Цели урока:
- Обучающая – систематизировать знания обучающихся по теме урока, обобщить наиболее важные понятия, закрепить навыки решения различных заданий.
- Развивающая – развивать умение слушать и слышать, вступать в диалог, самостоятельность и мышление ребенка средствами своего предмета.
- Воспитательная – воспитывать умения контроля и оценки процесса и результатов деятельности, повышать мотивацию к обучению и интерес к математике.
Задачи, решаемые на уроке:
- формировать умения применять знания в практической деятельности;
- высказывать предположения и догадки;
- уметь делать обобщение изучаемых факторов.
Задачи обучающихся на уроке:
- повторить понятия: “натуральные числа”, “действия с натуральными числами”, “нахождение неизвестных компонентов уравнения”,
- научиться воспроизводить приобретенные знания, умения и навыки по теме “Натуральные числа”: выполнение действий в столбик, решение простейших уравнений, решение текстовых задач
- научиться анализировать решение, находить и исправлять ошибки, выбирая наиболее рациональный способ решения.
Планируемые результаты:
личностные:
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций эффективного решения коммуникативной задачи;
- понимание обучающимся причин успеха в учебной деятельности.
метапредметные:
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы);
- умение распознавать верные и неверные утверждения и решения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
предметные:
- владение базовым понятийным аппаратом по теме “Натуральные числа и действия с ними”;
- владение навыками вычислений с натуральными числами;
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом;
- умение находить неизвестные компоненты основных действий с натуральными числами.
Формируются Универсальные Учебные Действия
(УУД)
Личностные: формирование интереса к
себе и окружающему миру, анализ и оценивание
полученного результата; оценка своих
возможностей.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Технологии, применяемые на уроке:
- технология игрового обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология личностно ориентированного обучения;
- технология здоровьесберегающего обучения;
- технология обучения в сотрудничестве.
Методы:
По источникам знаний: практический,
наглядный, словесный;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, работа на “закрытой доске”, самостоятельная работа.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: проектор, компьютер, листы оценивания
План урока.
1. Орг. Момент (мотивация обучающихся)- 1 мин
2. Определение темы урока совместно с учащимися (актуализация знаний), Определение целей и задач урока совместно с учащимися – 3 мин.
3. Устный работа – 7 мин.
4. Закрепление изученного материала
- Проверьте порядок выполнения действий и, если неправильно расставить порядок действия и найти значение выражения – 8 мин.
- Задание на сообразительность – 3 мин
5. Физминутка – 1 мин.
-Решение уравнений (работа в парах) – 4 мин.
-Вычислить наиболее удобным способом – 3 мин.
- Решение текстовых задач – 6 мин.
6. Подведение итогов урока, рефлексия – 3 мин.
7. Задание на дом – 1 мин
“Жизнь лишь постольку прекрасна,
поскольку ее можно посвятить
изучению математики и ее
преподаванию”.
С.Пуассон
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь
- Здравствуйте, дорогие ребята! Пожалуйста, присаживаетесь. Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать?
Покажите, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок.
Начать урок я хочу с такого вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал – Бируни(записано на доске):
“Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит”.
Пусть слова Ал- Бируни станут девизом нашего урока.
А слово “математика” греческое, и в переводе означает “знание, наука”. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости.
Хочется, чтобы сегодня каждый из вас показал, насколько он сведущ в математике.
И для этого у каждого из вас на столе лежит карта самооценивания. Подпишите ее.
В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу. За верно выполненные задания вы будете себе ставить плюсики, а в конце урока это позволит оценить вашу работу.
Предварительную оценку за урок каждый выставит себе сам, исходя из суммы количества “+”, набранных на всех этапах урока. Окончательную оценку за работу на уроке поставлю я, учитывая мою оценку знаний каждого из вас и оценку выставленную вами.
Ф.И. ученика | ||
Этап урока, выполняемые задания | "+" - справился с задачей без затруднений | "_" - не справился с задачей. |
1.Выполните действия по рядам | ||
2.Восстановите цепочку | ||
3. найти значение выражения | ||
4. Задание на сообразительность. | ||
Решение уравнений | ||
Вычислить наиболее удобным способом | ||
Решение задачи | ||
Итог Какую бы оценку ты поставил(а) бы себе за урок |
2. Актуализация знаний (Определение темы урока совместно с учащимися)
Тема урока определяется учащимися при помощи загадок и диалога с учителем:
А скажите, какие числа мы изучали на уроках математике в I,II четвертях?
– А для чего нам нужны натуральные числа прежде всего? (Для счета)
– Его величество Число является фундаментальным понятием математики. Древние люди относились к числу как к мере всех вещей, все тайны мира заключались в числе и выражались в нём.
- А какое самое маленькое натуральное число? (Один)
- Какое самое большое натуральное число? (Нет)
– А ноль это натуральное число? (Нет)
- Я добрый знак соединенья
И в том мое предназначенье.
Я для сложения гожусь,
И этим очень я горжусь. (Плюс)
– Это знак какого действия? (Сложения)
Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в арифметике действий без знаков.
