Введение
В этом году наша страна отмечает юбилей, 55 лет со дня полета в космос первого человека. С 1961 года день 12 апреля стал особенным, потому что успешный старт ракеты с космодрома “Байконур”, её полет и приземление в очередной раз доказали всему миру, что человечество может выйти на новый уровень своего развития, может лететь к планетам солнечной системы, а в дальнейшем и к звездам. Мечта многих поколений стала явью. Цена этой мечты огромна, Советский союз только 16 лет назад вышел победителем из второй мировой войны. Страна истерзанная кровопролитной войной смогла совершить колоссальный рывок в высокоточной и наукоёмкой отрасли – космической промышленности и ракетостроении. Гордость за свой народ, за великие дела своих отцов и дедов позволяет молодому человеку смотреть в будущее смело, с верой в свои способности.
Процесс обучения и воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, идет эффективно, когда сочетаются индивидуальная работа и работа учащихся в группах. Сочетание этих двух способов имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Коллективная работа требует от ребят высокого уровня культуры общения, способствует расширению кругозора, развитию их творческой активности. Индивидуальная работа позволяет развить учащемуся в себе те качества, которые он желает.
Одним из путей развития познавательной деятельности, эрудиции воспитанников является организация интеллектуальных игр на уроках и во время проведения внеурочных мероприятий. В данной работе вашему вниманию представлена интеллектуальная игра-викторина “Дети Земли и Звёзд”. Становление чувства патриотизма, гражданственности в душе молодого человека не возможно без конкретных жизненных примеров, поэтому в нашей работе значительная доля материала связана с именами российских ученых и космонавтов, чьи заслуги признаны мировым сообществом.
Основные цели и задачи интеллектуальной игры-викторины
Цель мероприятия: актуализация и систематизация знаний об истории развития космоса; стимуляция интереса к приобретению новых знаний.
Задачи интеллектуальной игры-викторины:
Образовательные: актуализировать и обобщить знания учащихся о космосе, истории его покорения человеком, полученные в рамках школьного курса; продолжить формирование умения вести исследовательскую работу по изучению физических явлений, происходящих на Земле и вне её; изучать историю своего народа, его вклад в развитие науки и техники; совершенствовать коммуникативные компетенции, навыки устной речи; формировать умение применять ранее полученные знания на практике.
Развивающие: развивать память, мышление, речь, сенсорную сферу, коммуникативность, кругозор; развивать положительную мотивацию учения, познавательный интерес учащихся к достижениям ученых, инженеров нашей страны и других стран; развивать навыки групповой самоорганизации и умения вести учебный диалог, дискуссию.
Воспитывающие: продолжить формировать гуманные отношения между участниками игры; воспитывать у учащихся культуру общения, чувство толерантности в процессе осуществления дискуссии, учебного диалога; воспитывать у учащихся уверенность в своих силах при нахождении путей решения поставленной задачи; воспитывать уважительное отношение к научным достижениям человечества.
Представленная Вашему вниманию тема выбрана не случайно, поскольку вопросам, связанным с развитием космической индустрии, перспективах её развития, практическом применении, в рамках программы основной школы, уделяется не так много времени. Это мероприятие приурочено к Международному дню полёта человека в космос, к 12 апреля. Оно может завершать тематическую неделю физики, или проводиться отдельно, в рамках классного часа или кружка. Вопросы ориентированы на уровень знаний учащихся 7-10 классов. Большая часть вопросов требует от участников викторины актуализации знаний, полученных в рамках естественнонаучных дисциплин. Общее время мероприятия 40-45 минут. Интеллектуальная игра-викторина “Дети Земли и звёзд” сделана по типу телевизионных передач “Своя игра” и “Что? Где? Когда?”. Игра носит командный характер, и предполагает возможность участия зрителей, что существенно повышает интерес и расширяет круг участников викторины.
Основные положения и правила игры сформулированы в (Приложении 1). Вопросы викторины, ответы к ним и комментарии вынесены в (Приложение 2). Жюри заносит результаты игры в итоговую таблицу игры, (Приложение 3).
Материально-техническое обеспечение игры.
Оборудование:
- персональный компьютер;
- колонки акустические;
- интерактивная доска или медиапроектор с проекционным экраном.
Программное обеспечение:
- операционная система Windows XP и выше;
- редактор электронных презентаций MS PowerPoint или средство просмотра MS PowerPoint.
Перед игрой необходимо подготовить материалы для ведущего, жюри, а так же наградные материалы для команд участниц и зрителей.
Наглядный материал к вопросам викторины подобран так, чтобы учащиеся пользовались им при построении своего ответа. Космонавты, ученые, чьи портреты приведены на слайдах презентации, процессов и явлений, представленных на слайдах, могут стать отдельной темой для обсуждения или проведения исследовательских работ в области истории и физики.
Для повышения интереса к истории первого полета человека в космос, один вопрос викторины содержит ссылку на архивную аудиозапись (тур 3). Звуковой файл media1.mp3 должны быть размещены в том же каталоге, что и файл Презентация.ppt.
Сценарий игры-викторины.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! В апреле 2016 весь мир отмечает 55-летний юбилей одного из величайших событий в истории человечества – первого пилотируемого полета в космос. Годы упорного, напряженного труда инженеров, конструкторов, испытателей привели к тому, что 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин открыл путь к покорению Вселенной. Кадры кинохроники сохранили для нас радость людей гордость за то, что первые слова в космосе были произнесены на русском языке.
