Урок-ярмарка "Народные художественные промыслы России"

Разделы: География, Краеведение


Эпиграф к уроку:

«Работа хороша, если в ней польза и душа.
Не то дорого, что красно золото,
а то дорого, что мастера доброго».

Цели  урока:

  • Познакомить учащихся с народными художественными промыслами – неотъемлемой частью общемировой культуры.
  • Показать их художественную ценность, технику и технологию производства некоторых из них.
  • Показать связь народного промысла с природой, бытом, традициями той местности, где они зарождались и создавались.

Оборудование:

Набор изделий из хохломы, жостовские подносы, павловские шали, русские сарафаны, матрёшки, палех, гжель, самовары, гармонь, тульский пряник.

ХОД УРОКА

Учитель: Народные художественные промыслы развиты во многих районах нашей страны. Они имеют народнохозяйственное значение и занимают значительное место в экспорте страны.
Происхождение народных промыслов, как правило , обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев базируются на местных природных ресурсах.
Народные промыслы – важный элемент культуры и быта населения. И сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, ведь на одном уроке невозможно рассказать обо всём их многообразии.
А где как не на ярмарке мы можем увидеть продукцию мастеров – умельцев.

Ведущий:

Народ честной, почтенные горожане,
На берег крутой выходите с нами
Там игрище да веселище –
Начинается ярмарка.
Эй, вы, гости – господа,
Долго ль ехали сюда
Ладно ль за морем иль худо?
Есть ли в вашем крае чудо?

Гости из Хохломы: Привезли мы чудо вещи хохломы. (демонстрируются изделия из хохломы по мере рассказа) «Золотая роспись деревянной посуды появилась на Руси сравнительно давно – в 16 веке. Промысел был основан в лесном Заволжье. Большое значение для Заволжья имела Волга – главная торговая магистраль. На её берегах устраивалась знаменитая ярмарка, на которую привозили товары с севера и юга России, с Украины, Урала, Сибири, Азии. Главным центром был Нижний Новгород.
Заволжские мастера расписывали бытовые предметы, но никто не относился к ним как к произведению искусства. Мастера делали различную посуду по форме и размеру. В чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, состоящей порой из трёх поколений. Не случайно на одной из них, около полуметра в диаметре, дан соответствующий наказ «Неси и не плещи». В государственном историческом музее хранится чаша для бурлаков высотой в 20, а в диаметре 62 см. Блюда делались плоскими, они были праздничной посудой. В них подавали блины,  рыбу, пироги. Больше всего требовалось ложек. Миска и чашка были общей посудой, без своей же персональной ложки не мог обойтись ни один человек. Поэтому и возделывали их тысячами тысяч. Только в одном 1672 году и только на Устюжинский рынок было привезено 92 тысячи.
Самой почётной на столе была солоница. В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. «Хлеб соль ешь, а правду режь» – говори одна. «Без соли без хлеба – худая беседа» – говорит другая. Среди празднично утвари выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки.
(демонстрирует большую чашу)
Знакомый трёхпалый мохнатый листик, трогательная звёздочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она – маленькая капелька лесной сладости – земляничка. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, ежевику, крыжовник, чёрную и красную смородину,  рябину.
Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском. Золотистый, красный и чёрный – такое сочетание цветов мы можем встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Для «хохломы» эти цвета особенно важны: красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту, а чёрный усиливает его сияние.

Ведущий: А сейчас мы послушаем песню «Наша Хохлома» муз. Ю. Чичкова слова П.Синявского.

Хохломская роспись алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы
Рощи-перелески, шёлковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы той сарафан парчовый
По волнам узоров яхонты горят
Что за чародеи хохлому одели
В этот несказанно праздничный наряд.

Роспись хохломская, словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес на чудесней наша Хохлома.

Ведущий: Привлекательны на нашей ярмарке сарафаны и платки. Где же такие делают?

