Развитие у детей речевой активности, диалогической речи

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  1. Активизировать словарь по теме «Овощи» (хрустящая, патисоны, срываем, выдёргиваем, ассорти), закреплять у детей обобщающее понятие «Овощи».
  2. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
  3. Закреплять умение дифференцировать овощи, которые растут в земле и овощи, которые растут на земле.
  4. Формировать грамматический строй речи, через дидактическую игру «Сосчитай и назови»: согласование числительных с существительными.
  5. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать у детей речевую активность, диалогическую речь через вопросы – ответы в беседе, дидактические игры «Четвёртый лишний», «Большой – маленький».
  • Развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, через дидактические игры «Добавь словечко», «Убираем урожай», пальчиковую гимнастику.
  • Развивать умения различать овощи по форме, цвету, вкусу «Узнай на вкус».

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать у детей навыки сотрудничества, самоконтроля, доброжелательности.
  • Воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: Картинки с изображением овощей. Мультимедиа (озвученный отрывок из мультфильма «Чиполлино» у автора), 2 мольберта, посылочный ящик, связанный стручок гороха на замочке, нарезанные свежие овощи на шпажках, изображение мелких овощей для аппликации, клей карандаш.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картинок с изображением овощей.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы капусту нарубили», физминутки «В огород пойдём», гимнастики для глаз «Овощи».
  • Штриховка овощей.
  • Чтение сказок «Вершки, корешки», «Чиполлино», «Репка».

Ход урока

Дети заходят в зал (встают в круг)

I. Орг. Момент

(звучит музыка)

Приветствие:

Логопед:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Логопед:

Поздним летом в огород
собирается народ.
Зрел все лето урожай,
что собрали? Отгадай!

Логопед: Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово:

Здесь весною было пусто, летом выросла … (капуста)
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку)
От дождя земля намокла, вылезай толстушка …(свёкла)
Из земли – за чуб плутовку! Тянем сочную …(морковку)
Надо поклониться низко, чтобы вытащить …(редиску)
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)
Просит дедушка Федюшку: «Собери еще …(петрушку)
Вот зеленый толстячок – крупный гладкий … (кабачок)
И красавец великан темно-синий … (баклажан)
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
Эти овощи появляются на экране.

Логопед: Как, это называется одним словом?

Дети: Овощи

Логопед: Правильно, молодцы! Ребята, а вы знаете сказки об овощах?

Дети: Да («Вершки, корешки», «Репка», «Чипполино»)

Логопед: Ребята, нам сегодня на электронную почту пришло письмо. Хотите посмотреть от кого оно?

Дети: Да

Послание Синьора Помидора на экране (показывает детям).

Я – синьор Помидор,
Красен я и пышен,
С каждым часом я расту,
Нахожусь я на посту.
Я – не репа, не морковь
Мелочь огородная,
У меня под кожей кровь
Очень благородная.
Я – холенный помидор,
С кожею атласной
И вступать со мною в спор
Овощам опасно!
Захватил я Чиполлино
И доволен буду,
Что ребята целый год
Останутся без лука!

Чтобы выручить Чиполлино, вам необходимо выполнить задания, которые я отправил вам по почте.

Логопед: Ребята! Наш любимый, очень полезный овощ – лучок Чиполлино, захвачен в заложники злым, толстым синьором Помидором. Давайте, поможем бедному Чиполлино вернуться к овощам.

Дети: Давайте!

Присаживайтесь.

Логопед: 1. А вот и первое задание (на картинке – огурец):

На столе вы видите картинки. Что на них изображено? Правильно, овощи. Соберите на один поднос те овощи, которые выдергиваем, а на второй – которые срываем. Вспомним, как убирают овощи, которые растут НА земле. (Овощи, которые растут на земле — срезают, снимают, срывают).

Вспомним, как убирают овощи, которые растут В земле. (Овощи, которые растут в земле — выдёргивают, выкапывают и называют их корнеплодами).

Дети: Мы морковь выдёргиваем. Мы помидоры срываем и т.д.

Логопед: Молодцы! С этим заданием все справились.

2. Следующее задание вытаскиваю из конверта (помидор)

Логопед: Игра непростая, умная такая.

