Урок физики на тему "Сила. Единицы силы. Сила тяжести". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Класс: 7.

Средства обучения: Пёрышкин А.В. «Физика 7» учебник [1]; Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9» задачник [2].

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

  • Учебная: повторение изученного материала по теме «Взаимодействие тел»; знакомство с понятием «сила»; рассмотрение природы силы тяжести.
  • Воспитательная: формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре; содействие формированию у учащихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль; воспитание аккуратности при выполнении заданий.
  • Развивающая: развитие самостоятельности мышления; умения преодолевать трудности на пути к цели; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Познавательная: стимулирование познавательного интереса к изучению физических понятий и величин.

Планируемые результаты 

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • распознавать взаимодействие тел;
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физическую величину силу
  • при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя закон всемирного тяготения;
  • решать задачи, используя действие закона всемирного тяготения.

Метапредметные (УУД):

Личностные:

  • формирование выраженной устойчиво-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • формирование навыков рефлексии.

Регулятивные:

  • самостоятельная постановка новых учебных целей и задач;
  • самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • адекватная оценка объективной трудности как меры фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;
  • осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра.

Познавательные:

  • построение логического рассуждения;
  • проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя;
  • объяснение явлений, процессов выявляемых в ходе эксперимента;
  • осуществление сравнения при самостоятельном выборе оснований и критериев для указанной логической операции;
  • установление причинно-следственных связей;
  • обобщение понятий — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому.

Связь с другими предметами: математика, астрономия.

Ход урока

Действия учителя Действия учеников УУД
1. Актуализация знаний и умений

Приветствует учащихся.

– Ребята, сегодня мы продолжаем изучение раздела «Взаимодействие тел». Чтобы продвинуться дальше в этом разделе вспомним и повторим некоторые понятия изученные нами ранее.

Что мы подразумеваем под взаимодействием тел?

– Приведите примеры взаимодействия тел.

Задаёт вопросы, направленные на проверку имеющихся знаний.

  1. Может ли тело само изменить свою скорость без действия на него других тел?
  2. Изменение скорости тела происходит …
  3. При взаимодействии двух тел разной массы…

Давайте резюмируем информацию и сделаем выводы о причинах изменения скорости тела.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

– Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют)

– Бильярдные шары, тележки при столкновении и т.п.

Отвечают на вопросы учителя.

– Не может.

– Пока действует на него другое тело

– Большую скорость приобретает тело с меньшей массой.

Формулируют выводы.

– Скорость тела изменяется под действием на него другого тела.

умение слушать и вступать в диалог (К), построение логического рассуждения (П)

2. Постановка учебной задачи

– Что же по вашему мнению является причиной изменения скорости движения тел?

– Ваши догадки недалеки от истины. Причиной изменения скорости движения тел является сила.

Давайте сформулируем цель нашего урока.

– Итак, откройте ваши тетради и запишите тему урока: «Сила. Единицы силы. Сила тяжести».

Цели нашего урока:

  • познакомиться с физической величиной – силой;
  • рассмотреть природу одной из самых ярких сил в природе – силы тяжести.

Высказывают свои предположения, обосновывают ответы

Формулируют тему, цель урока, высказывают свои предположения по ходу урока.

Записывают дату и тему урока.

самостоятельная постановка новых учебных целей и задач (Р)

3. Мотивация учебной деятельности

– Сила – очень важная физическая величина. О ней сложено немало пословиц, поговорок и песен. Давайте вспомним некоторые из них.

– Что же, вы только что убедились, какое важное место занимает понятие «сила» в русском фольклоре. А теперь давайте определим, какую роль играет сила в мире физики.

Приводят примеры пословиц, поговорок и песен, в которых встречается слово «сила».

формирование выраженной устойчиво-познавательной мотивации и интереса к учению (Л)

4. Выявление места и причины затруднения

– Часто не указывают, какое тело и как действовало на другое тело. Просто говорят, что на тело действует сила.

Почему мяч и брусок с гирей пришли в движение, а пружина сжалась?

Демонстрация. Катит по столу мяч и тянет брусок с гирей за нитку. Сжимает пружину.

– Вы правы, это произошло вследствие воздействия силы.

Демонстрация. Пружина на штативе, пластилин. К пружине подвешивается груз и она растягивается. Пластилин сжимается пальцами руки и изменяется его форма.

– Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. Какие проявления силы вы могли наблюдать в проделанном опыте?

– Приведите примеры деформаций.

-На них подействовала сила.

Записывают в тетрадь, как обозначается сила

 

 

Растяжение пружины, деформация пластилина

 

 

Приводят 2-3 примера.

проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя (П), объяснение явлений, процессов выявляемых в ходе эксперимента (П)

 

5. Построение проекта выхода из затруднения

– Запишите в тетрадях: деформация-изменение формы или размера тела.

– Теперь выясним, от чего зависит результат действия силы. Для этого вам необходимо работать в парах.

На столах у обучающихся собрана установка: на лабораторных штативах подвешены грузики на нитях (маятники).

Фронтальный эксперимент:

– Толкаем грузик легонько рукой, затем толкаем чуть сильнее.

– Толкаем грузик в одну сторону, а затем в другую.

– Исходя из результатов проведённого вами эксперимента, сделайте выводы о том, от чего зависит действие силы (действие силы зависит от ее модуля, действие силы зависит от направления)

Просит троих учеников поочерёдно подойти к двери и толкнуть её в местах обозначенных цифрами 1, 2, 3. Просит определить, кто из них приложил большую силу для открытия двери, а кто меньшую.

Просит сформулировать третью составляющую, от которой зависит действие силы (точка приложения).

Выводит на экран слайд №8. Просит записать информацию, данную на слайде, в тетрадь.

(Приложение 2)

Записывают в тетрадях определение понятия «деформация».

Разбиваются на пары.

Выполняют указания учителя по проведению фронтального эксперимента.

Делают выводы о том, от чего зависит действие силы.

Подходят к двери, поочерёдно толкают её. Определяют, кто из них приложил большую силу, а кто меньшую.

Делают предположения относительно третьей составляющей, от которой зависит действие силы.

Смотрят на слайд, записывают в тетрадь от чего зависит действие силы.

осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (К), осуществление сравнения при самостоятельном выборе оснований и критериев для указанной логической операции (П), установление причинно-следственных связей (П)

6. Физкультминутка

Давайте немного отдохнём.Включает видео на ноутбуке, выводит на проектор.

www.youtube.com/watch?v=4zVbT-bxlaw

Выполняют упражнения

 

7. Реализация построенного проекта

– Сила измеряется в Н (Ньютонах) Запишем в тетрадях: [F]=Н (Ньютон). На рисунках и чертежах силу обозначают в виде направленного отрезка. Начало его – точка приложения силы, длина его – модуль силы в заданном масштабе. (Рисунок 60 учебника).

Записывают необходимую информацию в тетрадь, смотрят на рисунок 60 в учебнике.

 

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– Выполним по вариантам задания.

По одному человеку с каждого варианта выполняют у доски (В-1 №359, В-2 № 360) [2]

– А теперь давайте проверим правильность выполнения заданий.

Выводит на проектор правильные решения задач.

По одному человеку с каждого варианта выполняют задание у доски. Остальные – на местах.

Сверяют свои решения с образцом-эталоном. Учащиеся на местах оценивают работу товарищей, выполнявших задания у доски.

самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (Р), осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра (К)

9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

– Ну, а сейчас посмотрим небольшой фильм. Вы при его просмотре должны что-то заметить. (Демонстрация фильма 1 минута). Приложение 1.

– Что вы заметили?

– Звезды, планеты, спутники притягиваются к Солнцу и друг к другу.

Притяжение всех тел во Вселенной – Всемирное тяготение.

Ньютон сформулировал закон Всемирного тяготения (качественная формулировка закона).

Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела – сила тяжести.

Запишем в тетрадь ее обозначение. Fтяж – сила тяжести.

Направлена она всегда вертикально вниз в любой точке земного шара (к центру Земли).

Картинки «Сила тяжести» показ <Рисунок 1> и <Рисунок 2>.

 

 

Высказывают свои предположения.

 

 

 

Записывают данные в тетрадь.

обобщение понятий – осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому (П)

10. Включение в систему знаний и повторения

Решение задачи 293 из [2]

Решают задачи в тетради

умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им (Р), адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия (Р) и внесение необходимых коррективов в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации (Р)

11. Информация о домашнем задании

-Запишите домашнее задание на следующий урок. § 24,25 №№ 291,292, 365 [2]

Записывают домашнее задание

 

12. Рефлексия учебной деятельности на уроке

У каждого ученика на столе набор карточек: красная, желтая и зеленая.

Нужно поднять карточку нужного цвета, ответив на высказывание учителя:

  1. Я хорошо разобрался в учебном материале и все понял – зеленая карточка;
  2. Я разобрался в материале и в основном понял – желтая карточка;
  3. Я не разобрался в материале и мало что понял – красная карточка.

Выставляет оценки, завершает урок.

Показывают учителю одну из трёх карточек, оценивают свою работу на уроке

формирование навыков рефлексии (Л)