Класс: 7.
Средства обучения: Пёрышкин А.В. «Физика 7» учебник [1]; Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9» задачник [2].
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
- Учебная: повторение изученного материала по теме «Взаимодействие тел»; знакомство с понятием «сила»; рассмотрение природы силы тяжести.
- Воспитательная: формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре; содействие формированию у учащихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль; воспитание аккуратности при выполнении заданий.
- Развивающая: развитие самостоятельности мышления; умения преодолевать трудности на пути к цели; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Познавательная: стимулирование познавательного интереса к изучению физических понятий и величин.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- распознавать взаимодействие тел;
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физическую величину силу
- при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя закон всемирного тяготения;
- решать задачи, используя действие закона всемирного тяготения.
Метапредметные (УУД):
Личностные:
- формирование выраженной устойчиво-познавательной мотивации и интереса к учению;
- формирование навыков рефлексии.
Регулятивные:
- самостоятельная постановка новых учебных целей и задач;
- самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- адекватная оценка объективной трудности как меры фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;
- осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра.
Познавательные:
- построение логического рассуждения;
- проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя;
- объяснение явлений, процессов выявляемых в ходе эксперимента;
- осуществление сравнения при самостоятельном выборе оснований и критериев для указанной логической операции;
- установление причинно-следственных связей;
- обобщение понятий — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому.
Связь с другими предметами: математика, астрономия.
Ход урока
Действия учителя | Действия учеников | УУД |
1. Актуализация знаний и умений | ||
Приветствует учащихся. – Ребята, сегодня мы продолжаем изучение раздела «Взаимодействие тел». Чтобы продвинуться дальше в этом разделе вспомним и повторим некоторые понятия изученные нами ранее. Что мы подразумеваем под взаимодействием тел? – Приведите примеры взаимодействия тел. Задаёт вопросы, направленные на проверку имеющихся знаний.
Давайте резюмируем информацию и сделаем выводы о причинах изменения скорости тела. |
Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. Учащиеся отвечают на вопрос учителя. – Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют) – Бильярдные шары, тележки при столкновении и т.п. Отвечают на вопросы учителя. – Не может. – Пока действует на него другое тело – Большую скорость приобретает тело с меньшей массой. Формулируют выводы. – Скорость тела изменяется под действием на него другого тела. |
умение слушать и вступать в диалог (К), построение логического рассуждения (П) |
2. Постановка учебной задачи | ||
– Что же по вашему мнению является причиной изменения скорости движения тел? – Ваши догадки недалеки от истины. Причиной изменения скорости движения тел является сила. Давайте сформулируем цель нашего урока. – Итак, откройте ваши тетради и запишите тему урока: «Сила. Единицы силы. Сила тяжести». Цели нашего урока:
|
Высказывают свои предположения, обосновывают ответы Формулируют тему, цель урока, высказывают свои предположения по ходу урока. Записывают дату и тему урока. |
самостоятельная постановка новых учебных целей и задач (Р) |
3. Мотивация учебной деятельности | ||
– Сила – очень важная физическая величина. О ней сложено немало пословиц, поговорок и песен. Давайте вспомним некоторые из них. – Что же, вы только что убедились, какое важное место занимает понятие «сила» в русском фольклоре. А теперь давайте определим, какую роль играет сила в мире физики. |
Приводят примеры пословиц, поговорок и песен, в которых встречается слово «сила». |
формирование выраженной устойчиво-познавательной мотивации и интереса к учению (Л) |
4. Выявление места и причины затруднения | ||
– Часто не указывают, какое тело и как действовало на другое тело. Просто говорят, что на тело действует сила. Почему мяч и брусок с гирей пришли в движение, а пружина сжалась? Демонстрация. Катит по столу мяч и тянет брусок с гирей за нитку. Сжимает пружину. – Вы правы, это произошло вследствие воздействия силы. Демонстрация. Пружина на штативе, пластилин. К пружине подвешивается груз и она растягивается. Пластилин сжимается пальцами руки и изменяется его форма. – Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. Какие проявления силы вы могли наблюдать в проделанном опыте? – Приведите примеры деформаций. |
