“Человек стал человеком только тогда,
когда увидел красоту вечерней зари и
облаков, плывущих в голубом небе,
услышал пение соловья и пережил
восхищение красотой природы...”
В.А. Сухомлинский
Какая притягательность заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать её богатства. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее.
Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает лесные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки. Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как, активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатств природы. А уж что говорить о восприятии красоты и гармонии форм, красок и звуков... Наблюдение происходящего в природе явления вызывают чувство радости и дают огромное наслаждение.
Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Дети в наше время должны любить нашу планету, тот её уголок, где мы живем, где мы провели своё детство. Пусть это будут тенистые леса с ягодами и грибами, луга с высокими и цветущими травами, тихие заводи рек, широкие степи с яркими тюльпанами весной ... Долг живущих на земле людей – сохранить всю эту красоту и богатства природы для будущих поколений.
К вопросам экологического воспитания дошкольников в своё время обращалось много учёных: С.Н. Николаев, Т.И.Гризик, С.А. Веретенникова, Р.И. Жуковская, П.Г. Саморукова. Вот почему выбрана эта тема, мы согласны с мнением великих педагогов и осознаем всю угрозу, нависшую над природой в наши дни.
Тип проекта: опытно-исследовательский, долгосрочный, групповой.
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Цель проекта – воспитание экологической культуры у детей 4-5 лет.
Задачи проекта
1. Создать оптимальные условия для организации экологического воспитания детей.
2. Развивать познавательную активность детей.
3. Формировать любовь к природе, приобщение к красоте природы, бережному отношению.
4. Раскрыть творческий потенциал ребенка, как ключ к освоению экологической культуры.
5. Развивать у детей внимание, наблюдательность, мышление и воображение, представление о взаимосвязях в окружающей среде.
6. Знакомить с правилами поведения в природе
7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Сроки реализации проекта: 01.09.2012 г. по 30.06.2013 г.
Предполагаемые результаты проекта -целевые ориентиры:
- Развитие у детей устойчивого интереса к природе;
- У детей сформированы основы экологических знаний;
- Дети проявляют любовь к природе, заботливое и бережное отношение к животным и растениям.
Предполагаемый продукт проекта: мероприятия: беседы – презентации “Животные жарких стран”, “Животный мир России”, “Растительный мир”, “Пернатые друзья”; выставка книг по теме проекта; выставка творческих работ детей; итоговое мероприятие “Кафе “Ромашка”; разработанные рекомендации для родителей.
Основные направления работы с детьми:
- Перспективное планирование
- Диагностические карты
- Конспекты занятия, трудовой деятельности, наблюдений на экологические темы.
- Месячник “Птицы – наши друзья”.
- Стихи, загадки, игры по экологии
- Презентации
- Мультфильмы, музыкальные произведения
Работа с родителями:
- Анкетирование I и II
- Консультации на темы: “Ваш ребенок познает мир”, “Экология в музыке с самых ранних лет”, “Лечение чесноком”.
- Родительское собрание на тему: “Воспитание любви к природе”.
План реализации проекта
Подготовительный этап. Срок: сентябрь - октябрь 2012 г.
Мероприятия | Объект | Ответственные |
Подборка материала по теме проекта: Диагностика экологических знаний ; Сбор художественной литературы; Музыкальная подборка песен о природе, звуки природы (шум дождя, пение птиц, шум ветра и т.д.); Опрос детей; Подборка дидактических, подвижных, пальчиковых игр Анкетирование родителей.(Приложение 1) Консультация для родителей “Осень дарит витамины” (Приложение 2) |
Дети Дети Дети Дети Дети
Родители |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели, музыкальный руководитель Воспитатели Воспитатели, Воспитатели |
Основной этап. Срок: октябрь 2012 г. - май 2013 г.
