Разделительный мягкий знак. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: формирование новых знаний (1-й урок).

Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного;
  • наблюдать произношение слов с разделительным мягки знаком;
  • познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака;
  • тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;
  • определять, каким правилом регулируется написание разделительного мягкого знака;
  • применять правило о разделительно мягком знаке на практике;
  • осуществлять орфографический контроль.

Развивающие:

  • развивать навыки орфографической зоркости;
  • способствовать развитию основ мыслительной деятельности;
  • развивать речь;

Воспитательные:

  • формировать потребности писать грамотно;
  • формирование навыков сотрудничества;
  • расширение знаний о родном языке;
  • воспитание учебной активности;
  • работать в парах и группах.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Планируемы результаты:

Научатся:

  • писать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласного звука на письме.

Получат возможность научиться:

  • безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач.

Предметные:

  • Умение различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного и с разделительным мягким знаком;
  • Объяснять написание раздельного мягкого знака в словах.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Умение определять цель деятельности урока, планировать (в соответствии с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • Ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкции (памятка-схема), содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник, вносить коррективы (осуществлять самоконтроль по ходу письма), проверять написанное, находить и исправлять ошибки;
  • Оценивать свои и товарища достижения.

Коммуникативные:

  • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;
  • Осуществлять взаимоконтроль;
  • Проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Познавательные:

  • Осуществлять анализ, синтез. Сравнение. Классификацию языкового материала по заданным критериям.

Личностные

  • Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией;
  • Считаться с мнением другого человека.

Ресурсы урока: Русский язык: учебник для 2 класса, 2 часть/ В.П. Канакиной. – 3-е изд. М.: “Просвещение”,2011г.

Оборудование:

  • У учителя: мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Разделительный мягкий знак”, карточки задания для учащихся, схема-памятка для учащихся.
  • У учащихся: карточки с заданиями, тетрадь-памятка, сигнальные карточки зеленого, желтого и красного цветов.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.).

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, то мы знаем и умеем работать.

- Присаживаемся. Проверим посадку.

Руки?

Ноги?

Локти?

Спинка?

- Открыли тетради, отступили одну строчку вниз от предыдущей работы и записали число, на следующей строчке классная работа. Посмотрите на слайд и запишите прописными буквами.

Слайд 2.

- На полях с помощью простого карандаша изобразите ваше настроение: солнышко, тучку или солнышко, спрятанное за тучкой. Если у вас хорошее настроение – нарисуйте солнышко, если вам грустно – тучку нарисуйте, а если вы серьезны, изобразите солнышко, спрятанное за тучкой.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте. Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

- Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать:
Лес, лось, жар, жарь,
Мол, моль, кон, конь.

- Да, сегодня будем писать ь. Вспомните, как пишется ь, из каких элементов он состоит?

Слайд 3.

- Посмотрите на слайд, вы видите прописные буквы ? мягкий знак, один ь пишется после согласного в конце слова, второй – в середине, запишите по образцу ь от начала строки до конца.

- Подчеркните самую красивую букву ь.

- Молодцы, вы все постарались при написании этой буквы.

III. Актуализация знаний (создание условий для возникновения у учеников потребности в учебной деятельности на основе ранее полученных знаний) (5 мин.).

- Ребята, что вы знаете о букве мягкий знак? Какая особенность этой буквы?

- Какую работу выполняет в русском языке мягкий знак?

- Посмотрите на слайд, прочтите слова.

Слайд 4.

декабрь, мебель, коньки, январь, ноябрь

- Ребята, а что это за слова?

- А почему вы так решили?

- Какие надо запомнить буквы в данных словах?

- Что объединяет эти слова?

- Посмотрите на слайд, проверьте, верны ли ваши предположения.

Слайд 5.

- Какую роль здесь выполняет мягкий знак?

IV. Формирование новых знаний и умений (постановка проблемного вопроса) (7 мин).

- Поработаем в парах. Посмотрите на экран, перед вами таблица, прочитайте слова в ней. Что объединяет эти слова?

Слайд 6 (1).

- У вас на столе лежат жёлтые карточки с такими же словами. Ваша задача, попытаться разделить данные слова на две группы, показывая направление слов стрелочками.

- Проверим, правильно ли вы расставили стрелочки.

Слайд 6 (2).

- Поднимите руки, у кого все стрелки правильно расставлены. У кого была одна ошибка. Кто не справился совсем. Объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы? Докажите.

- Возникали ли какие проблемы при выполнении данного задания?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Слайд 7.

- Какие цели стоят перед нами на уроке?

V. Открытие нового знания (7-8 мин.).

- Обратили внимание на слайд, прочитайте слова.

Слайд 8 (1).

Солю (воду) солью (воду).

- Сравним написание и произношение слов. Какой буквой они различаются?

- Какое имеет значение каждое это слово?

- Сколько букв и звуков в слове солю, а в слове солью?

