Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы: мультимедиа сопровождение, шаблоны развертки прямоугольной коробки, карточки самооценки, картон, простой карандаш, линейка (30 см), ножницы, клей.
Цель урока: Изготовить прямоугольную коробку на основе развертки с использованием построений прямоугольника от двух прямых углов. | |||
Задачи: учебные
развивающие
воспитательные
|
|||
Основное содержание темы, термины, понятия | Понятие “развертка”, “линии чертежа”. Разнообразие линий чертежа, их назначение. Способы построения прямоугольника от прямого угла. Особенности построения прямоугольных разверток. | ||
Планируемый результат | |||
Предметные умения | Метапредметные УУД | ||
Рассматривать графическую инструкцию о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов. Упражняться в построении прямоугольника от двух прямых углов. Ознакомиться с условными обозначениями, принятыми в простейшей технической документации. Решать задачи на мысленную трансформацию объёмной формы в плоскую развёртку. Выполнять расчётно-измерительные и вычислительные задания. Выполнять построение прямоугольной развёртки от двух прямых углов в соответствии с чертежом. | Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Социальные:
|
||
Организация пространства | |||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
математика, окружающий мир. | Фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая. Беседа, слушание, наблюдение, подводящий диалог, практическая деятельность, самостоятельная работа. |
ИКТ (презентация) (ПРИЛОЖЕНИЕ) Шаблоны развертки прямоугольной коробки Карточка “Самооценка” |
|
Тип урока | Комбинированный | ||
Вид урока: | Урок теоретического и практического исследования |
Технологическая карта урока
Технология проведения (этапы, цели) |
Деятельность учителя | Форма организации взаимодействия | Деятельность учащихся | Формирование компетентностей (УУД) |
I этап.
Организационно-мотивационный Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, для реализации личностного потенциала; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок. |
Проверить готовность учащихся к
уроку. (СЛАЙД 2) Беседа с мультимедиа сопровождением. 1.Назовите изображенные фигуры (СЛАЙД 3) (Предположительный ответ: квадрат, круг, прямоугольник, овал) 2.Разделите фигуры на две группы (Предположительный ответ: 1 группа – квадрат, прямоугольник 2 группа – круг, овал) 3. Что объединяет фигуры в группах? (СЛАЙД 4) (Предположительный ответ: 1 группа – строятся при помощи линейки 2 группа – невозможно построить при помощи линейки) |
Фронтальная | Прочитывание вопросов, зачитывание
вслух (1 ученик), просматривание изображений Отвечают на вопросы, обобщают ответы. |
Коммуникативные: слушают друг
друга, вступают в речевое общение. Предметные: воспроизводят ранее полученные знания в характеристике изображений. |
II этап. Актуализация знаний Цель: работа с информацией, актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, систематизация и обобщение знаний, мотивация на целеполагание. |
- Как мы определим тему нашего
урока? Сегодня мы будем учиться строить прямоугольник при помощи линейки. - Что нам необходимо знать, чтобы построить прямоугольник, подобный заданному? (Предположительный ответ: размеры прямоугольника) -Определите, где у данного прямоугольника длина, а где ширина? (СЛАЙД 5) УПРАЖНЕНИЕ: определите длину и ширину заданных прямоугольников. (СЛАЙД 6) |
Фронтальная | Отвечают на вопросы, обобщают
информацию, формулируют определение. Выполняют задание. Обобщают, отвечают на вопросы. |
Коммуникативные: строят
монологическое высказывание; активно слушают
одноклассников и учителя. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. |
III этап. Фиксация затруднения,
целеполагание Цель: формировать умение ставить цели, фиксация индивидуального затруднения, формулирование собственного мнения и его аргументация. |
ЗАДАНИЕ: На листе картона построить прямоугольник заданных размеров. -Какую ширину и длину имеет заданный прямоугольник? (Предположительный ответ: длина – 23 см, ширина – 18 см) -Какие инструменты необходимы для выполнения задания? (Предположительный ответ: линейка длиной более 20 см) (СЛАЙД 8) -Что вам мешает справиться с заданием? (Предположительный ответ: мы не умеем размечать прямоугольник) -Как мы определим цель сегодняшнего урока? Что нам необходимо узнать, чтобы справиться с заданием? (Предположительный ответ: способы построения прямоугольника с заданными размерами при помощи линейки) (СЛАЙД 7) |
Фронтальная беседа | Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в обсуждении. | Личностные: понимают значение
знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют выводы. Регулятивные: анализ объекта |
IV этап. Открытие нового знания,
построение проекта выхода из затруднительной
ситуации Цель: формировать навык практической деятельности, развивать учебно-познавательную мотивацию, включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. |
-Как правильно расположить лист
картона, чтобы построить на нем прямоугольник
заданных размеров? (Предположительный ответ: вертикально) (СЛАЙД 7) Выполнение практических действий, направленных на выполнение задания. Обобщение результатов выполненной работы: -Каких размеров прямоугольник мы с вами получили? (Предположительный ответ: прямоугольник длиной 23 см и шириной 18 см) (СЛАЙД 14) -Сформулируйте правило: как построить при помощи линейки прямоугольник заданных размеров? |
Фронтальная дискуссия с
одновременным выполнением учебных действий. Демонстрация приемов работы и индивидуальная практическая работа учащихся (СЛАЙД 9-13) Фронтальная беседа |
Слушание объяснений учителя и
рассматривание изображений. Сопоставление
слуховой и зрительной информации, формулировка
выводов. Активное использование известного и