Учащиеся в национальных костюмах:

На Руси не существовало единого «русского» костюма. За сотни лет в разных концах земли русской сложились свои особенности в одежде, и люди твёрдо придерживались местных традиций. Но наиболее чётко различались по своему внешнему виду одежда жителей южных степных районов и лесов Севера.
Так хорошо знакомый каждому сарафан носили во всех районах севернее Москвы. Из чего же шилась одежда? Главным образом из холстов и шерсти. Зимняя – из овчин простой выделки. Большинство крестьянских костюмов, сохранившихся в деревенских сундуках наших бабушек, сшиты из домотканых тканей. Для этого использовали льняные, конопляные и шерстяные нитки. Смотришь сейчас на любую вещь – сарафан, юбку, рубаху и только удивляешься, как аккуратно, прямо сложены стежки, как красиво и туго собраны сборки. Всё ловко и крепко, не распороть! Да и как же иначе. На гулянье девушку, в небрежно сделанном наряде, осудят женщины сидящие в сторонке и наблюдающие за весельем молодых. Обязательно одна из них заметит: «Худа швея как шила, криво, ведь!»
Ученица в платке на плечах:
В русском народном искусстве сложились определённые традиции художественного оформления каждой детали женского костюма. Разнообразны были головные уборы. С давних времён придавалось большое значение платкам, которые часто надевали поверх одежды и носили на плечах. Такой стиль одежды был известен с 19 века. По традиции платок – самый дорогой подарок, украшение женщины.
Производство шерстяных и полушерстяных шалей организовали в Павловском  Пасаде под Москвой. В орнаменте Павловских платков – мотивы пышных букетов из садовых цветов, чаще всего роз. Яркие зелёные листья дополняли цветы. Цвет фона – чёрный, красный, зелёный, бордо, васильковый, белый. Основная композиционная нагрузка приходилась на кайму, угол платка.

Учитель: На любой ярмарке всегда звучит музыка, частушки. Люди гуляют и отдыхают. И мы с вами послушаем весёлые частушки о платках.

Вы подружки мои, в стороне не стойте,
А частушки про платки веселее пойте.
На платочке два цветочка – голубой да синенький.
Про любовь никто не знает, только я да миленький.
Повяжу платок я туго, чтобы ветер не порвал.
Поведу машину лугом, чтобы милый увидал.
Нынче красненький платочек на кудрях своих ношу,
На кого взгляну разочек –  вмиг того приворожу.
Супостаточка моя в беленьком платочке
Перед милым вертится, как юла на кочке.

Ведущий: А вот купцы из Палеха. Чем же славится этот край?
(демонстрируется шкатулка)
Всемирно известные расписные шкатулки рождаются в обыкновенном селе Палех. Шкатулки полишан известны всем. И нет нужды говорить об умении тончайшими средствами превратить бумажную коробку в драгоценность.
Народные сказки, картинки быта, родная природа, моменты нашей истории – на всё полишанин умеет  посмотреть через волшебное стёклышко самородного мастерства. Такими миниатюрами украшают в Палехе чёрные лаковые шкатулки, пудреницы, портсигары. В 19 веке в Палехе была распространена иконопись. На её основе и возникла чернолаковая миниатюрная живопись

Учитель: А сейчас послушайте песню «Палех»

Плещут звёзды в мерцающих далях
Светится снег, хоть в ладони бери
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отсветах зари.

Краски играли и в душу запали
Русским напевом заслушался мир
Сколько кудесников вырастил Палех
Сколько диковин красою затмил.

Солнце в шкатулке хранится
Не увядает старинный секрет
Кисти взлетают как крылья жар-птицы
Палех рисует России портрет.

Ведущий: А сейчас отгадайте загадку:

8 кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут их…(матрёшками)…зовут

Вот ещё матрёшки есть, что не можно глаз отвесть. Посмотрите выставку матрёшек, что привезли нам купцы из Сергиева Пасада.
Гости: Мы приехали к вам из Сергиева Пасада, знаменитого своей Троице Сергиевой Лаврой..Историческая родина матрёшки – Индия, Китай, Япония. Около 100 лет назад японская народная игрушка Дарума-кукла – неваляшка попала в Россию. Художники сделали похожую очертаниями на Даруму – куклу-матрёшку, русскую девушку в сарафане. С 1890 года началось массовое производство матрёшек.
Прелесть русской расписной матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Внутри каждой матрёшки помещены 3, 4, 5, 7, 11, а иногда и больше вложенных одна в другую, постепенно уменьшающихся матрёшек. Выточенная матрёшка расписывается от руки масляными, гуашевыми красками и покрывается лаком. Матрёшка – яркая, лаконичная, с прекрасным букетом роз.

