Цель: изучить перемены, происходившие в жизни населения XVI–XVII вв. Русского государства, на примере русской женщины.
Задачи:
- проследить изменения, произошедшие в мировоззрении русского человека в переходную эпоху,
- рассмотреть организацию быта русского горожанина и крестьянина;
- определить изменения, происходившие в жизни русской женщины на рубеже Нового времени, на примере Софьи Алексеевны и Н.К. Нарышкиной,
- выяснить, как социальный статус семьи влиял на судьбу русской женщины XVI – XVII вв.
Оборудование: изображения деревенской избы, боярских палат, русского города и деревни XVI–XVII вв., Элементов народных костюмов, костюмы боярыни и крестьянки, утварь, посуда, прялка, коромысло.
Ход урока
1. Организационный момент: проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания: словарный диктант.
Сторонники протопопа Аввакума, выступавшие против реформы церкви (старообрядцы),
Глава украинского казачьего войска в XVI – XVII вв. (гетман),
Ранний примитивный жанр портрета в России (парсуна),
Временное правление одного или нескольких лиц, при малолетстве, болезни монарха (регентство),
Стиль русской архитектуры рубежа XVII – XVIII вв., для которого характерно широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрической композиции.
После выполнения задания, учащиеся обмениваются заданиями и осуществляют взаимопроверку и оценивание, сверяясь с написанием на доске.
Переход к изучению нового материала
Учитель предлагает школьникам определить тему урока, разгадав ребусы:
На основе ответов ученики формулируют тему урока. Учитель формулирует цель урока.
Учитель: Русское общество XVI – XVII вв. оказалось на сложном пути трансформации мировоззрения. Если прежде, доминирующей идеей было религиозное сознание, то теперь ему на смену приходит новое мышление. В чем же были их основные различия. На главных событиях в жизни человека эпохи средневековья лежал отпечаток христианства: брак, рождение, смерть, к каждому из этих событий были привязаны различные обязательные обряды. Христианство было основой “осью” эпохи средневековья. И это оказывало, как положительное, так и отрицательное воздействие на жизнь человека. С одной стороны, христианство давало человеку веру в бессмертие души. Причем достигнуть этого можно было лишь праведной жизнью, что ограничивало своеволие и безнравственность, способствовало формированию идеи человеколюбия и милосердия. Но с другой стороны, религия сковывала инициативу, творческую и трудовую активность. Любые взгляды, выходившие за рамки религиозных догматов, запрещались, что серьезно тормозило развитие науки, а значит и движение вперед.
Главная ценностью новой культуры стала свободная, автономная, независимая личность, эта личность способна формировать цивилизацию нового типа, важнейшими чертами такой цивилизации становится постоянный научный поиск, который дает толчок к новым научным открытиям.
И вот эти, казалось бы, разнородные черты сочетались и в русском человеке рубежа XVI – XVII вв., сохраняя прежнюю религиозность, почитание традициям, он стремился новому восприятию мира, через светскую культуру, науку, активность. Одним из ярких примеров, такого нового человека стал А.Л. Ордин-Нащокин. Дается домашнее задание прочитать § 30 и ответить на вопрос, какие идеи А.Л. Ордин-Нащокина можно считать передовыми.
Учитель: Мир человека, определенной территории, эпохи легче всего представить, на примере конкретного человека. Вот и давайте совершим такое путешествие. А сопровождать нас будут две русские красавицы: представительница боярского рода и из крестьянской семьи.
Звучит песня “Горница” в исполнении Пелагеи, под которую входят две девушки в русских народных костюмах с подносами с обедом и накрывают столы, заранее приготовленные.
Учитель: Здравствуйте девицы красные.
Девушки: И Вам здоровья гости дорогие.
Учитель: А не познакомите ли Вы нас со своей горницей, да не расскажите ли о заботах, да радостях?
Девушки: Отчего же не показать, да не рассказать.
