Цели урока:
- Образовательные:
- закрепить умения правильно писать отрицательные частицы Не и Ни;
- сформировать умения обосновывать выбор частицы Не и НИ , учитывая контекст;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
- обогащать словарный запас учащихся.
- Развивающие:
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять полученные знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения индивидуальной и парной работы.
- Воспитательные:
- воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны;
- воспитание патриотизма;
- воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Оборудование: карточки для парной работы, толковые словари, мультимедийное оборудование.
ХОД УРОКА
Организационный момент
(На перемене звучат песни «Ах, война, что ты сделала подлая», «День победы»). Здравствуйте ребята, садитесь. Оформим записи в тетради (число, классная работа). Я прошу вас самостоятельно сформулировать тему урока, прослушав стихотворение Самуила Яковлевича Маршака.
Мне рассказывал смоленский паренек:
– В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
'Не' и 'ни'.
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель: 'Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
'Ни' и 'не'.'
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: 'От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!'
Дети: тема «Правописание частиц НЕ и НИ», разговор пойдёт о Великой Отечественной войне.
Учитель: запишите тему в тетрадь.
Учитель: сформулируйте цели урока.
Дети: закрепить умение правильно писать НЕ и НИ, уметь объяснять выбор частиц НЕ и НИ, вспомнить о событиях ВОв.
У: на прошлых занятиях мы знакомились с отрицательными частицами НЕ и НИ, учились правильно писать эти частицы, учитывая правила. Проверим, насколько хорошо мы овладели умениями правописания этих частиц. Начнём урок с осложненного списывания. (подготовленный ученик выразительно читает стихотворение).Сформулируйте задание.
Д: записать текст, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Готовиться обосновать выбор орфограммы, подумать о теме и идее стихотворения.
Осложнённое списывание
«(Н…) кто н… забыт и (н…) что н… забыто» –
Г…рящая надп…сь на об…лиске.
П…блёкшими лист…ями ветер игра…т
И снегом х…лодным венки засыпа…т.
Но словно огонь у п…днож…я – гвоздика.
(Н…) кто н… забыт и (н…) что н… забыто! (А. Шамарин)
У: объясните правописание орфограмм и пунктограмм.
«Никто не забыт и ничто не забыто» –
Горящая надпись на обелиске.
Поблёкшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто! (А. Шамарин)
У: написание какого слова вызвало затруднения?
Д: обелиск.
У: возьмём это слово для словарной работы.
Словарно-орфографическая работа.
ОБЕЛИСК– греч. обелос «клинок», букв. «островерхий столб»
ОБЕЛИСКОВЫЙ
Обелиск – памятник в виде гранёного, сужающегося кверху столба.
(учащимся демонстрируется обелиск в городе Ульяновск)
У: ребята, знаком вам этот памятник?
Д: это Обелиск, он находится в центре города Ульяновск, на улице Гончарова, построен в честь 30-летия Великой Победы.
У: придумайте предложение, включив в него изучаемое словарное слово.
Д: К подножию обелиска мы возложили цветы. Обелиск – это память о героях Великой Отечественной войны.
У: подведём итоги словарной работы. Вернёмся к стихотворению Шамарина. Прочитайте его ещё раз. В чем особенность композиции произведения? Какую роль играет кольцевая композиция?
В повторяющемся предложении выражается идея стихотворения. Хотя ВОВ и закончилась 70 лет назад, мы помним и чтим героев войны и простых жителей, вставших на защиту Отчизны. Память должна жить вечно.
У: вы правы, память – это самое дорогое, что у нас есть, именно она позволяет нам оставаться людьми, ощущать себя частью великой истории. Сегодня на уроке мы будем вспоминать о ВОв, а строчки из стихотворений известных поэтов помогут нам окунуться в атмосферу 1941-45 годов.
Работа на карточках (с последующей взаимопроверкой).
Задание: вставьте пропущенные частицы НЕ или НИ, укажите условие выбора частицы.
