Коллективный проект "Правнуки – о войне"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


Актуальность и значимость представляемого проекта

«Мы говорим: зачем поминать? Зачем поминать старое? Теперь уж этого нет больше... Зачем это вспоминать? Зачем раздражать народ?.. Прошло? Изменило форму, но не прошло... Если мы поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее».

Эти размышления Льва Толстого, увы, нисколько не устарели, хотя многим действительно кажется, что с уничтожением памятников и других символов недавней истории, с этим стихийным (или управляемым) протестом против прошлого и может происходить его преодоление.

Память... Это способность сохранять в сознании чувства, накопленный опыт из нашей истории, истории нашей родины, жизни наших прадедов, о жизни людей, которые воевали, защищали будущее своей страны.

Память о войне живет в каждой семье, потому что она коснулась всех – от мала до велика. В каждой семье хранятся старые фотографии, письма, награды, личные вещи тех, кого с благодарностью вспоминаем мы сегодня, благодаря кому наши дети не знают, что такое война, голод, разруха, детский каторжный труд на заводах и в колхозах ... Из поколения в поколение передаётся эта память о тяжёлом прошлом.

Без памяти жить нельзя, потому что без прошлого нет будущего.

Сколько советских людей, и не только солдат Великой Отечественной, но и тружеников тыла, женщин, стариков и детей полегло в сырую землю, недолюбив, недожив, недорадовавшись? Сколько умерло от ран в первые мирные годы? Сколько пропало без вести? Сколько осталось инвалидами? Уму непостижимо! Мы до сих пор не знаем, сколько по разным причинам потеряла наша страна в Великой Отечественной войне.

А знать надо! И написать их имена.

Прошло вот уже 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. За это время родились и выросли несколько поколений россиян. Они не знают о войне почти ничего. Дома в большинстве случаев об этом стараются не говорить. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины, о людях, ковавших победу...

Для молодого поколения нашей страны, которая понесла многомиллионные жертвы в борьбе за свою независимость, война уже забыта. Поэтому всегда актуальными должны быть слова: «Никто не забыт и ничто не забыто». Разбудить человеческую память – наша задача.

Идея проекта:

Проект создан для привлечения внимания младших школьников к актуальным проблемам современного общества. Данный проект обеспечивает тесное сотрудничество педагога, ученика, родителя для комплексной помощи учащимся и их родителям в формировании у обучающихся навыков чувства патриотизма, гражданской ответственности.

Проект «Правнуки о войне» реализует государственную политику, направленную на усиление работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Цели проекта:

Создание условий для гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Создание рукописной Книги памяти.

Задачи проекта:

  • Организация социально-педагогической, социально-значимой совместной деятельности детей и взрослых.
  • Развитие существующей системы патриотического воспитания обучающихся.
  • Вовлечение школьников в организацию патриотического воспитания в школе.

Методы работы над проектом:

  • Сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания);
  • Анкетирование и интервьюирование родителей обучающихся;
  • Подготовка и проведение классных и общешкольных мероприятий;
  • Систематизация и обобщение материалов проекта.


Ресурсы, необходимые для реализации проекта:

Поскольку данный проект реализуется на базе МКОУ СОШ № 3, то используются все ресурсы образовательного учреждения: ИКТ-оборудование, педагогические кадры, семейные архивы обучающихся, интернет-ресурсы.

Практическое применение:

Созданную "Книгу памяти «Правнуки о войне»" можно использовать на уроках краеведения, истории, во внеклассных мероприятиях. Учащиеся должны помнить, какой ценой досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.

Предварительная оценка результатов проекта и перспективы

  1. Среди обучающихся наблюдается рост количества участников мероприятий патриотической направленности.
  2. Улучшаются отношения между детьми внутри класса.
  3. Родители отмечают положительную динамику внутрисемейных отношений.
  4. Проект «Правнуки о войне» – перспективная технология в воспитательном процессе школы и должна получить массовое внедрение как гражданско-патриотическая.

Планируемые результаты:

  1. активизация работы связанной с патриотическим воспитанием;
  2. вовлечение школьников в организацию патриотического воспитания;
  3. повышение интереса детей к военной истории Родины.
  4. сохранение памяти о подвиге народа, членов своей семьи во время ВОВ.

Информирование общественности о результатах реализации проекта

По окончании реализации проекта, предусматривается информирование общественности о проведенной работе посредством проведения отчёта на родительском собрании, выпуск презентации «Правнуки о войне».

Анализируя работу над данным проектом, выяснилось, что это мероприятие вызывает неподдельный интерес к истории своей страны, города, семьи. Оставляет большой эмоциональный след у каждого ребёнка. Все дети с увлечением занимались подготовкой этого мероприятия, с желанием, интересом и ответственностью выполняли свою работу.

