Тип урока: урок обобщения , систематизации и закрепления изученного материала.
Девиз урока:
Да, много решено загадок
от прадеда и до отца,
И нам с тобой продолжить надо
тропу, которой нет конца.
Цели урока.
Образовательные: закрепить навыки действий с десятичными дробями через дидактические игры; проверить знания учащихся, используя различные схемы, таблицы, кроссворды, отработать ранее изученный материал.
Воспитательные: обратить внимание на развитие родного края, на необходимость беречь родную природу, развивать зрительную память, смекалку, умение самопроверять и анализировать свои ошибки; воспитывать умение работать в коллективе, дисциплинированность, честность, взаимопомощь, сопереживание за результаты своего товарища.
Содержание темы: Данная тема изучается в любом действующем учебнике из Федерального компонента.
Организация формы общения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник Математика 5,И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, тетрадь рабочая, тетрадь с конспектами, компьютер, проектор, презентация, карточки настроения(зелёные и красные на каждого ученика)
Ход урока
1. Организационный момент - 2 мин
2. Сообщение темы, цели и задач урока - 2 мин
3. Актуализация знаний учащихся - 2 мин
4. Повторение ранее изученного материала - 4 мин
5. Решение задач. - 30 мин
6. Физкультминутка - 1 мин
7. Рефлексия - 1 мин
8. Подведение итогов урока - 2 мин
9. Домашнее задание. - 1 мин
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мне хочется поговорить с вами о природе родного края. Мы с вами совершили поездку в Графский заповедник, расположенный на территории Воронежской области.
Это один из крупнейших заповедников нашей страны, в котором проживают удивительные животные: бобры .Мы познакомились со средой обитания этих удивительных животных. В нашей стране водится много бобров, благодаря кропотливой работе и энтузиазму наших учёных, сохранивших популяцию бобров.
Бобр- крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперёк реки делает плотины длинной 5-6 метров.
Для того ,чтобы узнать больше об этих животных и не только о них, мы с вами сегодня посвятим им наш урок математики.
Многие животные на земном шаре занесены в красную книгу, как почти истреблённые человеком виды. В наших руках будущее нашей планеты, так давайте же беречь природу.
2. Итак тема нашего урока “Действия с обыкновенными дробями”.
Задача, которая стоит перед нами : верно выполняя действия с десятичными дробями, узнать побольше о размерах, весе и пользе, приносимой человеку этими животными.
3. Повторение ранее изученного материала.
Фронтальная беседа по вопросам устного характера.
Ответьте на следующие вопросы:
- Какую дробь мы называем десятичной?
- Как сравнить десятичные дроби?
- Назовите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
- Как умножить десятичные дроби?
- Алгоритм деления десятичных дробей.
- Как умножить или разделить десятичную дробь на разрядную единицу: 10,100,1000 и т. д.?
- Как умножить или разделить десятичную дробь на разрядную единицу: 0,1; 0,01 и т.д. ?
- Назовите алгоритм округления десятичных дробей.
4. Закрепление практического материала.
5,9 | 6,3 | 3,6 |
2,3 | 2,7 | 0 |
3,7 | 4,1 | 1,4 |
Задание №1 Узнайте длину бобра в метрах и сантиметрах, если условие дано в дециметрах.. А поможет вам магический квадрат.
а) Из первой строки выберите наименьшее число.
б) Из второй строки выберите наибольшее число.
в) Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
г) Найдите сумму выбранных трёх чисел- и вы получите ответ на вопрос.
(3,6+2,7+3,7=10, длина тела бобра в дециметрах.)
10 дм.=0,1м =100см. Сравните длину тела бобра со своим ростом.
Из каждой строки и каждого столбца выберите по одному числу, найдите сумму этих чисел. Что вы заметили? (6,3+2,3+1,4=10)
Найдите сумму чисел по главной диагонали. Что вы заметили?
Найдите сумму чисел по побочной диагонали таблицы. Сделайте вывод.
Задание №2. Узнайте массу бобра в килограммах, выполнив следующие вычисления: 1)(( 0,8 * 0,207- 0,15)/0,000 4+ 61) /4 =25(кг.)
Очень ценятся мех и кожа бобра. Из меха бобра шьют меховые изделия, а жир бобра используют для изготовления лекарственных препаратов.
