Актуальность и значимость представляемого проекта
«Мы говорим: зачем поминать? Зачем поминать старое? Теперь уж этого нет больше... Зачем это вспоминать? Зачем раздражать народ?.. Прошло? Изменило форму, но не прошло... Если мы поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее».
Эти размышления Льва Толстого, увы, нисколько не устарели, хотя многим действительно кажется, что с уничтожением памятников и других символов недавней истории, с этим стихийным (или управляемым) протестом против прошлого и может происходить его преодоление.
Память... Это способность сохранять в сознании чувства, накопленный опыт из нашей истории, истории нашей родины, жизни наших прадедов, о жизни людей, которые воевали, защищали будущее своей страны.
Память о войне живет в каждой семье, потому что она коснулась всех – от мала до велика. В каждой семье хранятся старые фотографии, письма, награды, личные вещи тех, кого с благодарностью вспоминаем мы сегодня, благодаря кому наши дети не знают, что такое война, голод, разруха, детский каторжный труд на заводах и в колхозах ... Из поколения в поколение передаётся эта память о тяжёлом прошлом.
Без памяти жить нельзя, потому что без прошлого нет будущего.
Сколько советских людей, и не только солдат Великой Отечественной, но и тружеников тыла, женщин, стариков и детей полегло в сырую землю, недолюбив, недожив, недорадовавшись? Сколько умерло от ран в первые мирные годы? Сколько пропало без вести? Сколько осталось инвалидами? Уму непостижимо! Мы до сих пор не знаем, сколько по разным причинам потеряла наша страна в Великой Отечественной войне.
А знать надо! И написать их имена.
Прошло вот уже 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. За это время родились и выросли несколько поколений россиян. Они не знают о войне почти ничего. Дома в большинстве случаев об этом стараются не говорить. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины, о людях, ковавших победу...
Для молодого поколения нашей страны, которая понесла многомиллионные жертвы в борьбе за свою независимость, война уже забыта. Поэтому всегда актуальными должны быть слова: «Никто не забыт и ничто не забыто». Разбудить человеческую память – наша задача.
Идея проекта:
Проект создан для привлечения внимания младших школьников к актуальным проблемам современного общества. Данный проект обеспечивает тесное сотрудничество педагога, ученика, родителя для комплексной помощи учащимся и их родителям в формировании у обучающихся навыков чувства патриотизма, гражданской ответственности.
Проект «Правнуки о войне» реализует государственную политику, направленную на усиление работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Цели проекта:
Создание условий для гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Создание рукописной Книги памяти.
Задачи проекта:
- Организация социально-педагогической, социально-значимой совместной деятельности детей и взрослых.
- Развитие существующей системы патриотического воспитания обучающихся.
- Вовлечение школьников в организацию патриотического воспитания в школе.
Методы работы над проектом:
- Сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания);
- Анкетирование и интервьюирование родителей обучающихся;
- Подготовка и проведение классных и общешкольных мероприятий;
- Систематизация и обобщение материалов проекта.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
Поскольку данный проект реализуется на базе МКОУ СОШ № 3, то используются все ресурсы образовательного учреждения: ИКТ-оборудование, педагогические кадры, семейные архивы обучающихся, интернет-ресурсы.
Практическое применение:
Созданную "Книгу памяти «Правнуки о войне»" можно использовать на уроках краеведения, истории, во внеклассных мероприятиях. Учащиеся должны помнить, какой ценой досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
Предварительная оценка результатов проекта и перспективы
- Среди обучающихся наблюдается рост количества участников мероприятий патриотической направленности.
- Улучшаются отношения между детьми внутри класса.
- Родители отмечают положительную динамику внутрисемейных отношений.
- Проект «Правнуки о войне» – перспективная технология в воспитательном процессе школы и должна получить массовое внедрение как гражданско-патриотическая.
Планируемые результаты:
- активизация работы связанной с патриотическим воспитанием;
- вовлечение школьников в организацию патриотического воспитания;
- повышение интереса детей к военной истории Родины.
- сохранение памяти о подвиге народа, членов своей семьи во время ВОВ.
Информирование общественности о результатах реализации проекта
По окончании реализации проекта, предусматривается информирование общественности о проведенной работе посредством проведения отчёта на родительском собрании, выпуск презентации «Правнуки о войне».
Анализируя работу над данным проектом, выяснилось, что это мероприятие вызывает неподдельный интерес к истории своей страны, города, семьи. Оставляет большой эмоциональный след у каждого ребёнка. Все дети с увлечением занимались подготовкой этого мероприятия, с желанием, интересом и ответственностью выполняли свою работу.
