Веселая Вологодская ярмарка (старший дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Краеведение, Патриотическое воспитание


Цель: способствовать закреплению и обобщению знаний детей о народных промыслах Вологодского края.

Задачи:

  • способствовать формированию интереса к труду народных мастеров и воспитанию уважения и бережного отношения к изделиям мастеров;
  • ввести ребенка в мир истории и культуры родного края;
  • способствовать приобщению к традиционной русской культуре на основе использования фольклора (песни, пословицы, народные игры);
  • поддерживать эмоциональный отклик на музыкальное сопровождение;
  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости.

Предварительная работа:

  • посещение выставок музея краеведения детского сада «Наши Истоки»: «Посудная лавка», «Морозные узоры русского севера», «Волшебная ниточка», «Деревянная игрушка», «Берестяное лукошко», «Звонкие колокольчики», «Промыслы родного края»;
  • просмотр мультимедийных презентаций; «Самовар – самоварыч», «Северная чернь», «Вологодское кружево», «Белозерье»;
  • слушание русских народных песен, авторских, потешек, попевок
  • рассматривание репродукций из книги «Народные художественные промыслы Вологодской области»
  • чтение и заучивание стихотворений о Вологде авторов Т.Петуховой, А.Медведской, К. Большаковой, А. Яшина, В. Белова, Н.Рубцова;
  • беседы о русском быте, традициях семьи, традициях дела, традициях праздника, рассуждения о смысле пословиц;
  • рисование вологодского кружева, Глубоковской росписи;
  • встреча с интересными людьми: кружевницей – Белановой Н.Н, мастером на все руки – Скворцовой В.Г, мастерицей хлебопечения – Судмалис Т.С, вышивальщицей – Зайцевой Л.К.;
  • оформление уголка родного края в групповой комнате;
  • посещение музеев нашего города вместе с родителями;
  • разучивание хороводных игр.

Здоровьесберегающие технологии;

  • создание положительного и комфортного психоэмоционального состояния детей;
  • смена видов деятельности.

Последующая работа (рефлексия): после праздника детям предлагается продолжить предложение: «Я узнала, что...», «Я поняла, что...», «Мне было интересно...», «Я теперь буду...».

Оформление зала:
Зал празднично украшен: на столах, покрытых скатертями, разложены предметы, изделия мастеров. Представлены изделия промыслов Вологодского края: кружевоплетение, берестоплетение, резьба по бересте, ивоплетение, северная чернь, гончарное производство, вышивка, ткачество, деревянная игрушка Помещены прялка, пяльцы с валиком и коклюшками. Дети, родители и педагоги в праздничных нарядах.

Ход праздника:

Дети под русскую народную музыку заходят в зал через «Ворота» (двое взрослых держат разноцветные платки в виде ворот).

Ведущая:

Добрый день всем добрым людям!
Пусть веселым праздник будет.
С ярмаркой мы всех вас поздравляем,
Счастья всем и радости от души желаем!

Мы сегодня с вами не просто в зале, а на веселой ярмарке. Традиционно на ярмарку люд честной собирался – товаров прикупить, с купцами поторговаться, повеселиться да потешиться.

Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
А о наших то умельцах
На весь мир молва идет

Славится земля наша Вологодская ремеслами да промыслами. Можно здесь на ярмарке купить утварь домашнюю, посуду разную, обувь, игрушки. Слышите, то там то тут, слышны зазывные крики уличных торговцев.

К нам сюда скорее просим.
Заходи, честной народ!
Веселее, не зевайте,
Всех вас ярмарка зовет!
Ярмарка! Ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку придет,
Что захочет – все найдет!

Ведущая: Есть на Вологодской земле чудо-ремесло – берестоплетение. Давайте посмотрим, какие изделия из бересты на ярмарке имеются.
Дети рассматривают предметы и называют их (корзинки, шкатулки, лапти, бусы, ободки, игрушки, цветы, туеса...)

Ведущая: А давайте возьмем берестяные туесочки, да по малину сходим, чтоб пирогов испечь. Вставайте, дети, в круг, да и родителей с собой берите.

(Хоровод «По малину в сад пойдем»).