Задание №3.Узнайте,сколько стоят 100граммов жира бобра в рублях, если 1 кг. Стоит 12000 рублей? 12000 /10 =1200 рублей.
Молодцы, ребята, мы видим какими замечательными животными являются бобры, и как они помогают людям. Мы должны беречь этих животных.
А сейчас мы обратимся к рубрике: А знаете ли вы?
На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты, носящие удивительное название - дермохелис. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на панцире. Эти черепахи тоже находятся под охраной государства, так как были практически истреблены.Сейчас популяция этих животных сильно увеличилась. А вот вам и следующее задание.
Задание №4 Из животных дольше всех живёт черепаха. Саша составил программу для вычисления продолжительности жизни черепахи. Если вы правильно выполните все команды программы, то узнаете, сколько лет живёт черепаха. Все действия с десятичными дробями закодированы.
“Код”: 1-сложение; 2- вычитание; 3 – умножение; 4- деление; 5 – остановка.
№7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | №13 | №14 | №15 | №16 | №17 |
6,56 | 0,736 | 4,8 | 2,464 | 172,8984 | 4,36 |
Номер команды | Шифр команды |
1 | 1-8-10-13 |
2 | 4-9-13-14 |
3 | 3-7-12-15 |
4 | 2-15-14-16 |
5 | 1-11-16-17 |
6 | 5-00-00-00 |
Последнее число шифра показывает в какую ячейку записать результат команды. (Вычисление учащихся:0,736+2,464=3,2; 4,8: 3,2=1,5; 6,56 * 4,36= 28,6016; 28,6016-1,5= 27,1016; 172,8984 = 27,1016 = 200).
Указание. Первая цифра в записи команды – “код” арифметического действия, три следующих числа – номера ячеек памяти компьютера. Команда 1-8-10-13 означает: “Сложить числа из ячеек памяти №8 и №10, сумму записать в ячейке с номером 13”.
Черепаха -дермохелис прекрасно плавает, её конечности превратились в ласты. Из панциря черепахи делают украшения, а яйца и мясо употребляют в пищу. Решив уравнение, вы узнаете массу черепахи- дермохелис в килограммах.
Задание №5. Решите уравнение.
0,0008 *x -0,3683 = 0,1117
Ответ: 600 кг.
600 кг –сколько это тонн? Какую часть 600 кг составляют от 1 т?
Молодцы ,ребята! Наверное, вы устали. Давайте отдохнём немного.
6. Физкульт-минутка.
См. презентацию.
Ну что же, дети, отдохнули? У нас осталась последняя рубрика “Это интересно знать”.
Однажды в английском графстве Камберленд разразилась гроза, сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то чёрное вещество. Название этого вещества зашифровано уравнениями. Решите уравнения, корни этих уравнений замените буквами, используя соответствие: “число- буква”. Прочитайте!
X* 0,7=49 ; 9,6\ х=0,8 ; х /70 =1,4 ; 1,8 * х =7,2; 10,5 /х =3,5; х /1,8=50
Шифр:
3 12 90 4 70 98 75 и р т ф г а к
Ответ: графит.
Кусочками графита пастухи стали метить овец, а торговцы делать надписи на корзинах и ящиках. Графит используется в карандашах. У первых карандашей было два недостатка : они пачкали пальцы и быстро ломались. Куски графита стали обматывать тесьмой, а для прочности смешивать с серой ,сурьмой и соломой. Позднее стали добавлять глину и обжигать в печи. Такой карандаш, каким мы сейчас пишем, появился в18 веке. Все молодцы!
7. Рефлексия. Если вам понравилось сегодня работать на уроке, то поднимите красную карточку, если не понравилось, т зелёную.
Что интересного вы сегодня узнали?
8. Подведение итогов урока: Выставление оценок за урок (оценки должны быть только отличные и хорошие), характеристика работы учащихся (только положительная).
9.Домашнее задание. Творческое: придумать сказку или рассказ о десятичных дробях. Сделать иллюстрации к ним. Повторить теоретический материал, связанный с десятичными дробями.
По желанию учителя можно задать примеры из учебника, что по-моему мнению может испортить атмосферу праздника, так необходимого пятиклассникам.