В Дымково любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные, и лепили там из глины.
Все игрушки непростые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.

Дымковская игрушка – уникальное явление в русском искусстве. Техника изготовления дымковской игрушки не очень сложна. Лепится она из простой красной глины, обжигается, покрывается меловым грунтом. По белому фону игрушка расписывается анилиновыми красками, разведёнными на молоке.  Цвета этих красок поражают своей силой, праздничностью. Яркая малиновая, жёлтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментом в виде точек, кружков, клеточек, зубцов. Иногда поверх узора налепляются кусочки сусального золота, придающего игрушкам большую нарядность. Так как зарождение промысла связано с древним народным праздником свистунья, то наиболее популярными раньше были свистульки в идее коней, всадников, коров, птиц. Кроме свистулек, мастерами изготавливаются дамы, кавалеры, кормилицы, няни, модницы, встречаются композиции изображающие народные гуляния, праздники.

Стихотворение  «Вятские припевки»

Ой, дамы, игрушки вятские
Щеголихи слободские
Ой, да мы, пройдём по ярмарке,
Наши руки крендельками,
Щёки – будто яблоки.
Мы повсюду славимся
Ой, да мы и вам понравимся
И на нас не наглядятся
Дымковские барыни.

Ведущий: А вот купцы из Подмосковной Гжели, которая славится на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором ещё М.В. Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходни».

Куццы:

А мы, ребята гжельские,
Известны на Руси.
Керамикой чудесною –
У каждого спроси.

Уже в 17 веке наши мастера славились гончарными изделиями. Гжель – это название посёлка в 60 километрах от Москвы и одновременно собирательное название целого района Московской губернии, где с давних пор было повсеместно развито керамическое мастерство. Названия деревень сходны – Гжель, Агжель, Огжель. В них заложен определённый смысл – жечь, обжигать. Впервые местечко Гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Колиты в 1328 году. К середине 17 века относятся первые сведения о Гжели как местности, богатой хорошими глинами. По указу Алексея Михайловича крестьяне Гжельской волости поставляли глины в Москву. Роспись по форфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичной для мастеров Гжели. Крупные, сочные пятна цветов, бутонов сочетаются с тонкими, плавно изогнутыми стеблями. Подглазурная роспись золотом по кобальту графична по своему строю, образует тонкий узор на тёмно – синем фоне кобальта.
Ведущий: А сейчас послушаем песню «Незабудковая Гжель»

Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий
Эхо мелодий слышится
И светлеет вода родниковая
Расцветает Гжель васильковая.

Рядом с осинами в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках
Синие зори и синие птицы
С этой красой ничто не сравнится.

Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы вместили анютины глазки
Льётся узор под рукой мастерицы
Чтобы нигде он не мог повториться.

Ведущий: Свои товары привезли тульские купцы.
Вот самовар – для Тулы он гордость особая. Известно, что первая самоварная фабрика в Туле была основана в 1778 году. Сейчас же самовары проникли во все уголки России, принеся известность тульским мастерам. На всемирных и всероссийских выставках они получили более 20 наград. Видное место на Всемирной Парижской выставке в 1889 году заняли самовары братьев Шемариных. И сейчас в Туле живут и трудятся самоварных дел мастера Завод «Штамп» выпускает самовары жаровые, электрические ёмкостью от1,5 до 45 литров. Даже серийный самовар всегда служит украшением квартиры. Но особенное мастерство тульских самоварщиков проявляется в самоварах сувенирных, штучных, подарочных.
Не менее популярны  тульские пряники. Они не только вкусны, но и красивы. Сделать пряничную доску – непростое искусство, пришедшее к нам из далёкого прошлого. Жаль, что на хранящихся в областном краеведческом музее пряничных досках не стоят фамилии их создателей.
 Самовар, пряник – это праздник.  А если за столом ещё и гармонист, да в руках у него тульская гармонь или тульский баян – это праздник вдвойне. Тула – родина первой хроманической гармони, которая стала прообразом баяна. Создал её музыкант – самородок, гармонист и дирижёр Николай Иванович Белобородов. Это было в 1870 году. Сегодня  тульское объединение «Мелодия» продолжает традиции старых мастеров и выпускает разнообразные гармони и баяны как для любителей, так и для профессионалов.

