Цель урока: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини.
Образовательные задачи:
- учить раскрывать и формулировать тему и идею произведения;
- формировать) у учащихся умения понимать авторский замысел;
- формировать умение в речи передавать свои впечатления, свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости внимания;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной);
- коррекция и развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, установления логических и причинно-следственных связей;
- коррекция и развитие зрительных восприятий;
- развитие слухового восприятия;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные принципы: честность, порядочность, сострадание, трудолюбие;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- презентация "Цветик-семицветик" – викторина по сказке В.П.Катаева,
- цветные карандаши, простой карандаш,
- карточки на каждого ребёнка,
- образцы для учителя,
- цветные лепестки.
Предварительная работа: чтение сказки "Цветик-семицветик", заучивание слов из сказки: "Лети, лети лепесток"…
Используемый материал:
- Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" – воспитатель Иваненко К.В., МДОУ N46 "Центр развития ребенка – детский сад "Надежда", г. Норильск.
- Урок внеклассного чтения в 3-м классе по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик" Соколова Любовь Владимировна, учитель начальных классов
- Волкова И.Н., Цыпина Н.А. "Почитаем-поиграем" /ознакомление с художественной в сочетании с творческой продуктивной и игровой деятельностью/.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Мы желаем всем добра
Доброго утра, доброго дня,
Доброго вечера, доброй ночи,
Потому что мы добрые очень.
II.Ведение в тему
– Ребята, к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся. Сегодня у нас с вами необычный урок коррекции «Путешествие в сказку…». А в какую сказку вы мне сейчас сами скажите, отгадав загадку.
– «В какой сказке встречается цветок, который исполняет желания?» Правильно «Цветик-семицветик».
– Сказку мы читали заранее. Помните, что происходило в сказке? Мы с вами будем вспоминать сказку, постараемся понять смысл сказки, оценить поступки и желания главной героини и будем выполнять задания.
III. Основная часть
Слайд 1. Викторина по сказке В.П.Катаева «Цветик-семицветик».
Слайд 2. Портрет
– А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? /Ответы детей/
Сколько у него было лепестков? Какие лепестки были у цветика-семицветика? Раскрасьте цветок.
Выполнение задания 1 «Раскрась цветик-семицветик». Карточка №1.
Слайд 3. Как звали главную героиню сказки?
Слайд 4. Где Женя взяла волшебный цветок?
– Послушайте предложение: Женя вышла за калитку после того, как поблагодарила старушку. Что Женя сделала раньше, а что позже: сначала поблагодарила старушку, а потом вышла, или сначала вышла за калитку, а потом поблагодарила старушку?
Слайд 5. На какой цветок был похож цветик-семицветик?
Слайд 6. Какая часть цветка обладала волшебной силой?
Слайд.7. За какими продуктами Женя ходила в магазин?
Слайд 8. Что случилось с баранками?
– Послушайте предложение: К Жене пристала незнакомая собака после того, как она купила баранок. Подумайте и скажите, что было раньше: Женя купила семь баранок или к ней пристала собака?
Слайд 9. Куда отправил Женю жёлтый лепесток?
Слайд 10. Какую любимую мамину вещь разбила Женя?
Каким было следующее желание Жени? Каким цветом понадобился ей лепесток? /красный/.
Выполнение задания 2 «Собери вазу»
– Вам необходимо собрать из кусочков вазу. У Миши, Раи и Димы задание немного легче, у них меньше кусочков.
Слайд 11. Почему мальчишки не взяли Женю играть в папанинцев?
– Что загадала Женя? Каким цветом лепесток ей понадобился? /Cиний/
Слайд 12. Что чуть не погубило Женю на Северном полюсе?
Слайд 13. Каких животных повстречала Женя на Северном полюсе?
– Для чего Женя оторвала следующий лепесток? Каким он был цветом? /Зелёный/
– Что увидела девочка во дворе? Что пожелала Женя, оторвав следующий лепесток? Каким цветом он был? /Оранжевый/
Слайд 14. Что почувствовала Женя, когда на неё посыпались все игрушки мира?
– И следующее желание Жени было.... Использовала какой лепесток? /Фиолетовый/
Выполнение задания 3 «Запомни и назови». Карточка №2.
– Рассмотрите предметы, изображённые на карточке, а затем закройте листом бумаги.
– Назовите предметы, про которые можно сказать: «зелёный», «пушистый», «круглое», «металлические», «весёлое», «плетёная», «колючая».
Физкультминутка
Давайте остановим на немного нашу героиню и отдохнём. Встаньте, пожалуйста, поставьте ноги на ширине плеч, руки внизу. Я буду говорить слова, и показывать движения, а внимательно смотрите и повторяйте за мной.
К солнцу руки поднимаем –
Вырастаем, вырастаем.
Дети к солнцу потянулись.
Потянулись – дотянулись.
Солнце плавно опустилось,
Спать за горку закатилось.
Плавный выдох – ручки вниз,
Ещё раз – и не ленись.
И тихонечко садись.
– Тихонько садитесь на свои места. Продолжаем наш урок.
IV. Продолжение основной части
Слайд 15. Где Женя спряталась от игрушек?
Выполнение задания 4 «Соедини линией». Карточка №3.
– Возьмите карточку. Вспомните, какого цвета бывают изображённые на ней предметы. Соедини линией изображение каждого предмета с лепестком соответствующего цвета.
Выполнение задания 5 «Найди предмет». Карточка №4.
– Возьмите карточку. Найдите на картинке два предмета, про которые можно сказать:
лёгкий – тяжёлый;
гладкий – пушистый;
длинный – короткий;
мягкий – твёрдый.
Выполнение задания 6 «Какой звук в слове». Карточка №5.
– У вас на столе лежат лепестки цветика-семицветика. Возьмите карточки с нарисованными стебельками цветков, где в середине написаны буквы Р, Н, И, Л.
– Разложите лепестки вокруг середины каждого цветка так, чтобы в названии цвета лепестков была указанная буква. Делайте так: называйте цвет лепестка, слушай есть ли в нём звук, который мы обозначаем буквой Р (Н, Л, И).
Выполнение задания 7 «Переставь игрушку». Карточка №6.
– Возьмите карточку. Как сделать так, чтобы пирамидка стала крайней, не переставляя её с места?
Слайд 16. Почему Витя не согласился поиграть в салки с Женей?
Слайд 17. Женя бережно оторвала последний голубой лепесток и воскликнула «Вели, чтобы Витя…
V. Домашнее задание
Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик-семицветик?
VI. Подведение итога. Рефлексия
– Ребята, мы вспомнили с вами сказку, выполнили все задания. А теперь ответьте на вопросы.
– Какое из желаний девочки было самым лучшим? Почему? Почему исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости? Как вы думаете, могла ли Женя лучше использовать лепестки цветика-семицветика?
– Чему же учит эта сказка? /Высказывания детей/
– Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
– Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Давайте, скажем: “Мы – молодцы, мы думали, мы старались”.