвало затруднения?
Д: обелиск.
У: возьмём это слово для словарной работы.

Словарно-орфографическая работа.

ОБЕЛИСК– греч. обелос «клинок», букв. «островерхий столб»
ОБЕЛИСКОВЫЙ
                                
Обелиск – памятник в виде гранёного, сужающегося кверху столба.
(учащимся демонстрируется обелиск в городе Ульяновск)
У: ребята, знаком вам этот памятник?
Д: это Обелиск, он находится в центре города Ульяновск, на улице Гончарова, построен в честь 30-летия Великой Победы.
У: придумайте предложение, включив в него изучаемое словарное слово.
Д: К подножию обелиска мы возложили цветы. Обелиск – это память о героях Великой Отечественной войны.
У: подведём итоги словарной работы. Вернёмся к стихотворению Шамарина. Прочитайте его ещё раз. В чем особенность композиции произведения? Какую роль играет кольцевая композиция?
В повторяющемся предложении выражается идея стихотворения. Хотя ВОВ и закончилась 70 лет назад, мы помним и чтим героев войны и простых жителей, вставших на защиту Отчизны. Память должна жить вечно.
У: вы правы, память – это самое дорогое, что у нас есть, именно она позволяет нам оставаться людьми, ощущать себя частью великой истории. Сегодня на уроке мы будем вспоминать о ВОв, а строчки из стихотворений известных поэтов помогут нам окунуться в атмосферу 1941-45 годов.

Работа на карточках (с последующей взаимопроверкой).

Задание: вставьте пропущенные частицы НЕ или НИ, укажите  условие выбора частицы.

1) Бой идёт святой и правый,
    Смертный бой ____ ради славы,
    Ради жизни на земле. (А. Твардовский «Василий Тёркин»)

Условие выбора частицы:______________

2) Нет, ____ прячьтесь вы, будьте высокими,                    
    ____  жалейте ____пуль, ___ гранат.
   И себя ____  щадите
   И всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.   (Б. Окуджава «До свидания, мальчики»)

Условие выбора частицы:_________________
                                            __________________
3) По щеке его ____ разу
___  проложила путь слеза.
Должно быть слишком много сразу
Увидели его глаза.  (С. Михалков «Десятилетний человек»)

Условие выбора частицы:_________________
                                            __________________

4) Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
Она молчит, о чём ____ спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ. (А. Барто «Глаза девчонки семилетней»)

Условие выбора частицы:_________________

5) Грохочет тринадцатый день войны,
Вздымаются взрывы, слепят ракеты,
И нет ____секунды для тишины.  (Э. Асадов «Грохочет тринадцатый день войны»)

Условие выбора частицы:_________________

6) От голода ___ мог ____ плакать громко,
Ты этого ____ помнишь ничего.
Едва живым нашли тебя в обломках
Девчата из дружины ПВО. (И. Ринк «Мальчик из блокады»)

Условие выбора частицы:_________________
                                            __________________

У: подготовьте выразительное чтение любого стихотворного отрывка, который вам понравился больше. Какими чувствами проникнуты эти стихотворные строки, о чём они заставили вас задуматься? Проверим выполнение работы. Были ли примеры, вызвавшие затруднения?
Д: да, 4 пример.
У: обратимся к нему чуть позже, меняемся тетрадями с соседом , оцениваем выполнение задания без 4 примера. Какие правила пришлось вспомнить, чтобы справиться с заданием?
Д: рассказывают правила употребления НЕ и Ни.
У: на какие правила не было примеров?
Д: не кто иной, как… не что иное, как… риторический вопрос, не раз в значении много раз.
У: придумайте примеры, иллюстрирующие эти правила.
Д: Это был не  кто иной, как Александр Матросов. Кто не гордится героями Великой Отечественной войны? Не раз советские солдаты демонстрировали примеры героизма и небывалого мужества.
У: обратимся к 4 примеру, он вызвал некоторые затруднения, постараемся их разрешить. Запишем пример в тетрадь. Охарактеризуйте предложение по количеству грамматических основ. Знаем ли мы о правописании частиц Не и Ни в сложном предложении? Давайте узнаем о правописании отрицательных частиц в сложном предложении.

Исследование языкового материала

Работаем в группах по четыре человека. Задача – понять, почему в одном случае в сложном предложении пишется Не, а в другим – Ни.

НЕ

НИ

Кто не чтит память о героях ВОв,  недостоин называться человеком.

Когда ни придёшь к обелиску, всегда видишь цветы,
лежащие на гранитных плитах, как дань уважения и памяти.

Д: в первом примере отрицание, во втором – утверждение.
У: какой можно сделать вывод?
Д: в сложноподчинённом предложении, имеющем значение отрицания, пишется Не. Если сложное предложение имеет утвердительное значение, пишется частица Ни. Её можно убрать.
У: вернемся к записанному примеру. Подумаем о смысле высказывания.
Д: Она молчит, о чём Н…. спросишь.. Ты спрашиваешь? Да, но она молчит. Утвердительное значение, пишем НИ.
У: закрепим полученные знания.

Объяснительный диктант

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,–
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А родину сберег.
                                (М. Исаковский)

У: выразительно прочитайте стихотворение, сформулируйте позицию автора. Объясните правописание частиц Не и НИ.
Д: первые примеры-утверждение в сложном предложении. Последний пример-отрицание.
У: прошло 70 лет с окончания войны, но по-прежнему рвутся в небо обелиски. Но зачем?

Опять война, опять блокада... 
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо, 
Не надо раны бередить». 

(«Память – наша совесть» Ю. Воронов)

У: что бы вы ответили тем, кто так считает?

Итоги урока

– О чем заставил задуматься сегодняшний урок? Что повторили, что узнали нового, что осталось непонятным?

Домашнее задание (на выбор)

1. Упражнение по учебнику.
2. Сочинение «Память – наша совесть».

Приложение 1