Боярыня подходит к доске с иллюстрацией боярских палат и рассказывает о ее устройстве, обстановке и изменениях, которые происходят к началу XVII в., связанные с появлением иноземного влияния. “Дворец крупного вельможи мог представлять из себя небольшой городок. Здесь располагались парадные комнаты, личные покои главы семьи, а также всех ее членов, служебные помещения и несколько церквей. Такие дворцы строились из камня, что должно было защитить от пожаров. А для особой роскоши стены обивали тканью, сукном и украшали картинами и парсунами. В женской светлице обязательно было зеркало. В комнатах было много деревянной мебели отечественной и заграничной: стулья, шкафы, часы. Однако, такие новшества были доступны, только наиболее состоятельным людям. Большинство же бояр и дворян, особенно в глубинке жило в относительно небольших домах, которые зачастую оставались деревянными”.
Крестьянка: “Наш быт совсем простой. У меня отдельной комнаты нет, ибо вся семья живет в избе, состоящей из одной жилой комнаты, которая отапливается печкой, путем окуривания. Изба строилась из дерева, да и внутреннее убранство было также деревянным и состояло из простых лавок, стола. Спальным местом могли служить, как лавки, так и печь, на которую в холодную погоду взбирались от мала до велика. Избу дополняют хозяйственные постройки, где содержали скот и инвентарь”.
Учитель: Вот спасибо, все подробно рассказали. А теперь ребята, давайте обратимся к костюму наших девушек. Можете ли Вы описать их? Какие элементы народного костюма, представленного здесь Вы знаете? (рубаха, сарафан, сапоги, лента, платок).
Давайте познакомимся с одним историческим источником, который описывает наряд русской девушки XVII в. Найдите в нем наименование элементов костюма?. Попытайтесь объяснить как оно выглядело? Писатель Иван Иванович Лажечников, автор романов из русской старины, так представлял читателю праздничный наряд барышни XVII века: “Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом, наподобие отсечённой сахарной головы; он слегка прикрыт платком из тончайшей кисеи, которого концы, повязав шею, прячутся на груди. На лоб спускаются, как три виноградные кисти, ряски из крупного жемчуга, переливающего свою млечно-розовую белизну по каштановым волосам, слегка обрисованным; искусно заплетённая коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли, Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок, от которого левый рукав по туместной Праздничная одежда. Центр России. Начало XX века. Рубаха-“рукава” составная, с длинными широкими рукавами, собранными у кисти, из тонкой льняной ткани и батиста, украшена вышивкой белыми нитями тамбурным швом, “решётками”, настилом, по краю рукавов пришита кружевная оборка. Сарафан косоклинный, распашной, украшен золотным зубчатым галуном из рубчатой узорной шёлковой ткани русской фабричной работы второй половины XVIII века. Платок кисейный, с вышивкой золотными и серебряными нитями, украшен розовым зубчатым кружевом моде висит небрежно; из-под него выказывается круглое зеркальце, неотъемлемая принадлежность новоторжской красоты. Богатая ферязь её как жар горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом...”. (Проходит обсуждение, с разъяснениями по иллюстрациям).
А какие еще названия русской народной одежды Вы знаете? (Могут быть названы: кафтан, зипун, шуба, телогрея, кокошник, передник, кичка, венец и т. д.).
Крестьянка: А кто знает, что такое “канитель”? Ныне под словом “канитель” мы подразумеваем что-то хлопотливое, утомительное. В старину канитель - особым образом приготовленная швейная нить. На тонкую шёлковую нить накручивали спиралью золотую или серебряную тончайшую проволочку. Навивать золото на шёлк - занятие очень непростое, отсюда и родилось выражение - канительное дело, т.е. нелёгкое, кропотливое
Учитель: Найдите ошибку, которую допустили наши красавицы в своем костюме (Одна из девушек обута в резиновые калоши).
Боярыня: Молодцы, многое знаете о нарядах русской старины. Но не утомил ли Вас наш рассказ, может быть, стоит передохнуть и сделать зарядку.
Боярыня: Ну, что де, а теперь самое время пригласить Вас за стол. Происходит знакомство с мясными блюдами русской кухни. Причем девушка отмечает, что боярские столы могли отличаться особой изысканностью, представляя такие блюда, как зайцы в рассоле, лебедь медвянной, журавли под зварном с шафраном, спинка осетровая, лососина с чесноком, белужина, икра и т. д.
