Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшей возрастной группы с ОНР "В гостях у Зимушки-зимы"

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • закрепить представления  о  зиме  и её  приметах;
    • уточнить, расширить  и активизировать  словарь по теме «Зима»;
    • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными  в  роде  и  числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных  суффиксов).
  • Коррекционно-развивающие:
  • учить подбирать  однокоренные слова;
    • развивать  диалогическую  речь;
    • развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование  самостоятельности, инициативности  и  навыков сотрудничества.

Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима», магниты, снежинки, полоса со стрелками, демонстрационный снеговик, конверты с плоскостными частями снеговика, карточка  с изображением частей снеговика, магнитофон.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Придумано кем-то
Просто и  мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро солнцу и птицам.
– Доброе утро  улыбчивым лицам!
Дети  собирают общую разрезную  сюжетную  картинку (зимние развлечения детей).
Логопед:  Как вы думаете, о чём мы сегодня  будем говорить на занятии?

2. Основная  часть

Сообщение темы занятия.

Логопед: Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-зиме.
– Что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем»  зимнюю картину.

Игра «Художники»

 столе разложены предметные и сюжетные  картинки, связанные с зимой (снежинка, Дед Мороз, снеговик и т.д.). Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и рассказывают о ней.

Игра «Кто больше слов придумает»

Логопед: Как  вы думаете,  без чего не бывает зимы?

– Какой  бывает снег?
Подумай, называй.
Своё словечко  быстро
Снежинкой отмечай!

Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку.
(Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)

Логопед:  Что делает снег?
Попробуй сказать.
Все стрелочки – действия
Прошагать.
На доске  висит полоска, на  которой  нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя  слово-действие, передвигает  магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)

Игра «Закончи предложение» (слова-антонимы).

Логопед: Я предлагаю вам отправиться  на  прогулку.
Давайте одеваться  и  поиграем в игру
У меня большие перчатки, а у вас маленькие.

Длинные  сапоги
Тонкий свитер
Широкий шарф
Чёрные валенки
Сухие варежки

– Ой, холодно в зимний морозный  день на улице! Давайте мы с вами поиграем, согреемся   и отдохнем!

Музыкально-речевая игра «Ветерок»  (слова, музыка и композиция движение  Гусевой Л.Б.).

Прилетел  ветерок,                         Плавные движения рук влево-вправо  над голо-
Прилетел  на  денёк.                       вой
Нас  погладил  ласково  рукой.     Поворачиваясь влево-вправо, гладят друг друга
Оглянулся  вокруг,                         Поворачивают голову влево-вправо   и                
Улыбнулся  и  вдруг                       улыбаются
Закружился в пляске  озорной.     Повороты вокруг себя

А мы  надели  лыжи                       Имитация ходьбы на лыжах
И  встали  на  коньки.                    Имитация катания на  коньках
Играем, играем                               Имитация лепки снежков и бросков их.
В пушистые  снежки.

 

Упражнение  «Узнай по частям»

 На наборное полотно вывешивается карточка  с  изображением частей снеговика.
– Как вы думаете, что  получится, если правильно  собрать все эти части?

Игра  «Составь  снеговика».

Логопед  помещает на доске снеговика.

– Дети, у вас  на столах лежат конверты. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.

Игра  «Большие и маленькие».

– Чем отличаются снеговики?
– Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а  вы про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково.

У большого снеговика красный нос.
У маленького снеговичка красненький носик.
Чёрные глаза
Лохматая метла
Зелёное ведро
Длинный шарф.
 
Дидактическая игра «Подскажи словечко»

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай­те поиграем  с этим словом. Логопед  читает стихотворение, а дети добавляют слова, свя­занные со  словом  «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)

С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)

На  посёлки, на  лужок
Все  снижается ... (Снежок.)

Вот  веселье  для  ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)

Все  бегут  вперегонки,
 Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)

3. Итог занятия, оценка  деятельности детей

Литература:

1. Г.А.Киселёва «Книжка – учишка» изд-во « Книголюб», 2008 г.
2. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» изд-во «Детство-Пресс», 2009
3. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет», изд-во «Сфера», 2006.