Тип урока: формирование новых знаний (1-й урок).
Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного;
- наблюдать произношение слов с разделительным мягки знаком;
- познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака;
- тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;
- определять, каким правилом регулируется написание разделительного мягкого знака;
- применять правило о разделительно мягком знаке на практике;
- осуществлять орфографический контроль.
Развивающие:
- развивать навыки орфографической зоркости;
- способствовать развитию основ мыслительной деятельности;
- развивать речь;
Воспитательные:
- формировать потребности писать грамотно;
- формирование навыков сотрудничества;
- расширение знаний о родном языке;
- воспитание учебной активности;
- работать в парах и группах.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Планируемы результаты:
Научатся:
- писать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласного звука на письме.
Получат возможность научиться:
- безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач.
Предметные:
- Умение различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного и с разделительным мягким знаком;
- Объяснять написание раздельного мягкого знака в словах.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Умение определять цель деятельности урока, планировать (в соответствии с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- Ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкции (памятка-схема), содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник, вносить коррективы (осуществлять самоконтроль по ходу письма), проверять написанное, находить и исправлять ошибки;
- Оценивать свои и товарища достижения.
Коммуникативные:
- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;
- Осуществлять взаимоконтроль;
- Проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Познавательные:
- Осуществлять анализ, синтез. Сравнение. Классификацию языкового материала по заданным критериям.
Личностные
- Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией;
- Считаться с мнением другого человека.
Ресурсы урока: Русский язык: учебник для 2 класса, 2 часть/ В.П. Канакиной. – 3-е изд. М.: “Просвещение”,2011г.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
компьютер, презентация “Разделительный мягкий
знак”, карточки задания для учащихся,
схема-памятка для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.).
- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, то мы знаем и умеем работать.
- Присаживаемся. Проверим посадку.
Руки?
Ноги?
Локти?
Спинка?
- Открыли тетради, отступили одну строчку вниз от предыдущей работы и записали число, на следующей строчке классная работа. Посмотрите на слайд и запишите прописными буквами.
Слайд 2.
- На полях с помощью простого карандаша изобразите ваше настроение: солнышко, тучку или солнышко, спрятанное за тучкой. Если у вас хорошее настроение – нарисуйте солнышко, если вам грустно – тучку нарисуйте, а если вы серьезны, изобразите солнышко, спрятанное за тучкой.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте. Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
- Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать:
Лес, лось, жар, жарь,
Мол, моль, кон, конь.
- Да, сегодня будем писать ь. Вспомните, как пишется ь, из каких элементов он состоит?
Слайд 3.
- Посмотрите на слайд, вы видите прописные буквы ? мягкий знак, один ь пишется после согласного в конце слова, второй – в середине, запишите по образцу ь от начала строки до конца.
- Подчеркните самую красивую букву ь.
- Молодцы, вы все постарались при написании этой буквы.
III. Актуализация знаний (создание условий для возникновения у учеников потребности в учебной деятельности на основе ранее полученных знаний) (5 мин.).
- Ребята, что вы знаете о букве мягкий знак? Какая особенность этой буквы?
- Какую работу выполняет в русском языке мягкий знак?
- Посмотрите на слайд, прочтите слова.
Слайд 4.
декабрь, мебель, коньки, январь, ноябрь
- Ребята, а что это за слова?
- А почему вы так решили?
- Какие надо запомнить буквы в данных словах?
- Что объединяет эти слова?
- Посмотрите на слайд, проверьте, верны ли ваши предположения.
Слайд 5.
- Какую роль здесь выполняет мягкий знак?
IV. Формирование новых знаний и умений (постановка проблемного вопроса) (7 мин).
- Поработаем в парах. Посмотрите на экран, перед вами таблица, прочитайте слова в ней. Что объединяет эти слова?
Слайд 6 (1).
- У вас на столе лежат жёлтые карточки с такими же словами. Ваша задача, попытаться разделить данные слова на две группы, показывая направление слов стрелочками.
- Проверим, правильно ли вы расставили стрелочки.
Слайд 6 (2).
- Поднимите руки, у кого все стрелки правильно расставлены. У кого была одна ошибка. Кто не справился совсем. Объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы? Докажите.
- Возникали ли какие проблемы при выполнении данного задания?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Слайд 7.
- Какие цели стоят перед нами на уроке?
V. Открытие нового знания (7-8 мин.).
- Обратили внимание на слайд, прочитайте слова.
Слайд 8 (1).
Солю (воду) солью (воду).
- Сравним написание и произношение слов. Какой буквой они различаются?
- Какое имеет значение каждое это слово?
- Сколько букв и звуков в слове солю, а в слове солью?
- Прочитайте слова с правой стороны и с левой стороны по слогам, послушайте, как они звучат. – Что мы можем сказать о втором слоге в этих словах.