В результате работы над проектом школьники достигли следующих результатов:

  • сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1943г.;
  • появился интерес к изучению истории Российского государства, родного края и города;
  • окрепло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
  • получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта

КНИГА ПАМЯТИ «ПРАВНУКИ О ВОЙНЕ»

В ходе выполнения проекта мы узнали о том, что ушли защищать Родину, оставили своих друзей, любимых, семьи, совсем молодые люди. Было им тогда по 18-20 лет. Они выполняли свой военный и трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны. Рассказать о них – наша задача.

Встречаясь с ветеранами и тружениками тыла, работая над своими собственными рассказами о прадедах, мы поняли, как тяжело всем досталась победа. Люди, о которых мы создали Книгу Памяти, оставили после себя вечный след на земле. «След, чтоб не вытерли паркет и посмотрели косо вслед, а тот незримый прочный след в чужой душе на много лет…»

Дети записали рассказы старожилов и очевидцев войны. Была организована выставка рисунков учащихся 3 класса. Выполнив данную работу, мы поняли, что весь собранный материал можно оформить в виде Книги Памяти.

В ней названы фамилии прадедушек и прабабушек, ушедших на фронт и погибших на полях боев в годы Великой Отечественной войны – родственников школьников. В ней использованы документы и фотоматериалы из семейных архивов.

Материал для создания Книги Памяти «ПРАВНУКИ О ВОЙНЕ» предоставили:

  • Бекетова Юлия
  • Гетьман Вероника
  • Бородина Ольга
  • Нехорошева Полина
  • Бенько Варвара
  • Круговых Ярослав
  • Шустер Никита
  • Друзина Полина
  • Кокуркин Константин
  • Шестаков Александр
  • Лазукина Антонина Владимировна

Описание работы

Подготовка детей к работе над проектом.

1-я стадия. Диагностика. Беседы о войне.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне;
  • проанализировать информационное поле в данном классе;
  • рассмотреть вопросы влияния общественности, СМИ на проблему.

Итог: В результате проведенных наблюдений и диагностики выяснилось, что у детей очень низкий уровень знаний о Великой Отечественной войне.

На вопрос: «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?» были даны такие ответы:

  • 6 уч. – ничего не знаю;
  • 8 уч. – наша страна воевала с Германией
  • 2 уч. – указали даты начала и окончания войны
  • 6 уч. – там воевали

На вопрос: «Среди твоих родственников есть очевидцы той поры?»

Большинство ответили – да, но назвать имена смогли только 2 ученика.

2 стадия. Выбор проблемы.

Когда? Кто?

Великая Отечественная война

Солдаты Труженики тыла Дети войны

После обсуждения спектра проблем, характерных для класса, учащихся разделились на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна представить свои аргументы относительно проблем по предлагаемой матрице.

3 стадия. Сбор и анализ информации

Материал по данной теме большой.

Дети договорились, что каждая группа по очереди будут готовить сообщения о своих родственниках, участниках войны. Данная информация выкладывалась в классном уголке.

Были организованы экскурсии в музей, к могиле Неизвестного солдата.

Обсудили фильмы, которые транслировались по телевидению. Каждая группа наблюдала за определённой категорией людей того времени.

1 группа – за участниками военных действий;

  • 2 группа – за тружениками тыла;
  • 3 группа – за детьми;
  • 4 группа – за командирами;
  • 5 группа – за военной техникой.

Прослушали военные песни. Каждая группа выбрала одну песню и представила её.

  • 1 группа: “Священная война"
  • 2 группа: "Смуглянка"
  • 3 группа: "Синий платочек"
  • 4 группа: "День победы"
  • 5 группа: "Катюша"

4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы

Для учеников 3 класса оформить такой большой материал представляет огромную трудность, поэтому мы решили уменьшить объём работы.

Командиры, посовещавшись, выбрали для себя минимальный план работы:

  • Изучить историю своей семьи.
  • Выявить участников боевых действий, тружеников тыла, детей войны, заключенных концлагерей, репрессированных.
  • Узнать имена очевидцев тех лет.
  • Расспросить об истории семьи в годы великой Отечественной войны.
  • Создать классную Книгу памяти «Правнуки о войне»
  • Сделать поделки ветеранам и вручить их на митинге.
  • Посетить ветеранов.

5 стадия. Реализации плана действий команды учащихся

В ходе реализации плана действий участникам сформированных групп пришлось объединиться в другие мини – группы, т.к. выявились направления работы:

  • Участники военных действий
  • Труженики тыла
  • Дети войны
  • Заключённые концлагерей

Дети расспросили своих родителей, бабушек, дедушек. Принесли награды, документы.

6 стадия. Подготовка к защите проекта

Ребята нарисовали рисунки о войне, подготовили сообщения о своих родственниках, сделали поделки ветеранам. Коллективная работа – презентация «Книга Памяти «Правнуки о войне»

7 стадия. Презентация проекта

Презентация своих работ состоялась на классном часе, посвящённом Великой Победе.

Приложение