Стихотворение «Летит напев гармоники»
В речке серебристая лунная дорожка –
Словно мостик тянется с берега на плёс.
Тишина вечерняя слушает гармошку,
Повторяет песню на кончиках звёзд.

Летит напев гармоники, колышет лёгкий ветер,
Летит напев гармоники, ласкает тёплый вечер.
Кружит над полюшком песенка гармошки.
Заплетает зорюшку в русый лён косы.
Шепчется гармоника с ветками берёзок
Подбирает тихую музыку лесов.

Ведущий: Тут ещё подносы есть, что не можно глаз отвесть.

1. К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, там, где распустившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово, широко известное ныне как один из крупных центров русского народного искусства. Славу Жостову создали расписные лаковые подносы, которые уже более полутораста лет. Изготавливают его искусные мастера.

2. Вот поднос. Перед вами букет цветов свободно положенный на блестящий лаковый фон.. Два – три крупных цветка – роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, окружались росписью более мелких цветков и бутончиков, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой травкой. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности. Глядя на этот поднос, так и хочется сказать:

«Их видимо-невидимо
Не сосчитаешь их
И кто их только выдумал
Весёлых, озорных.

Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса обрамлённый по борту мелким золотистым узором.

3. Жостовские художники прекрасно чувствовали красоту живой природы и передавали её  специфическим языком своего искусства – гармонией ярких красок, усиленных блеском лакированного фона, выразительностью кистевого мазка: то нежного и певучего, то сильного и стремительного. Очень популярны подносы и в наше время. В современных интерьерах их часто используют, как красочные настенные панно, привлекающие своей солнечной красотой, обаянием рукотворности, творческой индивидуальности мастера. Жостовские подносы ценятся не только на своей родине, но и далеко за её пределами. Они постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, вызывая неизменный интерес посетителей. Их охотно покупают в разных странах.

Чтец: Стихотворение  П.Синявского

От полей, от берёзок русских
Взял начало русский талант
И в Архангельских сёлах, и в Курских,
Как бесценный хранится клад.
На окошках резные какошники,
А на печках – ковры изразцов.
Здесь от века познали художники
Мудрость дедов своих и отцов.
Каждый день настоящий мастер
Создавать чудеса готов.
Скачут кони хрустальной масти,
Льётся запах разных цветов,
лето кружится вышивкой пёстрой
По лужайке льняного холста.
У большого таланта есть сёстры –
красота, простота, доброта.
К самым тонким оттенкам природы,
К самым сочным краскам земли
Прикоснулись руки народа
И секрет волшебства нашли.
Все красоты родных просторов
Чудеса мастеров таят…
В светлой музыке русских узоров
Расцветает русский талант.
(Исполняется песня  «Заповедная старина»)
Где плывут соловьиные трели
По раздольям полей и садов
Есть у русской земли
Ожерелье белокаменных городов
Здесь узорные стены и роспись палат
Рождены воспевать богатырский талант.

Славный Новгород, мудрый Владимир
Гордый Суздаль, Великий Ростов
Мы с любовью глядим на седины белокаменных городов.
Здесь славянская вязь теремов
Словно древний былинный рассказ гусляров.

Пусть красой многоглавой блистая
По задумчивым волнам широт
Вдаль плывёт лебединая стая белокаменных городов
Здесь художник по имени русский народ
Создаёт чудеса несравненных красот.

Как весна красотою полна
Как заздравная песня звучна
Наша русская, наша светлая
Заповедная старина.

Учитель: Отговорила, отпела наша ярмарка. Я думаю, что то, с чем вы познакомились на ней, не забудется никогда. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами, служат непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в жизнь как необходимые предметы. Всё многообразие народных промыслов невозможно было представить на одном уроке. Это была не последняя ярмарка. На следующей  представят свои произведения мастера:

  • камнерезного промысла с Урала;
  • кружевоплетение – Липецкая область;
  • народная вышивка – Ивановская область;
  • гончарство (кроме гжели)
  • промыслы, сложившиеся на основе льна – гипюрная вышивка;
  • ручное ткачество;
  • резьба по кости – Архангельская область и Север Сибири;
  • русская финифть;
  • народно – прикладное искусство Дагестана (Кубачи)

Домашнее задание: нанести на контурную карту центры народных промыслов.