– Какими звуками обозначены гласные буквы, находящиеся во втором слоге?
– Как вы думаете, почему буква ю в слове солью обозначает два звука?
– Посмотрите, между какими буквами стоит ь?
- Предположите, какая роль у мягкого знака в слове солью?
- Сделайте вывод, каким может быть мягкий знак.
Слайд 8 (2).
? На письме после согласной буквы “эль” перед гласной буквой ю пишется мягкий знак, который в русском языке называется разделительным мягким знаком.
- Обратимся к учебнику с.32, найдите сведения о языке, прочитайте самостоятельно.
- Прочитайте вслух, пожалуйста.
- Попытаемся создать схему, в каких же случаях пишется разделительный мягкий знак?
- Обратимся к слайду, правильно ли мы сказали.
Слайд 9.
- Прочитайте слова, скажите, какими звуками обозначены буквы е, ё, я, и, ю, стоящие после мягкого знака?
- Молодцы, ребята, вы справились, вы получили такую же схему-сигнал, как и на слайде. Эту схему вы можете вклеить в тетрадь-памятку.
Физкультминутка. (Для глаз, спины).
VI. Первичное закрепление (4-5 мин).
- Ребята, обратимся к упражнению 52. Прочитайте задание самостоятельно. Прочитайте вслух. Что необходимо сделать в упражнении?
- Определить, перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак. Списать слова. Подчеркнуть одной чертой разделительный мягкий знак, двумя чертами – буквы, перед и после которыми он пишется.
- Давайте выполним это упражнение у доски. Вы записываете слова, диктуя по слогам, определяя какими звуками обозначены буквы, стоящие после мягкого знака.
- Какую роль здесь играет знак?
- Ребята, правильно ли выполнено задание на доске? Оцените с помощью “Ладошки”.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 мин).
- А теперь поработаем самостоятельно. Внимание на слайд.
Слайд 10 (1).
Зверьки, листья, борьба, друзья, соль, здоровье, пальто, веселье, ночью.
- Даны слова, прочитайте их. Ребята, у вас на столе карточки синего цвета с такими же словами. Возьмите их. Послушайте задание.
Спишите только те слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Подчеркните те буквы, которые указывают, что мягкий знак является разделительным. Используйте схему-памятку, которые вы получили.
- Ребята, всем задание понятно? Если да, то выполняем.
- Взгляните н слайд. Проверьте, всё ли верно написано. Оцените себя: если все слова выписаны правильно – поднимите зелёный цвет, если не верно 1-2 слова – поднимите жёлтый цвет, если больше ? поднимите красный цвет.
Физкультминутка.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.).
- Посмотрите на доску, вы видите картинки.
Слайд 11.
- Проговорите название картинок про себя. Попытайтесь понять, в каких словах пишется разделительный мягкий знак. Выпишите их.
- Найдите в выписанных словах буквы, обозначающие два звука, напишите, какие звуки они обозначают. Попытайтесь выполнить самостоятельно.
- Всем задание понятно? Выполняйте.
- Поменяйте тетрадями, оцените друг друга с помощью шкалы.
- Проверим вашу работу на слайде.
Слайд 12.
- Если все правильно, крестик на верхней черте, если одно слово неверно, крестик посередине, если написано 1 слово или слова со смягчающим мягким знаком, поставьте крестик на нижней черте.
IX. Рефлексия деятельности.
- Ребята, а теперь немного поиграем, я вам читаю предложение, если вы согласны, то вы поднимаете зелёный цвет сигнала, если нет – то красный.
Приготовились.
- Мягкий знак бывает смягчающим.
- Мягкий знак бывает разделительным.
- Разделительный мягкий знак стоит после согласного в конце слова.
- Разделительный мягкий знак разделяет гласный и согласные звуки.
- Молодцы! Почти все справились с заданием. На следующем уроке мы продолжим работать с данной темой.
X. Итог урока.
- Что узнали нового о Ь знаке?
- Где стоит разделительный мягкий знак?
- Что было легко? Что было трудно на уроке?
- Какое задание было самым интересным?
- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
- Изобразите в тетради на полях свое настроение с помощью солнышка, тучи, или солнышка скрывшегося за тучкой.
- Сравните ваше настроение в начале рока и конце. Изменилось ли оно?
- Оценим вашу работу на уроке. У тех, кто при выполнении всех заданий получал высший балл получает пятёрки.
- У тех, кто при выполнении всех заданий были недочеты, неточности получает четверки.
- У тех, кто при выполнении заданий были ошибки, удовлетворительно.
Домашнее задание.
Учитель: Запишите домашнее задание на выбор, оно написано на слайде (на выбор).
Слайд 13.
Записать слова, вставляя пропущенные слоги. Подчеркнуть разделительный мягкий знак (с.32) упр. 53.
Объясни, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. Записать любое слово по памяти.
- Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В парах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен.
Слайд 14.