В результате работы над проектом школьники достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1943г.;
- появился интерес к изучению истории Российского государства, родного края и города;
- окрепло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта
КНИГА ПАМЯТИ «ПРАВНУКИ О ВОЙНЕ»
В ходе выполнения проекта мы узнали о том, что ушли защищать Родину, оставили своих друзей, любимых, семьи, совсем молодые люди. Было им тогда по 18-20 лет. Они выполняли свой военный и трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны. Рассказать о них – наша задача.
Встречаясь с ветеранами и тружениками тыла, работая над своими собственными рассказами о прадедах, мы поняли, как тяжело всем досталась победа. Люди, о которых мы создали Книгу Памяти, оставили после себя вечный след на земле. «След, чтоб не вытерли паркет и посмотрели косо вслед, а тот незримый прочный след в чужой душе на много лет…»
Дети записали рассказы старожилов и очевидцев войны. Была организована выставка рисунков учащихся 3 класса. Выполнив данную работу, мы поняли, что весь собранный материал можно оформить в виде Книги Памяти.
В ней названы фамилии прадедушек и прабабушек, ушедших на фронт и погибших на полях боев в годы Великой Отечественной войны – родственников школьников. В ней использованы документы и фотоматериалы из семейных архивов.
Материал для создания Книги Памяти «ПРАВНУКИ О ВОЙНЕ» предоставили:
- Бекетова Юлия
- Гетьман Вероника
- Бородина Ольга
- Нехорошева Полина
- Бенько Варвара
- Круговых Ярослав
- Шустер Никита
- Друзина Полина
- Кокуркин Константин
- Шестаков Александр
- Лазукина Антонина Владимировна
Описание работы
Подготовка детей к работе над проектом.
1-я стадия. Диагностика. Беседы о войне.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- проанализировать информационное поле в данном классе;
- рассмотреть вопросы влияния общественности, СМИ на проблему.
Итог: В результате проведенных наблюдений и диагностики выяснилось, что у детей очень низкий уровень знаний о Великой Отечественной войне.
На вопрос: «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?» были даны такие ответы:
- 6 уч. – ничего не знаю;
- 8 уч. – наша страна воевала с Германией
- 2 уч. – указали даты начала и окончания войны
- 6 уч. – там воевали
На вопрос: «Среди твоих родственников есть очевидцы той поры?»
Большинство ответили – да, но назвать имена смогли только 2 ученика.
2 стадия. Выбор проблемы.
Когда? Кто?
Великая Отечественная война
Солдаты Труженики тыла Дети войны
После обсуждения спектра проблем, характерных для класса, учащихся разделились на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна представить свои аргументы относительно проблем по предлагаемой матрице.
3 стадия. Сбор и анализ информации
Материал по данной теме большой.
Дети договорились, что каждая группа по очереди будут готовить сообщения о своих родственниках, участниках войны. Данная информация выкладывалась в классном уголке.
Были организованы экскурсии в музей, к могиле Неизвестного солдата.
Обсудили фильмы, которые транслировались по телевидению. Каждая группа наблюдала за определённой категорией людей того времени.
1 группа – за участниками военных действий;
- 2 группа – за тружениками тыла;
- 3 группа – за детьми;
- 4 группа – за командирами;
- 5 группа – за военной техникой.
Прослушали военные песни. Каждая группа выбрала одну песню и представила её.
- 1 группа: “Священная война"
- 2 группа: "Смуглянка"
- 3 группа: "Синий платочек"
- 4 группа: "День победы"
- 5 группа: "Катюша"
4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы
Для учеников 3 класса оформить такой большой материал представляет огромную трудность, поэтому мы решили уменьшить объём работы.
Командиры, посовещавшись, выбрали для себя минимальный план работы:
- Изучить историю своей семьи.
- Выявить участников боевых действий, тружеников тыла, детей войны, заключенных концлагерей, репрессированных.
- Узнать имена очевидцев тех лет.
- Расспросить об истории семьи в годы великой Отечественной войны.
- Создать классную Книгу памяти «Правнуки о войне»
- Сделать поделки ветеранам и вручить их на митинге.
- Посетить ветеранов.
5 стадия. Реализации плана действий команды учащихся
В ходе реализации плана действий участникам сформированных групп пришлось объединиться в другие мини – группы, т.к. выявились направления работы:
- Участники военных действий
- Труженики тыла
- Дети войны
- Заключённые концлагерей
Дети расспросили своих родителей, бабушек, дедушек. Принесли награды, документы.
6 стадия. Подготовка к защите проекта
Ребята нарисовали рисунки о войне, подготовили сообщения о своих родственниках, сделали поделки ветеранам. Коллективная работа – презентация «Книга Памяти «Правнуки о войне»
7 стадия. Презентация проекта
Презентация своих работ состоялась на классном часе, посвящённом Великой Победе.