1) Бой идёт святой и правый,
Смертный бой ____ ради славы,
Ради жизни на земле. (А. Твардовский «Василий Тёркин»)
Условие выбора частицы:______________
2) Нет, ____ прячьтесь вы, будьте высокими,
____ жалейте ____пуль, ___ гранат.
И себя ____ щадите
И всё-таки
Постарайтесь вернуться назад. (Б. Окуджава «До свидания, мальчики»)
Условие выбора частицы:_________________
__________________
3) По щеке его ____ разу
___ проложила путь слеза.
Должно быть слишком много сразу
Увидели его глаза. (С. Михалков «Десятилетний человек»)
Условие выбора частицы:_________________
__________________
4) Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
Она молчит, о чём ____ спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ. (А. Барто «Глаза девчонки семилетней»)
Условие выбора частицы:_________________
5) Грохочет тринадцатый день войны,
Вздымаются взрывы, слепят ракеты,
И нет ____секунды для тишины. (Э. Асадов «Грохочет тринадцатый день войны»)
Условие выбора частицы:_________________
6) От голода ___ мог ____ плакать громко,
Ты этого ____ помнишь ничего.
Едва живым нашли тебя в обломках
Девчата из дружины ПВО. (И. Ринк «Мальчик из блокады»)
Условие выбора частицы:_________________
__________________
У: подготовьте выразительное чтение любого стихотворного отрывка, который вам понравился больше. Какими чувствами проникнуты эти стихотворные строки, о чём они заставили вас задуматься? Проверим выполнение работы. Были ли примеры, вызвавшие затруднения?
Д: да, 4 пример.
У: обратимся к нему чуть позже, меняемся тетрадями с соседом , оцениваем выполнение задания без 4 примера. Какие правила пришлось вспомнить, чтобы справиться с заданием?
Д: рассказывают правила употребления НЕ и Ни.
У: на какие правила не было примеров?
Д: не кто иной, как… не что иное, как… риторический вопрос, не раз в значении много раз.
У: придумайте примеры, иллюстрирующие эти правила.
Д: Это был не кто иной, как Александр Матросов. Кто не гордится героями Великой Отечественной войны? Не раз советские солдаты демонстрировали примеры героизма и небывалого мужества.
У: обратимся к 4 примеру, он вызвал некоторые затруднения, постараемся их разрешить. Запишем пример в тетрадь. Охарактеризуйте предложение по количеству грамматических основ. Знаем ли мы о правописании частиц Не и Ни в сложном предложении? Давайте узнаем о правописании отрицательных частиц в сложном предложении.
Исследование языкового материала
Работаем в группах по четыре человека. Задача – понять, почему в одном случае в сложном предложении пишется Не, а в другим – Ни.
НЕ |
НИ |
Кто не чтит память о героях ВОв, недостоин называться человеком. |
Когда ни придёшь к обелиску, всегда видишь цветы, |
Д: в первом примере отрицание, во втором – утверждение.
У: какой можно сделать вывод?
Д: в сложноподчинённом предложении, имеющем значение отрицания, пишется Не. Если сложное предложение имеет утвердительное значение, пишется частица Ни. Её можно убрать.
У: вернемся к записанному примеру. Подумаем о смысле высказывания.
Д: Она молчит, о чём Н…. спросишь.. Ты спрашиваешь? Да, но она молчит. Утвердительное значение, пишем НИ.
У: закрепим полученные знания.
Объяснительный диктант
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,–
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А родину сберег.
(М. Исаковский)
У: выразительно прочитайте стихотворение, сформулируйте позицию автора. Объясните правописание частиц Не и НИ.
Д: первые примеры-утверждение в сложном предложении. Последний пример-отрицание.
У: прошло 70 лет с окончания войны, но по-прежнему рвутся в небо обелиски. Но зачем?
Опять война, опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить».
(«Память – наша совесть» Ю. Воронов)
У: что бы вы ответили тем, кто так считает?
Итоги урока
– О чем заставил задуматься сегодняшний урок? Что повторили, что узнали нового, что осталось непонятным?
Домашнее задание (на выбор)
1. Упражнение по учебнику.
2. Сочинение «Память – наша совесть».