Программа: “Изобразительное искусство” Б.М. Неменский
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель:
- Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности;
- Формировать общекультурную, учебно-познавательную, информационную компетенций учащихся;
- Развитие навыки работы в технике “гуашь”;
- Повторить ранее изученный материал;
- Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества;
- Систематизировать и обобщить полученные знания.
Задачи:
- Воспитывающая: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся;
- Развивающая: учащиеся осваивают выразительность форм, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, учатся мыслить на языке данного искусства;
- Обучающая: создание рисунка на тему древних образов в узорах.
Педагогические личностно-ориентированные технологии на уроке:
1. Технология сотрудничества (совместная работа учащихся друг с другом и с учителем на основе доверительных отношений)
2. Гуманно-личностная технология (индивидуальный подход с учётом способностей)
3. Игровая технологи (на основе игровой ситуации возбуждение интереса, активизация познавательных потребностей)
4. Наглядная технология (через визуальные образы восприятие и осмысление информации)
5. Технология саморазвивающего обучения (в ходе выполнения групповой работы уметь проявить себя – свои личностные качества)
6. Проблемная технология обучения (самостоятельно решить, определить смысловое назначение образа)
7. Технология коллективного творчества (выполнение итоговой коллективной работы)
8. Проектная технология (определении целей задания, план выполнения и в итоге – работа)
9. Интерактивная технология (просмотр презентации на интерактивной доске)
10.Интегрированная технология (использование музыкального и литературного произведений)
11.Технология коммуникативного обучения (активное общение учащихся друг с другом и учителем)
17.Групповая технология (работа в “дружинах” под руководством “воевод”)
19.Деятельностная технология (смена видов деятельности на уроке)
20.Рефлексивная технология (самостоятельная оценка учащимися урока и своей деятельности)
Оборудование урока:
для учителя:
- Конспект урока
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Учебник “Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс” Н.А.Горяева, О.В. Островская, М., Просвещение, 2013.
- Наглядность натурная
- Художественны материалы (гуашь, кисти, бумага А3)
- Карточки - “солярные знаки” для рефлексии и самооценки
- Аудиозапись русской народной песни “Калинка-малинка”
- Презентация на электронном носителе
- Лучшие работы с прошлых уроков по данной теме
- Таблица самооценки
для учащихся:
- Дневник
- Альбом для рисования
- Учебник
- Ручка
- Гуашевые краски
- Кисти жёсткие крупные
- Бумага (ватман)
Ход урока
Организационный этап.
Приветствие. Внешняя и внутренняя собранность. Нужный эмоциональный настрой
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Беседа с учащимися на тему “Что мы узнали на прошлых уроках о народном искусстве и древних образах”, параллельный просмотр таблицы <Рисунок 1> и презентации.
- что мы изучали на прошлых уроках?
- народное искусство
- какое искусство называют народным, почему?
- созданное народом, не имеет автора
- что относят к народному искусству?
- игрушки, посуда, вышивка, росписи, платки и т.д.
- а зачем нам изучать народное искусство?
- чтобы знать историю своего народа, окружать себя красотой
- на прошлых занятиях мы много изучали древни образы; сегодня у нас урок повторения: как вы думаете - какова будет тема сегодняшнего урока?
- древние образы
Актуализация знаний.
Работа с наглядностью <Рисунки 1-7.GIF>
- какие древние символы мы знаем?
- солнце, земля, вода, воздух
- как они выглядят?
- рисуют на доске
- какие древние образы знаем?
- берегиня, конь, птица, древо
-что означают эти образы?
парная работа: обсуждение и прикрепление значения к образу
- как вы думаете, что сегодня мы будем вместе рисовать?
- древние образы
- а как мы это будем делать?
- вместе
Обобщение и систематизация знаний.
- да, мы будем выполнять работы вместе - в “дружинах”,
- выбираем воевод в дружину, объявляем конкурс на лучшую работу
- тянем жребий - кому какой образ достанется
- получаем задание по цветовой гамме, обсуждаем проблему в группе
Применение знаний и умений в новой ситуации.
- как разместим рисунок в листе?
- какой цвет любили народные мастера, почему? (в том же цвете делаем “подрисунок”)
выполнение групповой работы в цвете по полученным заданиям (разделение обязанностей внутри группы)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.
демонстрация и презентация работ “воеводами”
Чтение стихов:
На скаку играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не дого...
Ишь, как скачет: И-ГО-ГОВ замечательной стране
Поселилась чудо-птица -
Настоящая царица.
Удивляют красотой
Перья, хвостик золотой.
Светом радужным искрится.
А зовут ее - Жар-птица.Девица - красавица,
Широка душа.
До чего ж ты девица,
Право, хороша!
Скромная и кроткая,
Неба синь - глаза.
Тянется до пояса
Русая коса.А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо,
Чудо расчудесное!
И листочки на нём,
И цветочки на нём,
Сладки яблочки!
Выделение “воеводами” лучшей работы
- почему она кажется тебе лучшей, что понравилось?
Рефлексия (подведение итогов занятия).
выбор “солярного знака” по желанию:
- красный – урок понравился,
- зелёный – не понравился
выставление самооценки на знаках по категориям
- интересно было работать?
- узнал что-то новое?
- получилось нарисовать что хотел?
- нравится твоя работа?
- нравятся работы одноклассников?
Итог: 5 х = “5”
- украсим солярными значками нашу коллективную работу
Домашнее задание:
- создать “древний образ” в приложении Point (по желанию)
- показ слайда примерных работ <Рисунки 1-4. JPG>