Форма проведения: урок-исследование.
Тип урока: комбинированный
Цели:
- сформировать знания о способах получения энергии различными живыми организмами;
- развивать у учащихся активную позицию в получении знаний и умения использовать дополнительные источники информации для получения новых знаний;
- воспитывать бережное отношение к разнообразным представителям живой природы.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир. 2 класс» Самкова В.А., Романова Н.И., рабочая тетрадь «Окружающий мир. 2 класс» Зелеева С.Г., Гринёва Е.А., Самкова В.А, презентация к уроку, рисунок-аппликация.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Ребята, сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники учёной лаборатории. Поэтому будьте наблюдательны, внимательны, доброжелательны друг к другу. Я желаю вам успешной работы.
II. Сообщение темы, цели и плана урока.
Представьте, что отключили электрическую энергию. Что за этим последует?
Ответы детей. (Погаснет свет, не станут работать электроприборы). Значит, электрические приборы питаются электрической энергией.
А нужна ли энергия человеку?
Только ли человеку нужна энергия?
Обобщение учителя: энергия нужна всем живым существам. Верность этого высказывания мы докажем на этом уроке.
Итак, тема урока: «Энергия и живые существа». (Слайд 2)
Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю и нам с вами составить план работы на уроке. Согласны? С чего начнём?
Ответы детей.
Вспомогательные вопросы классу. На слайде 2 запись плана:
- Для чего нужна энергия человеку?
- Чем питаются растения?
- Как получают энергию животные.
Тема определена, план записан. Приступаем к работе.
III. Изучение нового материала.
1. Каков первый пункт плана?
Для чего нужна энергия человеку? (Дети читают)
Определите в этом предложении главное (ключевое) слово. Ответы уч-ся.
Энергия. ( Учитель подчёркивает слово в предложении).
Что такое энергия? Ответы детей.
Вопрос классу: С какими словами для вас ассоциируется (связывается) слово «энергия»?
(Энергичный человек). О каком человек говорят «энергичный»? Ответы детей.
Я нашла такие слова (Слайд 3): шустрый, юркий, сильный, быстрый, подвижный. Со всеми словами вы согласны? Какое слово здесь может быть лишним?
А в толковом словаре говорится так (Слайд 4).
2 Беседа:
- Что необходимо человеку, чтобы быть энергичным? Ответы детей. Человеку надо питаться.
- «Мало каши ел». Вам знакомо такое выражение? В каких случаях так говорят?
- Как вы себя чувствуете, когда долго не можете покушать, поесть? Ответы детей.
Таким образом, после еды силы восстанавливаются – организм получает необходимую энергию.
- Куда она расходуется? Ответы детей.
Делаем выводы: для чего нужна энергия человеку? (С подсказки учителя).
Убедимся в верности своих рассуждений. Прочитайте текст в учебнике на стр. 47 (в рамке). Читают сами.
Скажите, верны ли наши рассуждения?
Итак, мы можем дать ответ на первый пункт плана?
Каков он? Ответы детей.
3. Перейдем к работе по второму пункту плана. Прочитаем его.
Какие вы знаете растения? Ответы детей.
Об одном из них я загадаю загадку: (Слайд 5)
Выросло из зёрнышка золотое солнышко.
Что это? Подсолнух.
Как догадались?
На примере этого растения нам предстоит выяснить, чем питаются растения.
4. Объяснение материала с составлением аппликации на доске.
В ходе объяснения на доске появляются картинки цветка подсолнуха, солнышка.
Зелёные растения способны улавливать энергию солнечных лучей. Для роста растений необходимы питательные вещества, (например, сахар и крахмал).
С помощью солнечной энергии растения создают эти вещества из воздуха и углекислого газа. Растения поглощают углекислый газ, который содержится в воздухе, и выделяют кислород, нужный всем живым существам для дыхания.
5. Беседа по новому материалу.
Итак, посмотрите на наш рисунок и ответьте на вопросы:
- Что необходимо для роста растений?
- С чьей помощью растения создают питательные вещества?
- Что поглощают из воздуха растения?
- Чем полезен кислород, который выделяют растения?
6. Опыт.
А сейчас мы проведём научный опыт.
Что у меня в руке? (Закрытая пустая банка).
Что вы скажете об этой банке? Ответы детей.
Я открываю банку и помещаю что, догадались? Да, зелёную веточку. Закрываю банку крышкой.
Ещё одна банка. Что скажете об этой банке? (Она без крышки, заполнена чистой водой). В неё также помещаем зелёную веточку.
В какой банке растению будет хорошо?
Ответы детей.
А если нас с вами, как это растение, поместить в закрытое помещение? Ответы детей.
Все дело в том, что в процессе жизнедеятельности живые организмы выделяют углекислый газ. Поэтому в душной комнате нам плохо, хочется быстро выйти на свежий воздух.
Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Итак, теперь мы можем ответить на второй пункт плана?
7. Физкультминутка
Мы – подсолнышки.
Повернулись к солнышку. (Влево-вправо)
Наклонились – рапрямились.
Покачнулись
И друг другу улыбнулись
8. У нас остался последний пункт плана. Прочитаем его.
Знает кто-то из вас ответ на этот вопрос?
Для начала выясним, каких животных вы знаете?
Работа с рисунком. Перевернули стр. учебника (стр. 48).
Рассмотрите внимательно рисунок.
- Каких животных вы видите?
- Подумайте, зачем художник использует на рисунке стрелки?
- Художник выделил группы животных. Рассмотрим каждую группу животных в отдельности.
Найдите группу в верхнем левом углу рисунка – гр. №1. Что видите?
Найдите группу в нижнем углу рисунка – гр. №2.
Что изобразил художник в верхнем правом углу рисунка? Гр. №3.
Что изображено в нижнем правом углу рисунка? Гр. №4.
Что вы видите в центре рисунка?
А сейчас – работа по группам. Распределим группы.
Внимательно послушайте задание:
- Соотнесите рисунки между собой по стрелкам (что за чем следует).
- Подумайте, что бы вы дорисовали на месте художника?
2 минуты на это задание. Время пошло. (Песочные часы).
Время истекло. Подводим итоги.
Итак, можем мы ответить на вопрос, чем питаются животные?
Ответы детей.
IV. Закрепление изученного материала.
А теперь закрепим то, что узнали. Открыли тетради на стр. 32. Первое задание. Прочитаем его. Возьмите карандаши и запишите пропущенные слова.
Взаимопроверка: проверьте работу другу друга. Верные ответы отметьте «плюс», неверные – «минус».
Проверяем вместе: дети читают предложения, оценивают.
V. Итог урока.
Завершается работа нашей лаборатории:
На какие вопросы темы мы искали ответы на уроке? Обратимся к плану (слайд 2). (Дети читают).
- Для чего нужна энергия человеку? Ответы.
Что необходимо человеку, чтобы оставаться энергичным? (Человек должен питаться, например,..)
- Чем питаются растения? Ответы.
- Как получают энергию животные. Ответы.
VI. Домашнее задание.
подобрать примеры, подтверждающие вывод о том, что Солнце является источником энергии для живых существ.
VII. Рефлексия.
Оценим свою работу на уроке. Закончи фразу (слайд 6):
- Сегодня на уроке я научился …
- Мне понравилось …
- Было интересно …
- Знания полученные на уроке, пригодятся мне …
- Своей работой на уроке я … (доволен или нет – почему)
Благодарю за работу на уроке (Слайд 7).