Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же такое творчество? Это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Мастерская творчества» – прекрасное средство развития детского творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Параллельно с проблемой развития творчества актуальной является и проблема воспитания здорового ребенка, они и диктуют необходимость поиска эффективных средств их реализации. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями общества. Все это вызывает потребность углубленно заняться оздоровлением детей.
Таким образом, организация работы кружка должна иметь и оздоровительную направленность. Одной из форм такой работы может стать проведение оздоровительных занятий с использованием ИКТ «БОС-здоровье», которые помогают детям открыть удивительные возможности резервов своего здоровья и познать способ защиты себя от стресса и простудных заболеваний.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции используемой нетрадиционной техники рисования песком и преимущества использования ИКТ «БОС-здоровье.
Практическая значимость. Кружковая деятельность – это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, – которые действуют на человека завораживающе. Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления. Занятия с песком трудно переоценить, они побуждают ребенка к творческим экспериментам, к получению захватывающих впечатлений, развитию воображения и фантазии. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Преимущества метода ИКТ «БОС-здоровье»:
- Ребенок сознательно участвует в процессе своего оздоровления, хорошо понимая это;
- Занятия проводятся систематически, что позволяет выработать и хорошо закрепить у детей навыки правильного дыхания.
- Овладение данной методикой позволяет ребёнку меньше волноваться, успокоить нервную систему; помогает справиться со страхами, стрессами, неудачами, застенчивостью, гиперактивностью;
- Дети, прошедшие курс дыхания в кабинете БОС-Здоровье, быстро засыпают, менее утомляются, отмечается высокая степень работоспособности.
- Занятия проходят в игровой форме, что особенно привлекает детей.
Цели и задачи программы.
Цель программы: всестороннее развитие ребенка, формирование средствами техники рисования песком и оздоровительных занятий с элементами ИКТ «БОС-здоровье» разнообразных творческих умений, способностей, качеств личности и компетенций в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи программы:
- познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования – рисование песком и на песке, научить использовать основные формы рисования и из них составлять различные композиции (от простых до более сложных);
- через использование техники рисования песком повысить уровень развития у детей моторики, мышления, внимания, памяти, творчества;
- научить детей старшего дошкольного возраста оздоровительному диафрагмально-релаксационному типу дыхания с использованием ИКТ и метода Биологической Обратной Связи (дыхание по Сметанкину);
- сформировать у детей знания о необходимости укрепления своего здоровья;
- развивать индивидуальное творческое воображение и творческие способности, память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление;
- содействовать развитию необходимых личностных социально-значимых качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности, настойчивости);
- оценить результаты проведённой работы с детьми (оформить фотовыставку детских работ).
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы ребенок научится:
– составлять различные композиции, используя нетрадиционную технику рисования песком и на песке;
– координировать движения кистей рук;
– овладеет техникой песочной анимации, научится создавать простые мультипликационные ролики;
– получит представление о профессии режиссера-аниматора.
Ожидаемые результаты использования оздоровительной ИКТ «БОС-здоровье»:
– улучшение звукопроизношения; – улучшение психоэмоционального состояния воспитанников;
– мотивационно-познавательная активность на занятии;
– обеспечение положительной динамики индекса здоровья детей;
– сохранение и укрепление здоровья детей
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, презентации короткометражных мультипликационных роликов.
Объем образовательной нагрузки.
Данная программа кружка «Мастерская творчества» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 5-6 лет. Практические занятия составляют большую часть программы. Набор обучающихся для занятий проводится исключительно по желанию, предпочтение отдается детям стеснительным, неуверенным в себе, замкнутым и часто болеющим. Каждая тема модуля распределена по месяцам, определено количество занятий, необходимых для каждого этапа. Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, продолжительность занятия – 25 минут, всего за год – 72 занятия (30 часов). Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 8-10 человек.
Содержание программы
Направленность программы кружка «Мастерская творчества»:
– по содержанию: художественно-эстетическая;
– по функциональному назначению – познавательная;
– по форме организации – индивидуально-ориентированная.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения). Предусмотрены как теоретические формы, приемы обучения (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведение конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, создание видеороликов.