– Какие еще мы знаем знаки действий? (Минус, умножить, разделить)
– Назовите действия? (Сложение, вычитание, умножение, деление)
– А с каким новым действием мы познакомились в этом году (Возведение в степень)
– Молодцы! Давайте теперь определим о чем пойдет речь сегодня на уроке (совместно формулируют тему урока)
Запишите в тетради число и тему урока: “Действия с натуральными числами”.
Ребята, а что является целью нашего урока?
Итак, целью нашего урока является повторение всех изученных действий с натуральными числами, их свойств, решение уравнений и задач.
3. Устная работа.
Необходимость выполнять арифметические действия с числами диктует сама жизнь. Умениями вычислять люди овладели постепенно.
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела:
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Устный счет! Мы считаем в уме!
Выполните действия по рядам:
а) 72:8 = +51=
:15=
* 9=
- 26=
10
б) 56:7= *5=
-13=
:9=
+17=
20
в) 63:9= +33=
:8=
*13=
-35=
30
Восстановите цепочку
найдите ошибки и исправьте их.
- 25 + 324 + 75 + 76 = 600,
- 2 * 2 * 2 – 3 = 32 – 3,
- 213 : 3 – 26 = 55.
Закрепление изученного материала
Проверьте порядок выполнения действий и, если неправильно расставить порядок действия и найти значение выражения (один ученик за закрытой доской).
3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 |
245 : 7 – 35 : 5 + 112 * 10 = 1238
Прежде, чем преступить к выполнению задания, давайте вспомним какие действия относятся к действиям первой ступени и какие – к действиям второй ступени, 3 ступени? В каком порядке выполняют действия в выражениях без скобок, в выражениях со скобками.
- 112=11 * 11=121
- 245:7=35
- 35:5=7
- 121 * 10=1210
- 35-7=28
- 28+1210=1238
Учащиеся сравнивают своё решение с решением на доске, оценивают свою работу и выставляют оценку учащимся, выполнявшим задание у доски.
Задание на сообразительность. Вместо * вставьте числа, чтобы получилось верное равенство
Проверяем по образцу и у доски.
5. Физминутка – 1 минута
Итак, пришла пора размяться нам физически. Учитель читает стихотворение, учащиеся выполняют произвольные упражнения по смыслу
Поднимает руки
Класс – это раз
Повернулась голова
Влево вправо – это два
Руки вверх
На них смотри – это три
Руки в стороны пошире
Развернули – на четыре
С силой их
К плечам прижать – это пять
Всем ребятам
Надо сесть – это шесть.
– Мы вспомнили с вами как выполняются действия с натуральными числами, порядок выполнения действий.
- Перейдем к решению уравнений.
6. Решите уравнения:
Учащиеся работают самостоятельно по вариантам – красное, зеленое и желтое уравнения – первый вариант, синее, оранжевое и розовое уравнения – второй вариант. Затем меняются и проверяют друг друга. После высвечивается на доске правильный ответ – число 7, и учащиеся оценивают свою работу, сравнивая с доской. При проверке учащимися проговариваются правила нахождения неизвестных компонентов.
Уравнения.
Вычислить наиболее удобным способом ( в парах):
а)
б)
в)
г)427 – 33 – 57 =
д)
е)
Какие правила (свойства) вы использовали при вычислениях?
7. Решение текстовых задач (построено на создании проблемной ситуации)
“Лесная полянка. Посчитаем?”
– Некоторые ученые считают, что продолжительность жизни людей тесно связана с загрязнением окружающей среды. Почему они так считают, как вы думаете?
Учащиеся отвечаю, что деревья поглощают разное количество радиации, выхлопных газов и различных вредных веществ. Ребятам предлагается решить задачу о продолжительности жизни разных деревьев.
Задача. Ель живёт примерно 1200 лет. Сосна живёт примерно в 3 раза меньше Ели, а Берёза – примерно на 280 лет меньше Сосны. Определите сколько лет живёт каждое дерево?
Решение. (решение задачи выполняется учащимися класса самостоятельно, с подробным проговариванием решения)
1200 : 3 = 400 (лет) живёт Сосна.
400 – 280 = 120 (лет) живёт Берёза.
Ответ: 400 лет, 120 лет.
6. Подведение итогов урока, рефлексия
Наш урок подходит к концу. Сегодня мы повторили действия с натуральными числами, закрепили умение решать задачи, уравнения. Давайте подведем итог.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какую цель мы поставили сегодня?
- Достигли ли мы этой цели?
- Все ли было понятно, все ли успели?
- Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры.
- Что получилось, а что нет?
- Над чем надо поработать?
Поставьте свою самооценку за сегодняшний урок.
Подсчитайте общее количество плюсов на вашем оценочном листе и запишите напротив итого.
Если вы набрали
- 13 - 12 плюсов, то за урок вы получаете отметку “5”;
- 11 - 9 – получаете “4”;
- 8 – 6 – получаете “3”.
Учащиеся, которые набрали менее 2 плюсов, работали сегодня не совсем хорошо, в следующий раз постарайтесь лучше.
Я попрошу вас поднять смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока.
Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы и тетради.
Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!
10. Задание на дом (с комментариями) – 1 мин.
1. Задача на дом “Необыкновенное число”: Что это за число: если к нему прибавить 7, сумму разделить на 7, а из частного вычесть 7 и полученный результат умножить на 7, то в результате получится 7.
Ответ: 49