Ведущая:

Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Лапти, ложки, самовары,
Поставцы, ухваты, чаши
Интересно,
Есть ли сапоги на ярмарке нашей?

Ведущая: А сапоги мы купим у дедушки сапожника.

Дети играют в Вологодскую народную игру «Дедушка сапожник».

Ведущая: Предлагаю в игру поиграть – слово нужное добавлять:

Сапоги шьет – (сапожник)
Муку мелет на мельнице – (мельник)
Печи кладет – (печник)
Посуду из глины лепит – (гончар)
Дома строит – (плотник)
А кто в кузнице кует? (кузнец)

Ведущая: А мы знаем про кузнеца стихотворение.

Дети рассказывают стихотворение по ролям: – «Эй, кузнец, молодец…».

Ведущая: Дети, а все эти профессии какие? Мужские или женские? Конечно, мужские. Они требуют силы, крепости, здоровья.А мы с вами назовем сейчас и женские ремесла. Предлагаю вам хороводную игру «Как у тетушки Арины». На эту игру мы приглашаем наших мам, и у них поучимся рукоделию.

(Дети играют в хороводную игру «Как у тетушки Арины»).

Ведущая: Дети, послушайте и отгадайте загадку.

Кто на свете самый главный?
Самый добрый, самый славный?
Кто он, как его зовут?
Ну конечно это... (труд)

Кто на свете самый умный?
Самый старый, самый юный?
Кто он? как его зовут?
Ну конечно это... (труд)

Каждому человеку нужно трудиться, уметь что-то делать, рукодельничать, ремеслом заниматься, и дело человек это должен любить, и делать его хорошо, с душой. Вот сколько товаров на нашей ярмарке сделано именно такими людьми – мастерами, тружениками, профессионалами.

– А какие вы знаете пословицы о труде?

Дети называют пословицы о труде

– Жизнь дана на добрые дела
– Кто любит труд, того люди чтут
– Мастер дела за все берется смело
– Красна птица пением, а человек умением
– Без терпения нет умения
– Терпение все преодолевает
– Терпение и труд все перетрут
–Труд человека кормит
– Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
– Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила
– Спешите делать добрые дела
– Доброму – добрая память
– Дело мастера боится

Ведущая: Какими качествами надо обладать, чтобы стать мастером своего дела? (Старание, терпение, умение, усердие).

Ребенок:

Налетайте, налетайте!
Покупайте, покупайте!
Нет изделия краше, чем кружево наше.

(Девочки берут кружевные изделия, идут друг за другом (ниточка-иголочка) и выполняют движения под музыку, делают узоры Вологодского кружева).

Ведущая: Раньше в наших деревнях зимними длинными вечерами вся семья занималась делами: плели кружева, ткали, шили, вязали, вышивали, плели лапти да корзины. Семьи были очень дружными. Давайте споем песню «Дружная семья» Н.Мурычевой.

Ведущая: Дети, вам нравится наша ярмарка? Да, очень весело на ярмарке. А еще на ярмарку приходили… А кто? Не скажу. Сами увидите.

(Заходят медведь с хозяином)

Хозяин:

Расступись, народ честной!
Идет медведюшка со мной.
Много знает он потех,
Будут шутки, будет смех!

Хозяин просит медведя:

– Ну-ка, мишенька, поклонись честным господам, да покажи чему в школе тебя научили, каким разумом тебя наградили. (Медведь кланяется).
– Покажи, мишенька, как красны девицы румянятся, да в зеркало смотрятся. (Медведь прихорашивается, смотрит на свою лапу).
– А как стрелец лук натягивает, да в цель попадает. (Медведь берет палку, пытается ее согнуть, долго прицеливается, стреляет, да так, что сам падает).
– А как, мишенька, солдаты маршируют? (Медведь с палкой вышагивает, косолапя, спотыкаясь каждые три-четыре шага).
– А как, мишенька, дети родителям в огороде помогают? (Наклоняется и бросает в разные стороны воображаемые сорняки).
– А покажи-ка нам, мишенька, как Дуняша в круг заходит – лихо пляшет. (Медведь пляшет, вовлекает в пляску всех детей и родителей).

Ведущая:

Песни, пляски, хороводы
Никогда не выходят из моды.
Развеселый вышел пляс
Здесь на ярмарке у нас!