Анализ ситуации
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
- Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, поселку, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
- Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
1. Проблема
Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них - познавательное развитие: формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» обращаем внимание: на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, бережное отношение к природе и окружающей среде.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Цель: формирование у воспитанников интереса к русскому - народному творчеству, народной культуре. Осуществление патриотического и нравственного воспитания.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев, создающих игрушки;
- воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
- воспитывать бережное отношение ко всем игрушкам;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- дать возможность детям ощутить радость, любовь и доброту которые приносит эта игрушка.
- создать благоприятные условия для ознакомления детей с русской народной игрушкой – Матрешкой.
Участники педагогического проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники группы и их родители, сотрудники ДК «Колос».
2. Планируемые результаты
- дети познакомятся с русской народной игрушкой Матрешкой, историей ее создания;
- совместная с родителями работа еще более сблизит детей и родителей;
- создание мини-музея «Матрешка».
3. Рабочий план реализации проекта
Средства реализации проекта:
- Опрос детей.
- НОД
- Консультация для родителей
- Выставка «Семейная матрешка».
- Выставка детских рисунков «Наши матрешки».
- Дидактические игры «Подбери заплатку», «Расставь по росту»
- Мастер-класс для родителей «Игры и занятия с матрешками».
- Беседа.
- Кружковая работа.
- Сюжетно-ролевые игры: «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек»
Этапы реализации педагогического проекта
Организационный:
- Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
- Составление плана реализации проекта.
- Изучение проблемы по данному вопросу через специальную методическую литературу.
- Подбор детской литературы, изготовление дидактических игр в соответствии с возрастом детей.
- Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, т.д.).
- Подготовка консультаций, рекомендаций родителей.
- Оснащение развивающей среды.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Обсуждение сценария развлечения с работниками Д/к «Колос».
Основной:
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение | |
Работа с детьми | ||||
1 декабря | Групповая комната | Беседы об истории возникновения и развитии матрешечного дела. | Воспитатели | |
2 декабря | Муз.зал | Просмотр презентаций: «История матрешки», «Русская матрешка». | Воспитатели | |
1-5 декабря | Групповая комната | Чтение и обсуждение литературных произведений стихотворений, рассказов о матрешке |
Воспитатели | |
1-5 декабря | Групповая комната, муз.зал | Заучивание стихов, потешек, песенок о матрешке | Воспитатели, муз.руководитель | |
3-5 декабря | Групповая комната | НОД: «Красавица-матрешка», «Наряды для матрешки». | Воспитатели | |
4 декабря | Групповая комната | Аппликация «Матрешка в подарок»(кружковая работа) | Воспитатели | |
4-5 декабря | Муз.зал | Прослушивание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова | муз.руководитель | |
2 декабря | Групповая комната | Разучивание физ. минутки «Матрешки» | Воспитатели | |
3 декабря | Спорт.зал | Подвижная игра: «Матрешки» | Физ.инструктор | |
1-5 декабря | Групповая комната | Сюжетно-ролевые игры: «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек» |
Воспитатели | |
1-5 декабря | Групповая комната | Дидактические игры: «Расставь по росту», «Найди матрешку», «Собери матрешку», «Подбери по цвету». | Воспитатели | |
1-5 декабря | Групповая комната | Рассматривание иллюстраций | Воспитатели | |
Работа с родителями | ||||
1 декабря | Групповая комната | Консультация для родителей «Матрешка» | Воспитатели | |
5 декабря | Групповая комната | Проведение мастер-класса для родителей «Игры и занятия с матрешками». | Воспитатели | |
1-5 декабря | Изготовление семейной матрешки. | Воспитатели и родители | ||
1-5 декабря | Групповая комната | Организация мини-музея | Воспитатели, родители и дети |
Заключительный:
Подведение итогов в реализации проекта
Развлечение «Матрешенька», организованное совместно с сотрудниками Д/К «Колос».
4. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов
- дидактические и наглядные пособия;
- методическая литература;
- иллюстрации с различными видами матрешек;
- детская художественная литература;
- аудиозаписи «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В. Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. и сл. Чурилова
Список используемых источников:
- Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru 2.Матрешка: история русской любимой куклы www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor
- Матрешка – русская игрушка pandoraopen.ru/2013-10-16/matryoshka-russkaya-igrushka/
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
- Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» – М.: Изд. «Проспект», 2013.
- «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой» вторая младшая группа. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2014.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа – М.: Изд. «Карапуз-Дидактика», 2010.