- Прочитайте слова с правой стороны и с левой стороны по слогам, послушайте, как они звучат. – Что мы можем сказать о втором слоге в этих словах.

– Какими звуками обозначены гласные буквы, находящиеся во втором слоге?

– Как вы думаете, почему буква ю в слове солью обозначает два звука?

– Посмотрите, между какими буквами стоит ь?

- Предположите, какая роль у мягкого знака в слове солью?

- Сделайте вывод, каким может быть мягкий знак.

Слайд 8 (2).

? На письме после согласной буквы “эль” перед гласной буквой ю пишется мягкий знак, который в русском языке называется разделительным мягким знаком.

- Обратимся к учебнику с.32, найдите сведения о языке, прочитайте самостоятельно.

- Прочитайте вслух, пожалуйста.

- Попытаемся создать схему, в каких же случаях пишется разделительный мягкий знак?

- Обратимся к слайду, правильно ли мы сказали.

Слайд 9.

- Прочитайте слова, скажите, какими звуками обозначены буквы е, ё, я, и, ю, стоящие после мягкого знака?

- Молодцы, ребята, вы справились, вы получили такую же схему-сигнал, как и на слайде. Эту схему вы можете вклеить в тетрадь-памятку.

Физкультминутка. (Для глаз, спины).

VI. Первичное закрепление (4-5 мин).

- Ребята, обратимся к упражнению 52. Прочитайте задание самостоятельно. Прочитайте вслух. Что необходимо сделать в упражнении?

- Определить, перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак. Списать слова. Подчеркнуть одной чертой разделительный мягкий знак, двумя чертами – буквы, перед и после которыми он пишется.

- Давайте выполним это упражнение у доски. Вы записываете слова, диктуя по слогам, определяя какими звуками обозначены буквы, стоящие после мягкого знака.

- Какую роль здесь играет знак?

- Ребята, правильно ли выполнено задание на доске? Оцените с помощью “Ладошки”.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 мин).

- А теперь поработаем самостоятельно. Внимание на слайд.

Слайд 10 (1).

Зверьки, листья, борьба, друзья, соль, здоровье, пальто, веселье, ночью.

- Даны слова, прочитайте их. Ребята, у вас на столе карточки синего цвета с такими же словами. Возьмите их. Послушайте задание.

Спишите только те слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Подчеркните те буквы, которые указывают, что мягкий знак является разделительным. Используйте схему-памятку, которые вы получили.

- Ребята, всем задание понятно? Если да, то выполняем.

- Взгляните н слайд. Проверьте, всё ли верно написано. Оцените себя: если все слова выписаны правильно – поднимите зелёный цвет, если не верно 1-2 слова – поднимите жёлтый цвет, если больше ? поднимите красный цвет.

Физкультминутка.

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.).

- Посмотрите на доску, вы видите картинки.

Слайд 11.

- Проговорите название картинок про себя. Попытайтесь понять, в каких словах пишется разделительный мягкий знак. Выпишите их.

- Найдите в выписанных словах буквы, обозначающие два звука, напишите, какие звуки они обозначают. Попытайтесь выполнить самостоятельно.

- Всем задание понятно? Выполняйте.

- Поменяйте тетрадями, оцените друг друга с помощью шкалы.

- Проверим вашу работу на слайде.

Слайд 12.

- Если все правильно, крестик на верхней черте, если одно слово неверно, крестик посередине, если написано 1 слово или слова со смягчающим мягким знаком, поставьте крестик на нижней черте.

IX. Рефлексия деятельности.

- Ребята, а теперь немного поиграем, я вам читаю предложение, если вы согласны, то вы поднимаете зелёный цвет сигнала, если нет – то красный.

Приготовились.

  • Мягкий знак бывает смягчающим.
  • Мягкий знак бывает разделительным.
  • Разделительный мягкий знак стоит после согласного в конце слова.
  • Разделительный мягкий знак разделяет гласный и согласные звуки.

- Молодцы! Почти все справились с заданием. На следующем уроке мы продолжим работать с данной темой.

X. Итог урока.

- Что узнали нового о Ь знаке?

- Где стоит разделительный мягкий знак?

- Что было легко? Что было трудно на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

- Изобразите в тетради на полях свое настроение с помощью солнышка, тучи, или солнышка скрывшегося за тучкой.

- Сравните ваше настроение в начале рока и конце. Изменилось ли оно?

- Оценим вашу работу на уроке. У тех, кто при выполнении всех заданий получал высший балл получает пятёрки.

- У тех, кто при выполнении всех заданий были недочеты, неточности получает четверки.

- У тех, кто при выполнении заданий были ошибки, удовлетворительно.

Домашнее задание.

Учитель: Запишите домашнее задание на выбор, оно написано на слайде (на выбор).

Слайд 13.

Записать слова, вставляя пропущенные слоги. Подчеркнуть разделительный мягкий знак (с.32) упр. 53.

Объясни, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. Записать любое слово по памяти.

- Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В парах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен.

Слайд 14.