Учитель предлагает сравнить стол боярский и крестьянский по характеру меню (должны быть отмечено богатство и разнообразие блюда на боярском столе, наличие мяса и рыбы, скудность крестьянского стола, представленного кашей, хлебом, пирогами), используемой утвари. Делаются выводы.
Крестьянка: Не стоит сожалеть друзья о бедности стола. Зато жизнь моя куда более разнообразная в занятиях, труде и развлечениях. Я не сижу запертой в своей светлице, провожу время на свежем воздухе, тружусь в поле, по дому. Могу испечь хлеб, соткать ткань, сшить одежду, занимаюсь вышивкой, прядением. И кстати, хотелось бы Вам загадать загадку: “сидят две галочки, на палочке”, что это? Да это верные спутники мои: ведра и коромысло. А Вы, кстати, знаете, когда оно появилось? (в XVI в.).
А в праздники полно игр, веселых танцев, забав. Зимой гадания и колядки:
Тетушка, матушка!
Хлебца кусочек, Лучинки пучочек,
Кокурочку с дырочкой,
Пирожка с начиночкой,
Поросячью ножку
Да жарену лепешку.
Не подашь лепешки –
Разобью окошки.
Не подашь пирога –
Корову за рога.
А потом и масленица с блинами, да катаниями, хороводами, да гуляниями, состязаньем и призывом весны – ожиданием природы пробужденья:
Прошла Масленица,
Наступил Великий пост.
Свою беленькую кофточку
Повесил на гвоздь.
А там уже и летние гулянья.
Боярыня: В этом ты права голубушка. Моя судьба – жить взаперти. Мне не дозволено ездить в гости, ходить в церковь, даже просто выйти из дома без ведома отца, а потом мужа. Удел мой “теремной образ жизни”. Даже супруга мне выберет батюшка. Но скоро все изменится. Вот уже даже царицы наши преодолевают обычаи “Домостроя”.
Учитель: Ребята, а что такое “Домострой” (Сборник правил и советов по организации жизни и поведения человека XVI – XVII вв.)? О каких царицах нам сказала боярыня (Софья Алексеевна, Наталья Кирилловна Нарышкина)? Делаются короткие сообщения о нововведениях, которые внесли эти правительницы.
Учитель: Мы выяснили, что жизнь этих двух девушек была непохожей, по условиям быта, роду занятий, одежде и даже питанию, но, как Вы думаете, что в домашней жизни могло их объединять (забота о семье и воспитание детей)?
Звучит русская народная колыбельная “Ой, люли”. Девушки садятся за вышивку и прялку.
Учитель: Оставим наших спутниц и попробуем подвести итоги урока.
Что нового Вы узнали сегодня?
Можно ли сказать, положение девушки из боярской и крестьянской семьи было схожим? В чем?
В чем проявилось различие их положения?
Почему их роль общественной жизни была столь различной? (Акцентировать внимание на социальном статусе семьи, как определяющем факторе положения женщины в обществе).
Можем ли мы говорить, что положение женщины в обществе менялось?
Учитель: Подводя итог, мы можем сказать, что на рубеже XVI–XVII вв. жизнь русского человека вступала в новую эпоху, когда на смену религиозной замкнутости, приходил активный поиск себя, своего места в жизни. Особенно заметно это было для русской женщины, которая из теремного затворничества выходила в общественную и государственную жизнь. Именно эта эпоха создала условия для появления в России плеяды великих императриц XVIII столетия.
Список использованной литературы
Учебник
- Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосов И.В. История России XVI – конец XVII вв. 7 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2016.
Литература
- Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад? – М.: Феникс, 1996. – 575 с.
- Русские одежды XVII века // narjad.narod.ru›books/russkaya_odejda/4_russkaya_...
- Судаков Г. В. Старинная женская одежда и её наименования // “Русская речь” - 1991. - №1. - С. 110-116.
- Шангина И.И. Русские девушки. – СПб.: Азбука-классик, 2008. – 352 с.