Великий день! Низверглись небеса
Для человека занавес приподнят.
Все смотрят вдаль, рукой прикрыв глаза –
Открыт путь в космос человечеству сегодня!“Восток” взлетел, оставлен “Байконур”,
“Поехали!..” в сердцах людей застыло,
Когда с улыбкой Он рукой махнул,
Когда корабль к звездам уносило.Полет апрельский небо озарил,
Рывок Земли в космические дали.
Гагарин первым подвиг совершил
Приблизив то, о чем мы лишь мечтали!
Ведущий: 108 минут, которые потрясли Мир! 55 лет назад на одну загадку стало меньше, человек может отправиться в космос на созданном им устройстве и вернуться оттуда живым. Он может переносить в космосе перегрузки, невесомость. Может работать, думать, а это были лишь 108 минут вокруг Земли.
Чуть позже потом для других исследователей космоса они превращались в недели, месяцы, и даже в годы, но тогда в апреле 1961 года 108 минут были минутами триумфа и счастья.
108 минут, которые не только потрясли мир, но и показали, что в истории человечества наступила новая эпоха – космическая.
108 минут сделали нас иными, они открыли нам путь в будущее, то будущее, о котором люди мечтали, пожалуй, все время, пока живут на Земле.
Всего 108 минут...
Звучат позывные
Ведущий: Я объявляю начало интеллектуальной игры “Дети Земли и Звезд”, посвященной 55-летию со дня полета Ю.А. Гагарина в космос, и приветствую команды, которые будут сегодня бороться за звание знатоков истории развития космонавтики...
(Ведущий первоначально оглашает название команды, затем, начиная с капитана, вызывает по списку участников первой и второй команд).
Ведущий: Разрешите представить вам жюри нашей игры...
(Ведущий представляет командам и зрителям членов жюри).
Звуковая отбивка на 1 тур
Ведущий: Познакомьтесь с условиями и правилами проведения игры...
(Ведущий зачитывает правила игры из Приложения 1).
Ну, вот вроде бы и всё. Поехали!
(Жюри по результатам ответов на вопросы отборочного тура из Приложения 2 определяет команду, которой предоставляется право первого хода).
Ведущий: Тур 1. Команда выбирает на игровом поле сложность вопроса, опираясь на количество баллов, присваиваемых за него. Капитан, Вы готовы назвать за какое количество баллов будет бороться Ваша команда?
(Капитан команды называет цвет поля и число баллов написанных на нём. Дальнейшая игра идёт в соответствии с материалами Приложений 1 и 2. В конце каждого тура жюри подводит итог и оглашает количество баллов заработанных командами и зрителями. В конце финального тура жюри подводит итоги игры, определяя победителя среди зрителей и команду-победителя. Пока оформляются наградные материалы, ведущий берёт слово).
Ведущий: Первый тур позади. Каковы же его результаты, нам объявит наше многоуважаемое жюри.
(Подводятся итоги 1 тура, распределяется право первого хода между командами)
Звуковая отбивка на 2 тур
Ведущий: Второй тур показал замечательные знания наших команд истории развития космонавтики. Борьба шла за каждый балл. Но, давайте, все же, передадим слово нашему жюри.
(Подводятся итоги 2 тура, распределяется право первого хода)
Звуковая отбивка на 3 тур
Ведущий: Как быстро пролетело время. Вот и подошла к концу наша игра “Дети земли и Звезд”, но исследование космоса, предела человеческих возможностей продолжается. Меняются многонациональные экипажи, устремляющиеся к международной космической станции, но на каких бы языках они не говорили знаменитое гагаринское “Поехали!” они произносят по-русски.
(Жюри подводит итоги 3 тура и игры. Подготавливаются наградные материалы)
Полеты в космос продолжаются, как и научные исследования. Космическая индустрия принесла в каждый дом антипригарные материалы для посуды, микроволновые печи, солнечные батареи, возможность общаться с друзьями, где бы они ни находились, используя спутники связи. Многие водители и путешественники используют системы ориентирования на местности - GPS и ГЛОНАСС. Медицина, пищевая, текстильная промышленности уже сейчас активно внедряют новые приборы, материалы, технологии их создания. Космические исследования экологии Земли, распределения её полезных ископаемых, ресурсов пресной воды, пахотных земель оказывают существенное влияние на мировую экономику.
Ну, а мы... А мы с нетерпением ждем от жюри результатов финального тура и всей игры.
(Слово предоставляется членам жюри. Награждаются победители)
Ведущий: 12 апреля, день, когда человек впервые покинул пределы родной планеты и успешно вернулся, остаётся одной из самых значимых вех в летописи человечества. Это торжество научного гения, воли, трудолюбия. Наши предки приоткрыли дверь к звездам, продолжить их великое дело дальше - наша задача! Это мы приняли эстафету, и от наших поступков и стремлений зависит, когда возникнут города на Луне и Марсе. Вам кажется, что это не реально, это фантастика? А за 16 лет, после второй мировой войны, поднять страну из руин и стать одной из космических держав планеты, ни это ли не фантастика?! Высокий профессионализм, желание побеждать, разумный риск, любознательность, единство в достижении высоких целей, позволяют людям шагнуть далеко за грань своих возможностей, почувствовать, что нет ничего невозможного!