Цели урока:
- повторить изученный материал о разрядах имен прилагательных и систематизировать знания по данной теме,
- формировать умения правильно отличать разряды имен прилагательных, правильно употреблять в речи;
- формирование интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок повторения темы «Разряды прилагательных».
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, схема «Разряды имен прилагательных», классная доска.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Настрой урока:
Мы проснулись, мы здоровы,
И к работе все готовы.
Голова наша светла,
Отдохнула до утра.
Мышцы стали все сильнее,
Каждый орган – здоровее.
Нервы крепкие – стальные,
Как пружинки заводные.
Ноги-руки – все в движенье
Вот и снято напряженье
2. Постановка темы и цели урока.
Цель нашего урока: повторить изученный материал о разрядах имен прилагательных и систематизировать знания по данной теме.
- Знать: качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные, способы их образования.
- Уметь: правильно отличать разряды имен прилагательных, правильно употреблять в понять, на какие три группы делятся прилагательные, запомнить их названия, постараться научиться находить и определять прилагательные разных разрядов в тексте.
3. Повторение. Актуализация знаний
-
Прилагательное – это...
-
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
-
Прилагательные в предложении бывают:
-
Найдите строчку, в которой указаны только имена прилагательные:
а) другой, пятнадцатый, беззвучный, такой;
б) мирный, веселый, безнадежно, красивый;
в) прямой, безвыходной, искусный, городской. -
Качественные прилагательные обозначают:
а) принадлежность чего-либо лицу или животному;
б) признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;
в) признак предмета через отношение к другому предмету. -
Относительные прилагательные обозначают…
а) принадлежность чего-либо лицу или животному;
б) признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;
в) признак предмета через отношение к другому предмету -
Притяжательные прилагательные обозначают:
а) принадлежность чего-либо лицу или животному;
б) признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;
в) признак предмета через отношение к другому предмету.
4. Закрепление. Отработка умений и навыков.
1) Орфографическая диктовка с распределением прилагательных по трем столбикам. Один учащийся выходит к доске.
Холодный день, добрый человек, деревянный стол, весенний хор, золотое кольцо, утренний туман, лисья нора, сестрин подарок, красный флаг.
2) Работа по тексту
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
(И.С. Соколов-Микитов)
- Определите тип текста.
- Озаглавьте текст.
- Каковы тема и основная мысль текста?
- Выпишите прилагательные и определите разряд прилагательных.
5. Физкультминутка.
Полетели на Луну –
Руку в сторону одну.
А вторую вверх подняли,
Словно крылья замахали.
Подскочили высоко –
Вот Луна, недалеко!
Потянулись – вот она
На ладонях вся ЛУНА
3) Запись под диктовку предложения
В высоком небе мерцали бесчисленные звезды, и слабый голубоватый отблеск освещал легкую пелену тумана.
– Выделите грамматические основы.
– Составьте схему предложения.
– Объясните написание окончаний в прилагательных.
– Подберите слова для проверки написания гласных в корнях глаголов.
– Найдите прилагательное, строение которого соответствует схеме: ∩ ^ .
– Запишите два прилагательных такой же структуры (придорожный, безбрежный).
– Найдите прилагательное, обозначающее оттенок цвета.
– Разберите его по составу.
– Подберите два прилагательных с суффиксами, имеющими значение оттенка цвета (свинцовый, любимая).
4) Индивидуальная работа по карточкам
1. Вставьте пропущенные буквы.
С домашн..ми птицами, в дальн..м лесу, в син..й косынке, зимн..й пейзаж, на бирюзов..м фоне, на утренн..м морозе, летн..м вечером.