формирование нового знания на этой основе. Формулирование правила последовательного выполнения действий. |
Социальные: анализируют личный
опыт, сопоставляют его с опытом одноклассников. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности. Познавательные: имеют способность к аналитическому познанию мира, осуществляют отбор существенной информации. Коммуникативные: активно участвуют в диалоге, дискуссии, обсуждая проблемные вопросы и выдвигая предположения. |
V этап. Закрепление
изученного с элементами открытия нового знания в
практической деятельности учащихся Цель: формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; уверенность в своих знаниях; показать возможности использования новых знаний и умений. |
-Чем отличается полученный нами
прямоугольник от изображенного? (Предположительный ответ: прямоугольник на слайде имеет разные по начертанию линии) (СЛАЙД 15) -Как называются линии, выполненные на прямоугольнике? (Предположительный ответ: прямая линия, штрихпунктирная линия) (СЛАЙД 16) (Знакомство с понятием “линии чертежа”, их назначением) |
Фронтальная беседа | Участвуют в обсуждении проблемных
вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Личностные: формируют
навыки индивидуальной деятельности. Познавательные: осуществляют деятельность по сопоставлению выполненных действий и заданного образца. Коммуникативные: проявляют навыки общения в процессе фронтальной работы, умения выдвигают свои варианты выполнения работы, доказательства. |
ЗАДАНИЕ 1: найдите линии чертежа на
изображении и объясните, что они обозначают. - Как вы думаете, что мы получим, если выполним действия в соответствии с линиями чертежа? (Предположительный ответ: мы получим коробку) (СЛАЙД 17) -Как из плоского прямоугольника получается объемная коробка? (Знакомство с понятием “развертка”) ЗАДАНИЕ 2: определите соответствующие части на коробке и развертке. (СЛАЙД 18) |
Фронтальная работа с медиа ресурсами – чтение чертежа, анализ изображения. | Выполняют задание, высказывают
предположения, обобщают. Демонстрируют свои выводы на изображении. Формулируют определение. |
||
ЗАДАНИЕ 3: измерьте, чему равны
боковые стороны коробки. (Предположительный ответ: боковая сторона коробки равна 4 см) (СЛАЙД 19) |
Индивидуальная работа с шаблонами разверток | Работают с шаблонами разверток: выполняют измерения в соответствии с заданием. | ||
ЗАДАНИЕ 4: построить линии
развертки на прямоугольнике (СЛАЙД 20-21) -Что мы с вами сейчас выполнили? Как называется теперь наш прямоугольник? (Предположительный ответ: построили развертку прямоугольной коробки с заданными размерами) -Какие действия необходимо выполнить на развертке, чтобы можно было сложить коробку? (Предположительный ответ: выполнить разрезы и сгибы по соответствующим линиям чертежа) (СЛАЙД 22) |
Индивидуальная практическая работа
учащихся Фронтальная беседа |
Выполняют практические действия в соответствии с заданием. | ||
ЗАДАНИЕ 5: выполнить на развертке
необходимые действия в соответствии с линиями
чертежа ЗАДАНИЕ 6: выполнить сборку коробки (СЛАЙД 23-24) |
Индивидуальная практическая работа учащихся | Отвечают на вопросы, анализируют результаты практической деятельности. | ||
VI этап. Первичное закрепление (с
проговариванием) Цель: формировать самостоятельность, развивать у обучающихся нестандартное мышление. |
ЗАДАНИЕ: определите (рассчитайте),
какого размера прямоугольник необходимо
построить для изготовления коробки с новыми
размерами. (СЛАЙД 25) -Для чего мы можем использовать полученное на уроке изделие – коробку? (Предположительный ответ: для хранения различных предметов, как подарочную упаковку) -Что необходимо еще выполнить, чтобы наша коробка выполняла функции упаковки? (Предположительный ответ: необходимо выполнить крышку к данной коробке) -Какие размеры должна иметь крышка для данной коробки? -Можем мы по нашим размерам выполнить крышку для коробки? (Предположительный ответ: крышка должна быть по размерам немного больше коробки) ЗАДАНИЕ: рассчитайте размеры прямоугольника для изготовления развертки крышки коробки. |
Фронтальная работа с презентацией. | Осуществляют действия расчета по заданию, анализируют результаты своих действий, сопоставляют полученные личные результаты с результатами других учащихся. | Познавательные: находят
варианты решения художественно-творческой
задачи. Регулятивные: планируют и грамотно осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
VII этап. Домашнее задание | Изготовить крышку для коробки, выполненной на уроке. | |||
VIII этап. Рефлексия учебной
деятельности (итог урока) Цель: формирование умения самооценки, анализа выполненной работы; формирование навыка подвести итог проделанной работе, наметить способы исправления ошибок; построение перспектив дальнейшего обучения. |
- Назовите новые понятия, с
которыми познакомились на уроке? (Предположительный ответ: “развертка”, “линии чертежа”) -Какие новые действия вы выполняли на уроке? (Предположительный ответ: выполняли измерения и построения при помощи линейки, читали чертеж, определяли назначение линий чертежа). |
Фронтальная беседа | Отвечают на вопросы, анализируют результаты своей деятельности и действий одноклассников. | Личностные: осуществляют
анализ и самооценку личных результатов и
достижений, корректировку своих действий и
устремлений в соответствии с полученным
результатом. Коммуникативные: участвуют в обсуждении результатов работы, высказывают суждения о соответствии целей, действий и результатов, предлагают варианты корректировки совместных действий; активно взаимодействуют с участниками учебного процесса. Социальные: анализируют полученный опыт деятельности и общения. |
-Где вы можете использовать
полученные знания и умения? ЗАДАНИЕ: заполните листы самооценки. |
Заполняют листы самооценки, анализируют свою деятельность на уроке (самостоятельно) |