Древние образы в народном искусстве

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Программа: “Изобразительное искусство” Б.М. Неменский

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель:

  • Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности;
  • Формировать общекультурную, учебно-познавательную, информационную компетенций учащихся;
  • Развитие навыки работы в технике “гуашь”;
  • Повторить ранее изученный материал;
  • Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества;
  • Систематизировать и обобщить полученные знания.

Задачи:

  • Воспитывающая: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся;
  • Развивающая: учащиеся осваивают выразительность форм, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, учатся мыслить на языке данного искусства;
  • Обучающая: создание рисунка на тему древних образов в узорах.

Педагогические личностно-ориентированные технологии на уроке:

1. Технология сотрудничества (совместная работа учащихся друг с другом и с учителем на основе доверительных отношений)

2. Гуманно-личностная технология (индивидуальный подход с учётом способностей)

3. Игровая технологи (на основе игровой ситуации возбуждение интереса, активизация познавательных потребностей)

4. Наглядная технология (через визуальные образы восприятие и осмысление информации)

5. Технология саморазвивающего обучения (в ходе выполнения групповой работы уметь проявить себя – свои личностные качества)

6. Проблемная технология обучения (самостоятельно решить, определить смысловое назначение образа)

7. Технология коллективного творчества (выполнение итоговой коллективной работы)

8. Проектная технология (определении целей задания, план выполнения и в итоге – работа)

9. Интерактивная технология (просмотр презентации на интерактивной доске)

10.Интегрированная технология (использование музыкального и литературного произведений)

11.Технология коммуникативного обучения (активное общение учащихся друг с другом и учителем)

17.Групповая технология (работа в “дружинах” под руководством “воевод”)

19.Деятельностная технология (смена видов деятельности на уроке)

20.Рефлексивная технология (самостоятельная оценка учащимися урока и своей деятельности)

Оборудование урока:

для учителя:

  • Конспект урока
  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Учебник “Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс” Н.А.Горяева, О.В. Островская, М., Просвещение, 2013.
  • Наглядность натурная
  • Художественны материалы (гуашь, кисти, бумага А3)
  • Карточки - “солярные знаки” для рефлексии и самооценки
  • Аудиозапись русской народной песни “Калинка-малинка”
  • Презентация на электронном носителе
  • Лучшие работы с прошлых уроков по данной теме
  • Таблица самооценки

для учащихся:

  • Дневник
  • Альбом для рисования
  • Учебник
  • Ручка
  • Гуашевые краски
  • Кисти жёсткие крупные
  • Бумага (ватман)

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие. Внешняя и внутренняя собранность. Нужный эмоциональный настрой

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Беседа с учащимися на тему “Что мы узнали на прошлых уроках о народном искусстве и древних образах”, параллельный просмотр таблицы <Рисунок 1> и презентации.

- что мы изучали на прошлых уроках?

- народное искусство

- какое искусство называют народным, почему?

- созданное народом, не имеет автора

- что относят к народному искусству?

- игрушки, посуда, вышивка, росписи, платки и т.д.

- а зачем нам изучать народное искусство?

- чтобы знать историю своего народа, окружать себя красотой

- на прошлых занятиях мы много изучали древни образы; сегодня у нас урок повторения: как вы думаете - какова будет тема сегодняшнего урока?

- древние образы

Актуализация знаний.

Работа с наглядностью <Рисунки 1-7.GIF>

- какие древние символы мы знаем?

- солнце, земля, вода, воздух

- как они выглядят?

- рисуют на доске

- какие древние образы знаем?

- берегиня, конь, птица, древо

-что означают эти образы?

парная работа: обсуждение и прикрепление значения к образу

- как вы думаете, что сегодня мы будем вместе рисовать?

- древние образы

- а как мы это будем делать?

- вместе

Обобщение и систематизация знаний.

- да, мы будем выполнять работы вместе - в “дружинах”,

- выбираем воевод в дружину, объявляем конкурс на лучшую работу

- тянем жребий - кому какой образ достанется

- получаем задание по цветовой гамме, обсуждаем проблему в группе

Применение знаний и умений в новой ситуации.

- как разместим рисунок в листе?

- какой цвет любили народные мастера, почему? (в том же цвете делаем “подрисунок”)

выполнение групповой работы в цвете по полученным заданиям (разделение обязанностей внутри группы)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

демонстрация и презентация работ “воеводами”

Чтение стихов:

На скаку играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не дого...
Ишь, как скачет: И-ГО-ГО

В замечательной стране
Поселилась чудо-птица -
Настоящая царица.
Удивляют красотой
Перья, хвостик золотой.
Светом радужным искрится.
А зовут ее - Жар-птица.

Девица - красавица,
Широка душа.
До чего ж ты девица,
Право, хороша!
Скромная и кроткая,
Неба синь - глаза.
Тянется до пояса
Русая коса.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо,
Чудо расчудесное!
И листочки на нём,
И цветочки на нём,
Сладки яблочки!

Выделение “воеводами” лучшей работы

- почему она кажется тебе лучшей, что понравилось?

Рефлексия (подведение итогов занятия).

выбор “солярного знака” по желанию:

  • красный – урок понравился,
  • зелёный – не понравился

выставление самооценки на знаках по категориям

- интересно было работать?

- узнал что-то новое?

- получилось нарисовать что хотел?

- нравится твоя работа?

- нравятся работы одноклассников?

Итог: 5 х = “5”

- украсим солярными значками нашу коллективную работу

Домашнее задание:

  • создать “древний образ” в приложении Point (по желанию)
  • показ слайда примерных работ <Рисунки 1-4. JPG>