Мероприятия | Объект | Ответственные |
Беседы: * “ Как всё живое растет?” * “ Кошка и собака – наши милые друзья ” * “ Колобок удивляется (подготовка диких зверей к зиме)” * “ Как живут растения зимой” * “ Как узнать растение (дерево, куст, траву)” * “Зима полна серебра” * “Красная Шапочка рассказывает о птицах ” * “Вода нужна всем ” * “Овощи и фрукты. Встреча с Вини-Пухом ” * “ Весна – красна ” * “Удивительный лес. Жизнь диких зверей весной” * “Таинственный мир насекомых ” * “Земля – наш общий дом” |
Дети | Воспитатели |
Чтение художественной литературы: * Н.Сладков “Жалейкин и лягушка”, “Жалейкин и дятел”, * Н.Некрасова отрывок из поэмы “Дед Мазай и зайцы”. * М.А.Кузнецова, А.С. Резникова “Сказание о лекарственных растениях”. * Е.Чарушин “Утка с утятами” * Ю.Дмитриев “Дети всякие бывают. Цыплята и воробьята. Утята и цыплята”. * К,Д,Ушинский “Проказы старухи – зимы” * А. Яшин “Покормите птиц” * К.Чуковский “Мойдодыр” * Г.Скребицкий “Четыре художника”. * Б.Заходер “Про всех на свете” * В,Бианки “Как муравьишка домой спешил” Продуктивная деятельность: * Лепка “Листик рябины” * Аппликация “ Снеговик ” * Лепка “Овощи и фрукты для друзей Незнайки”. * Рисование “Весенний дождик”, “Травушка-муравушка” |
Дети |
Воспитатели |
Музыкальные произведения: * Русские народные песни и мелодии “Ах ты, берёза”, “Как у наших у ворот”, “Кукушечка”, “Паучок”, “Кисонька-мурысонька”, “Гуси”, “Осенью”. * Музыка Д. Васильева-Буглая, слова А. Плещеева “Осенняя песенка” * Музыка Ю. Чичкова, слова И. Мазнина “Осень” * Музыка Ю. Матвеева, слова А. Блока “Зайчик” * Музыка П.Чайковского “Вальс снежных хлопьев” * Музыка О. Берта, слова В. Антоновой “Снежинки” * Музыка Н. Метлова, слова М. Клоковой “Зима прошла” * Музыка М. Красева, слова Н. Френкель “Дождик” * Музыка Э. Грига “Бабочка” * Музыка М. Глинки “Жаворонок” * Музыка М. Щеглова, слова народные “Две тетери” * Музыка Н. Потоловского, слова народные “Жук” * Музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова “Птенчики” |
Дети
Дети |
Воспитатели |
Игровая деятельность: (Приложение
4) * Дидактические игры: “Узнай по вкусу, что лежит в волшебном мешочке”, “Найди такой же листочек”, “Кто, чем питается”, “Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает”, “Кто как кричит?”, “Третий лишний”, “Мойдодыр”, “Кто живет в лесу?”, “Назови детенышей”, Д/игра “Когда это бывает?”, “Какого растения не стало?” * Подвижные игры: “Вокруг себя обернись и в зверя лесного превратись”, “На бабушкином дворе”, “Хорошо – плохо”, “ На птичьем дворе”, “Птичка – невеличка”, “Ручеёк”. Познавательно-исследовательская деятельность: * Прогулка “Травушка – муравушка” * Посадка фасоли * Прогулка “ Рябина и рябинка – это один вид растений” * Трудовое занятие “Способы ухода за комнатными растениями” * Прогулка “Наблюдение за воробьем и синицей” * Вода – помощница. Опыты с водой, снегом. * Посадка лука в уголке природы. * Прогулка “ Кто такие насекомые?” * Экскурсия к цветущим плодовым деревьям. * Месячник “Птицы – наши друзья”. |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
|
Просмотр мультфильмов, презентаций: * Мультфильмы: “Лунтик”, “Даша путешественница”, “Маша и медведь”, “Приключения кузнечика”, “Крошка Енот”. * Презентации: “Животные жарких стран” (Презентация 1, Презентация 2), “Животный мир России” (Презентация 3), “Растительный мир” (Презентация 4), “Пернатые друзья” |
Дети
Дети Дети |
Воспитатели Воспитатели, младший воспитатель
Воспитатели |
Заключительный этап. Срок: июнь 2013г.
Мероприятия | Объект | Ответственные |
Диагностика экологических знаний
детей. Анкетирование родителей “Экологическое воспитание детей” Огород на окне. Развлечение “Кафе Ромашка” (Приложение 3) Создание презентаций “Экологическое воспитание детей 4-5 лет” (Презентация 6), “Вода - волшебница” (Презентация 5) |
Дети Родители Дети, родители Дети Педагоги, родители |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, Музыкальный руководитель Воспитатели |
Список литературы
- Бобровская, Н. В., Лампман, В. Е., Битютская, Н. П., Сысоева, В. В., Губко, Е. В., Желтикова, И. А., Тырышкина, О. В. Планирование воспитательной работы с детьми 2-7 лет в летний период. Комплексный проект “Весёлый летний марафон” [Текст] / Н. В. Бобровская” [и др.] – Изд. 2-е – Волгоград : Учитель, 2012. – 57 с.
- Бондаренко, Т. М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров. - [Текст]/ Т. М. Бондаренко - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.
- Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.
- Лыкова, И. А., Шипунова В. А. Непоседа-ветерок. Дидактическая сказка о безопасности в природе. [Текст] / И. А. Лыкова, В. А. Шипунова - ООО Издательский дом “Цветной мир”, 2010. – 18 с.
- Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду. [Текст]/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2008. – 232 с.
- Машкова, С. В., Суздалева, Г. Н., Егорова, Л. А., Березняк, Я. К., Макаренко, Т. А., Магомедова, Л. П. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе [Текст]/ С. В. Машкова [и др.] – Волгоград : Учитель, 2010. – 185 с.
- Нищева, Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах [Текст]/ Н. В. Нищева -СПб. : ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013. – 320 с.