Программа составлена на основе методики Григорьевой Г.Г. «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», использованы практические рекомендации М.Зейц «Пишем и рисуем на песке», Сметанкина А.А. «Будь здоров, малыш!» (Учебник здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения об используемых материалах.
Практические работы включают упражнения на обучение оздоровительному диафрагмально-релаксационному типу дыхания с использованием ИКТ «БОС-здоровье» и овладение техникой песочной анимации.
В процессе занятий, накапливая практический опыт, обучающиеся от простых форм изображения постепенно переходят к освоению сложных.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир творчества с помощью песка, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Примерное содержание занятия, порядок работы
1. Вводный инструктаж к началу работы.
2. Практическое занятие «БОС-здоровье».
3. Гимнастика для глаз.
4. Работа с песком. Практическое выполнение модели.
5.Анализ. Итог. Обобщение.
6. Культурно-гигиенические навыки.
Содержание основных разделов модулей
1. Вводное занятие. (3 занятия). Цель и задачи на год. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Инструктаж по мерам личной безопасности, техники безопасности и личной гигиены:
– по охране безопасности жизни и здоровья детей при проведении занятий в кабинете «БОС-здоровье»;
– о мерах личной безопасности при работе на компьютере;
– по пожарной безопасности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Теоретические оздоровительные занятия по БОС (7 занятий). <Приложение 1>.
3. Практические занятия «БОС-здоровье» (35 занятий): Проводятся согласно тематического плана оздоровительных занятий «БОС-здоровье» с использованием компьютера, без использования датчиков. Работа в режиме БОС – тренинга начинается с периода «ОТДЫХ». В это время звучит спокойная приятная мелодия, помогающая настроиться на проведение урока БОС, воспитанник смотрит тематические слайды. Затем, в соответствии с шаблонами, чередуются периоды «РАБОТА» и «ОТДЫХ». Для периода «РАБОТА» существует несколько сюжетов: «Столбик», «Забор», «Раскраска», «Окно».
Каждое оздоровительное занятие заканчивается анализом, подведением итогов и, в зависимости от темы, проводится работа по освоению лексического материала, расширению кругозора и активизации словаря. Обязательным является проведение гимнастики для глаз.
4. Техника рисования песком, песочная анимация (25 занятий). <Приложение 2>.
5. Заключительный этап, итоговый (2 занятия):
«Что мы узнали?» Цель: систематизировать и закрепить знания, полученные во время теоретических и теоретическо – практических и тематических уроков. |
Закрепление знаний детей о здоровом образе жизни. Закрепление знаний о дыхательной системе организма человека. |
Свободная тема |
Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Предполагаемый результат: Освоение детьми элементарных правил владения пескографией. |
Организационно-педагогические условия:
- Учебный план <Приложение 3>.
- Календарный учебный график <Приложение 4>.
- Программно-методическое обеспечение:
Наименование услуги |
Наименование программы |
На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована |
«Мастерская творчества» |
Программа дополнительной образовательной услуги по проведению занятий по развитию художественных способностей у детей (с использованием элементов здоровьесберегающей технологии «БОС-здоровье»). |
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995. |
Материально-техническое обеспечение
Кружок «Мастерская творчества» проходит в изостудии, где созданы все условия для развития творческой, гармоничной, интеллектуально развитой личности. Имеется компьютер с установленным программным обеспечением «БОС-здоровье», оборудованный стол со специальной подсветкой, термически обработанный песок для рисования. Очищение песка производится не реже одного раза в месяц. Песок из песочницы, просеивается, промывается и прокаливается. Для организации игр с песком подобран набор миниатюрных предметов и игрушек.
Классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:
– наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
– обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
– деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
– объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
– транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения);
– объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, дорожные знаки);
– аксессуары и естественные природные предметы (камушки, ракушки, пуговицы и пр.);
Мониторинг
Мониторинг проводится в конце года: Освоение детьми элементарных правил владения пескографией. Умение создавать предметные рисунки. Последовательная и точная передача увиденного, с учетом развития сюжета. В течение года проводится организация фотовыставок, презентация занятий и открытые мастер-классы для родителей.