-На них подействовала сила. Записывают в тетрадь, как обозначается сила
Растяжение пружины, деформация пластилина
Приводят 2-3 примера. |
проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя (П), объяснение явлений, процессов выявляемых в ходе эксперимента (П)
|
5. Построение проекта выхода из затруднения | ||
– Запишите в тетрадях: деформация-изменение формы или размера тела. – Теперь выясним, от чего зависит результат действия силы. Для этого вам необходимо работать в парах. На столах у обучающихся собрана установка: на лабораторных штативах подвешены грузики на нитях (маятники). Фронтальный эксперимент: – Толкаем грузик легонько рукой, затем толкаем чуть сильнее. – Толкаем грузик в одну сторону, а затем в другую. – Исходя из результатов проведённого вами эксперимента, сделайте выводы о том, от чего зависит действие силы (действие силы зависит от ее модуля, действие силы зависит от направления) Просит троих учеников поочерёдно подойти к двери и толкнуть её в местах обозначенных цифрами 1, 2, 3. Просит определить, кто из них приложил большую силу для открытия двери, а кто меньшую. Просит сформулировать третью составляющую, от которой зависит действие силы (точка приложения). Выводит на экран слайд №8. Просит записать информацию, данную на слайде, в тетрадь. |
Записывают в тетрадях определение понятия «деформация». Разбиваются на пары. Выполняют указания учителя по проведению фронтального эксперимента. Делают выводы о том, от чего зависит действие силы. Подходят к двери, поочерёдно толкают её. Определяют, кто из них приложил большую силу, а кто меньшую. Делают предположения относительно третьей составляющей, от которой зависит действие силы. Смотрят на слайд, записывают в тетрадь от чего зависит действие силы. |
осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (К), осуществление сравнения при самостоятельном выборе оснований и критериев для указанной логической операции (П), установление причинно-следственных связей (П) |
6. Физкультминутка | ||
Давайте немного отдохнём.Включает видео на ноутбуке, выводит на проектор. www.youtube.com/watch?v=4zVbT-bxlaw |
Выполняют упражнения |
|
7. Реализация построенного проекта | ||
– Сила измеряется в Н (Ньютонах) Запишем в тетрадях: [F]=Н (Ньютон). На рисунках и чертежах силу обозначают в виде направленного отрезка. Начало его – точка приложения силы, длина его – модуль силы в заданном масштабе. (Рисунок 60 учебника). |
Записывают необходимую информацию в тетрадь, смотрят на рисунок 60 в учебнике. |
|
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ||
– Выполним по вариантам задания. По одному человеку с каждого варианта выполняют у доски (В-1 №359, В-2 № 360) [2] – А теперь давайте проверим правильность выполнения заданий. Выводит на проектор правильные решения задач. |
По одному человеку с каждого варианта выполняют задание у доски. Остальные – на местах. Сверяют свои решения с образцом-эталоном. Учащиеся на местах оценивают работу товарищей, выполнявших задания у доски. |
самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (Р), осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра (К) |
9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | ||
– Ну, а сейчас посмотрим небольшой фильм. Вы при его просмотре должны что-то заметить. (Демонстрация фильма 1 минута). Приложение 1. – Что вы заметили? – Звезды, планеты, спутники притягиваются к Солнцу и друг к другу. Притяжение всех тел во Вселенной – Всемирное тяготение. Ньютон сформулировал закон Всемирного тяготения (качественная формулировка закона). Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела – сила тяжести. Запишем в тетрадь ее обозначение. Fтяж – сила тяжести. Направлена она всегда вертикально вниз в любой точке земного шара (к центру Земли). |
Высказывают свои предположения.
Записывают данные в тетрадь. |
обобщение понятий – осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому (П) |
10. Включение в систему знаний и повторения | ||
Решение задачи 293 из [2] |
Решают задачи в тетради |
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им (Р), адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия (Р) и внесение необходимых коррективов в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации (Р) |
11. Информация о домашнем задании | ||
-Запишите домашнее задание на следующий урок. § 24,25 №№ 291,292, 365 [2] |
Записывают домашнее задание |
|
12. Рефлексия учебной деятельности на уроке | ||
У каждого ученика на столе набор карточек: красная, желтая и зеленая. Нужно поднять карточку нужного цвета, ответив на высказывание учителя:
Выставляет оценки, завершает урок. |
Показывают учителю одну из трёх карточек, оценивают свою работу на уроке |
формирование навыков рефлексии (Л) |