Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского “Что любит Мишка”.

Задачи урока:

1. Предметные:

  • развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
  • развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

  • развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

  • формировать умение работать в парах, группе;
  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

  • учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
  • формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

3. Личностные:

  • формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.
  • формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: презентация, иллюстрации к рассказу, карточки с ключевыми словами, аудио запись Ф.Шопена “Си минор”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, мы начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. В ваших ладонях солнышко. Чувствуете, оно согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением и начнем наш урок.

II. Речевая разминка. (Слайд 2)

Ю. Мориц
Я вареники люблю.

Я вареники леплю,
Я вареники люблю,
С творогом люблю, с клубникой,
С мясом, с вишнями, с черникой,
С ежевикой и морошкой,
Но сильней всего –
С картошкой!

- Прочитайте про себя.

- Медленно шёпотом.

- Медленно вслух.

- Быстро и громко.

- С восклицательной интонацией.

III. Подготовка к восприятию произведения

1. Работа в паре.

Определите тему отрывка стихотворения, выберите соответствующий вариант из данных, объясните свой выбор (слайд 3):

  • голод
  • красота
  • гостеприимство
  • любовь
  • трудолюбие
  • обжорство
  • радость

2. Составление кластера

- А знаете ли вы, что такое любовь? (ответы детей)

- Подберите ассоциации к слову “любовь”. (Слайды 4, 5)

img1.gif (2123 bytes)

- У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое толкование даётся в словаре
С.И. Ожегова. (Слайд 6)

Любовь, сущ., ж., - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь к Родине. Материнская любовь. 2. Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Любовь к музыке.

Словарь С.И. Ожегова

- Как вы думаете, почему урок мы начинаем с разговора о любви?

3. Работа с ментальной картой “Виктор Драгунский”

Посмотрите на слайд и сформулируйте задание (Слайд 7)

(Назвать произведения и их автора)

Называют произведения:

“Заколдованная буква”, “Друг детства”, “Англичанин Павля”, “Кот в сапогах”, “Тайное становится явным”, “Девочка на шаре”. (Слайд 8)

Делают вывод: автором этих произведений является Виктор Драгунский. (Слайд 9)

Попробуйте определить тему урока (Слайды 10, 11)

4. Целеполагание. (Слайды 12, 13)

5. Прогнозирование содержания текста по названию, иллюстрации, автору и ключевым словам. (Слайд 14)

Дениска и Мишка
учитель пения
музыка
люблю
целый мир
разные разности

IV. Первичное восприятие текста.

- Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.

(Чтение с остановками)

Перед 2-й частью:

- Как вы думаете, что ответил Дениска?

- Верны ли были ваши предположения?

Перед 3-й частью:

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Верны ли были ваши предположения?

Перед 4-й частью:

- Выскажите предположение, чем всё закончится.

- Дочитайте текст самостоятельно.

- Верны ли были ваши предположения?

V. Проверка первичного восприятия

1. Ответьте на вопросы:

- Оправдались ли наши предположения в целом по тексту?

- Понравилось ли вам произведение?

- Какое настроение вызвало? (Радостное, смешное, весёлое)

- Возьмите рабочий лист. Приложение 1.

- С помощью модели покажите, к какому жанру отнесёте это произведение? Можете воспользоваться справочником “Моя шкатулка”.

2. Тест “ Проверь себя”.

VI. Физкультминутка.

VII. Вторичное чтение и анализ произведения.

1. Проверка правильности выбора ответа по тексту (выборочное чтение) и самооценка по вопросам. (Слайд 15)

2. Словарная работа

- Встретились слова, значения которых вам непонятны?

- Воспользуйтесь толковым словариком.

- Кто хочет уточнить значение какого-то слова?

3. Ответы на вопросы по содержанию.

3.1. Вопросы на выявление черт характеров героев.

- Назовите героев произведения.

- Что мы узнали о Борисе Сергеевиче из текста? (весёлый человек, с чувством юмора, любит музыку, умеет внимательно слушать, доброжелательный)

- Что сказал Борис Сергеевич про музыку Шопена?

- А как Дениска воспринимал музыку Шопена. Найдите в тесте.

- Послушайте фрагмент произведения Фридерика Шопена, великого польского композитора и пианиста “Вальс си-минор”. Приложение 2.

- Кому удалось услышать, как звуки выскакивали и разбрызгивались?

3.2. Обсуждение поступков героев.

- Борис Сергеевич сказал, что Дениска любит целый мир. Докажите, что это так.

- Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным.)

- Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка. Что он имел в виду под разными разностями?

- Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)

- Подберите синоним к слову “надулся”.

- Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”?

- Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка?

- Чего ждал Мишка? (Похвалы.)

- Как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)

- Что Борис Сергеевич сказал про то, что любит Мишка?

- Как вы думаете, действительно ли Мишка любит целый “продуктовый магазин” и только? Почему?

- Как вы это поняли?

3.3. Задание в паре:

- Какими показаны мальчики в рассказе? Соедини и допиши.

VIII. Обобщение.

- Почему автор озаглавил свой рассказ “Что любит Мишка”?

- Что вы можете сказать об отношении автора к своим героям? Почему вы так думаете?

- Согласны ли вы, что Мишка в этом рассказе описан с юмором? Объясните свою точку зрения. (Слайд 16)

- Можно ли сказать, что весь рассказ юмористический? Почему нельзя?

IX. Творческая работа.

Работа в группах.

- Вспомним правила работы в группе. (Слайд 17)

Задания для групп:

1 группа “Мыслители” - составить синквейн. (Слайд 18)

Предполагаемые варианты:

1.

Борис Сергеевич
весёлый, внимательный
играл, выслушал, ждал
Больше всего любит музыку.
учитель

2.

Мишка
обидчивый, хвастливый
вмешался, бормотал, покраснел
Любит целый продуктовый магазин.
“гурман”

2 группа “Исследователи” - проследить, как менялись эмоции и чувства Бориса Сергеевича, показать их с помощью графических моделей. При необходимости можно воспользоваться справочником “Моя шкатулка”, стр.3. (Слайд 19)

3 группа “Аналитики” - выбрать пословицы и поговорки к рассказу “Что любит Мишка”. (Слайд 20)

  1. На вкус и цвет товарища нет.
  2. Не хлебом единым жив человек.
  3. За словом в карман не лезет.
  4. Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
  5. Не спеши языком, спеши делом.
  6. Велик звон, да не красен.
  7. Любишь есть калачи – не сиди на печи.

4 группа “Корреспонденты” - используя предложенный текст, составить краткий рассказ о Ф.Шопене. (Слайд 21) Приложение 3.

X. Итог урока

1. Реализация целей урока. (Слайд 22)

2. Вывод:

- Чему учит рассказ В. Драгунского? (Ответы детей.)

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки и, читая произведения, мы тоже получаем уроки, которые пригодятся в жизни. Какой урок сегодня мы получили?

XI. Инструкция по выполнению домашнего задания.

Д/з по выбору (слайд 23):

  • выразительное чтение рассказа “Что любит Мишка”;
  • найти и подготовить выразительное чтение или пересказ другого рассказа Виктора Драгунского;
  • рассказать об 1 событии из жизни писателя;
  • разучить произведение Фридерика Шопена.

XII. Рефлексия. Показать свое настроение. (Слайд 24)

Урок окончен. Спасибо за работу.

Приложение 4.