“Познать сущее нельзя извне, можно
только изнутри”.
Н.Бердяев.
Аннотация
Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии
Цель: показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей науки, показать единство законов природы.
Задачи:
- показать возможности межпредметной интеграции предметов естественно- научного цикла;
- сформировать у учащихся представление о механических свойствах твердых тел, кристаллах, аморфных телах;
- повысить интерес учащихся к выбору профессии ювелира, геолога, минераловеда;
- развивать познавательную и творческую активность учащихся;
- закрепить и развивать умения учащихся решать исследовательские задачи.
Описание работы:
Элективный курс “Загадочный мир кристаллов” дополняет и развивает школьный курс физики раздел “Свойства твердых тел. Кристаллы. Аморфные тела”, а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно - научный профиль. Он основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики, химии, географии и других дисциплин в средней школе.
Результат, на достижение которого направлена работа:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- наблюдать и описывать свойства кристаллов, аморфных тел;
- выдвигать гипотезы;
- выполнять измерения и делать расчеты и выводы;
- интерпретировать результаты экспериментов;
- работать с Интернет ресурсами и документами СМИ;
- применять законы физики к живым организмам природы.
Сколько лет и кем апробирована работа:
Работа апробирована учителем физики школы, учителем географии этой же школы. Элективный курс вошел в банк лучших элективных курсов методического кабинета города Батайска и рекомендован учителям школ города. Курс прошел апробацию в течении 2-х учебных годов.
Пояснительная записка
В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли наук, техники и производства. Элективный курс “Загадочный мир кристаллов” дополняет и развивает школьный курс физики раздел “Механические свойства твердых тел”, “Кристаллы”, “Аморфные тела”, а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно - научный профиль. Он основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики, биологии и других дисциплин в средней школе.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса при наблюдении выращивания кристаллов и их физическое объяснение.
Цель нашего исследования: выяснение причин роста различных видов кристаллов.
Предмет исследования: различные кристаллы и аморфные тела.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать: понятие кристалла, аморфного
тела, виды кристаллов, жидкие кристаллы, понятие
анизотропии кристалла, понятие науки
минералогии Уметь: выращивать кристаллы, проводить эксперименты с аморфными телами, проводить опыты по образцу |
Сформировать у учащихся проектную,
исследовательскую и коммуникативную культуру. Проектная культура:
Исследовательская культура:
Коммуникативная культура:
|
Выработать два основных подхода к
классификации личностно значимых ситуаций:
|
Методические рекомендации:
Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.).
Для проведения занятий по данному курсу при изучении нового материала рекомендуется лекционно-семинарская форма. Лекция - наиболее экономичный способ передачи учебной информации, поскольку в ней материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Семинар ориентирует учащихся на проявление самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, предполагает работу с дополнительной литературой и средствами Интернет – ресурсов. Курс рассчитан на большую исследовательскую работу учащихся, домашние эксперименты и опыты.
Работы учащихся по теме “Кристаллы”, “Где используются аморфные тела?” можно оформить как проекты, предложив сравнить особенности различных видов кристаллов. Элективный курс предназначен для учителей физики, географии, химии, экологии, и может быть использован в средних школах, гимназиях, лицеях и колледжах естественнонаучного профиля. Этот курс может быть использован и преподавателями дополнительного образования.
Для реализации этой методики необходимы: компьютеры, мультимедийный проектор, Интерактивная доска (по возможности), средства Интернет – ресурсов, коллекция кристаллов и аморфных тел.
Тематическое планирование курса:
№п/п | Кол-во часов | Тема | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | 2 | Физические и химические свойства кристаллов | Рассмотреть образцы различных кристаллов. Сделать сравнительный анализ их физических и химических свойств. Работа с Интернет ресурсами |
2 | 2 | Минералогия – наука о кристаллах. Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку минералов и камней. | Самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами. Просмотр и обсуждение презентаций, фотодокументов экскурсии |
3 | 2 | Аморфные тела | Проведение исследовательского эксперимента. Анализ проблемной ситуации. Построение графиков плавления аморфных тел |
4 | 2 | Минералы - самоцветы | Сравнить образцы различных минералов собственных коллекций, составить таблицу их сходства и различий, обсудить на семинаре |
5 | 2 | Технология выращивания кристаллов | Выращивание кристаллов по алгоритму |
6 | 2 | Получение и применение жидких кристаллов | Самостоятельная работа с Интернет- ресурсами, отбор материала для совместного обсуждения, составить таблицу применения жидких кристаллов в природе и технике. |
7 | 2 | Кристаллы Сваровски и другие украшения из кристаллов | Просмотр и обсуждение фотоматериалов экскурсии, знакомство с биографией Д. Сваровски |
8 | 2 | Кристаллические узоры и грани в математике | Проведение опытов “кристалл в кристалле”, обсуждение результатов |
9 | 2 | Конференция “Загадочный мир кристаллов” | Просмотр и обсуждение проектов, презентаций, поделок |
Формы проведения занятий:
1. Мини-лекции.
2. Семинары с элементами дискуссий.
3. Создание эвристических ситуаций.
4. Демонстрация опытов и их обсуждение.
5. Экскурсия в городской музей на выставку “Мир камней”
6. Выполнение школьником самостоятельного физического эксперимента по выращиванию кристаллов
7. Самостоятельное выполнение заданий, связанных с обработкой литературных источников, интернет-ресурсов.
8. Создание мини-проектов, проектов
Основополагающий вопрос:
- Знаете ли вы как кристаллы манят своей непостижимой природной красотой, игрой граней и искрящимися в них лучиками света?
Содержание программы:
Тема №1: “Физические и химические свойства кристаллов”
- Строение кристаллов. Разнообразные виды кристаллических решеток. Физические свойства кристаллов. Химические свойства кристаллов.
Тема №2 “Минералогия – наука о кристаллах”
- Кристаллография, кристаллохимия, минералогия – геохимические науки. Диагностика минералов.
Тема №3 “Аморфные тела”
- Внутреннее строение аморфных тел. Применение аморфных тел.
Тема №4 “Минералы – самоцветы”
- Определение минерала. Классификация минералов. Структура и химический состав минералов. Свойства минералов. Применение минералов.
Тема №5 “Технология выращивания кристаллов”
- Технология выращивания кристаллов.
Тема №6 “Получение и применение жидких кристаллов”
- Кое-что о жидких кристаллах — это вещества, которые ведут себя одновременно как жидкости и как твёрдые тела.
Тема №7 “Кристаллы Сваровки и другие украшения из кристаллов”
- О ювелире Сваровски, его кристаллах и украшениях.
Тема №8 “Кристаллические узоры”
- Что такое изоморфные тела? Как вырастить кристалл в кристалле?
Тема №9 “Загадочный мир кристаллов”
- Конференция с защитой проектов и демонстрацией выращенных кристаллов.
Список литературы