Кто в неё играет, об овощах всё знает.

Игра «Четвёртый лишний» на экране

  • тыква, клубника, морковь, кабачок; (ягода)
  • свёкла, лук, тыква, баклажан; (по форме)
  • горох, картофель, редис, яблоко; (фрукт)
  • кабачок, морковь, горох, капуста; (по цвету)
  • свёкла, огурец, морковь, чеснок (по вкусу)

Правильно, ребята, умницы!

3. Достаю новое задание (перец)

Логопед

А вот новая игра
начинать её пора

«Большой – маленький»

Большой помидор – маленький помидорчик.
Большой лук – маленький лучок.
Большая капуста – маленькая капустка.
Большой перец – маленький перчик.
Большая свёкла – маленькая свёколка.
Большой чеснок – маленький чесночок.
Большой огурец – маленький огурчик
Большая репа – маленькая репка
Большая морковь – маленькая морковочка
Большая тыква – тыковка
Большой горох – горошек
Большая картошка – картошечка
Большой баклажан – баклажанчик

Логопед:

После игр по порядку
Глаза делают зарядку

Гимнастика для глаз:

«Овощи»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.

Логопед:

А сейчас все встали в круг
за руки все взялись вдруг
будем рядом мы стоять
следующее задание выполнять.

4. Игра «Сосчитай и назови» со стручком гороха

Из коробки достаю стручок гороха. Передаём стручок и называем: Один стручок, два стручка и т. д. Одна горошина, две горошины и т. д.

Логопед: И с этим заданием мы справились, молодцы!

Физминутка:

А теперь ребята встаньте физминутку начинайте.
В огород пойдем (дети маршируют на месте),
Урожай соберём.(идут по кругу, взявшись за руки),
Мы морковки натаскаем («таскают»),
И картошки накопаем. («копают»),
Срежем мы кочан капусты, («срезают»),
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают руками),
Щавеля нарвем немножко. («рвут»),
И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки).

5. Задание (свёкла)

Логопед: Сеньор-Помидор предлагает вам послушать историю и выполнить правильно задание:

Вот однажды овощи с грядки,
нарушили все порядки.
Прыг и с грядки наутек
Видят чистенький лоток
На лоток они зашли,
Что тут спряталось, скажи?
Угадай на вкус и назови.

Будем пробовать овощи на вкус закрытыми глазами, угадывать и называть их.

Молодцы, с каждым правильно выполненным заданием, свобода Чиполлино всё ближе и ближе.

6. Вытаскиваю задание карточка (морковь)

Логопед: Ребята, ведь в овощах много витаминов и поэтому все люди делают заготовки на зиму, Синьор Помидор предлагает и нам сделать «Ассорти из овощей» которые он прислал в посылке.

Логопед: Будем делать «Овощное ассорти»?

Дети: Будем.

Но сначала мы должны размять наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика

Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук. (Ритмические удары ребром ладоней по столу).
Мы капусту нарубили,
Перетерли, (хватательные движения обеими руками).
Посолили, (указательный палец и средний палец трутся о большой).
И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу).
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки).

Логопед: Для того чтобы начать выполнять задание нам нужно разделиться на 2 подгруппы. Ребята, подойдите, возьмите фишки посмотрите, что на них изображёно, те, дети у которых круг, будут выполнять задание в одной подгруппе, а те, дети у которых овал в другой подгруппе).

Коллективная работа

На мольбертах 2 банки, вырезанные из картона, наклеиваем:

1-я овощи, которые похожи на круг (помидоры, лук, чеснок, капуста и т.д.)

2-я Овощи, которые похожи на овал (огурцы, кабачки, морковь, баклажан и т.д.)

Логопед:

Мы друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.

(Звучит музыка)

Вот, мы с этим заданием справились. Умницы!

Логопед: Я смотрю в коробку и в конверт – а заданий больше нет.

Появляется на экране Чипполино и благодарит детей, за помощь (отрывок на экране)

Логопед: Ребята, помогли мы Чипполино? Давайте вспомним, что мы для этого делали? Что вам понравилось?

Дети: Перечисляют игры.

На занятии мы хорошо позанимались
и немножко баловались,
а теперь, детвора,
отдыхать и нам пора.