Цели урока:
- образовательная: закрепить навыки работы с обыкновенными и десятичными дробями; вывести правило умножения десятичных дробей; закрепить полученные знания.
- развивающая: развивать умения: мыслить, выполнять умственные операции: обобщение, сравнение, анализ, делать вывод; развить навыки самопроверки; развить наблюдательность. воспитывающая: воспитание устойчивого интереса к предмету, эстетических вкусов, навыков коммуникативности.
Ход урока
Вводное слово учителя. Прямоугольники встречаются в повседневной жизни очень часто и возникают задачи, связанные с нахождением площади прямоугольников. Слайды№1-6.
Актуализация знаний учащихся. Переход от реальной задачи к её математической модели. Слайды №7-8.
Постановка проблемы и работа по получению новых знаний.
Как вычислить площадь прямоугольника, если длины его сторон выражены десятичными дробями? Слайды №9-10.
Отключение проектора (здоровьесберегающая составляющая урока)
Алгоритм выполнения умножения десятичных дробей с использованием правила умножения обыкновенных дробей и правила перевода обыкновенной дроби в десятичную.
- Переведите каждый множитель, записанный в виде десятичной дроби в обыкновенную дробь.
- Выполните умножение обыкновенных дробей.
- Переведите полученную обыкновенную дробь в десятичную.
- Найдите закономерность в том, как “ведет себя” запятая.
Учащиеся выполняют примеры.
Пример 1. 1,2·0,3= · = = 0,36
Пример 2. 1,22·0,3= · = = 0,366
Пример 3. 1,02·0,03= · = = 0,0306
Пример 4. 1,132·0,3= · = = 0,3396
Обсуждение полученных результатов. Первичная формулировка правила. Вывод: выполнить умножение, не обращая внимания на запятые (устно или столбиком), в ответе отделить запятой столько цифр справа налево, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе
Включение проектора. Рассмотрение тех случаев умножения десятичных дробей, в которых надо “отбросить” нули.
Работа с сигнальными карточками.
Пример 1. 0,05 * ·1,3 = 0,065. Ответ на слайде правильный. Слайд№11.
Пример 2. 2,6 * 1,5 = 3,9. Ответ на слайде неправильный. Исправление результата. Работа над записью ответа. Слайд №12.
Пример 3. 0,035 * 1,4 = 0,049. Ответ на слайде правильный. Работа над записью ответа. Слайд №13.
Пример 4. 1,2 * 0,5 = 0,6. Ответ показывают учащиеся. Проверка ответа, разбор пошаговых действий для тех учащихся, кто испытывает затруднения. Исправление результата. Работа над записью ответа. Слайд №14.
Формулировка обобщенного правила умножения десятичных дробей. Слайд №15.
Отключение проектора (здоровьесберегающая составляющая урока).
Первичное закрепление изученного материала.
Слайдами № 16-17 пользоваться при необходимости. В целях сокращения времени работы с проектором надо использовать раздаточные карточки для учащихся с условием задач.
Задача 1.
Сколько необходимо привести земли для создания клумбы на огороженном участке с размерами 5,4м на 1,3м, если на 1 м2 необходимо 150,2 кг земли?
Решение:
1. 5,4 * 1,3=7,02 (м2) – площадь клумбы
2. 7,02 * 150,2=1054,404 (кг) земли
Задача 2.
После ремонта осталось 2,3 м2 самоклеющейся бумаги. Хватит ли этого кусочка для затемнения окошек, если размеры стекла 0,73м и 1,21м?
Решение:
1. 0,73 * 1,21=0,8833 (м2) – площадь одного стекла
2. 0,8833 * 2=1,7666 (м2) - площадь двух стекол
3. 2,3>1,7666, да хватит.
Включение проектора.
Связь новых знаний и знаний, полученных ранее.
Учащиеся умеют выполнять деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. Повторение правила устно.
Применяем полученное на уроке правило умножения десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001. Устанавливаем связь между операциями умножения и деления. Слайды №18-21.
Работа по закреплению этих знаний с помощью карточек с цифрами для устной работы. Слайд №22.
Итоги урока.
- Вывели правило умножения десятичных дробей
- Научились применять правило для решения заданий
- Обобщили знания и познакомились с “математическими близнецами”
Слайд №23. При работе со слайдом можно использовать гиперссылки, которые находятся: цветочек, рулон бумаги. Выход на слайд №23 находится на кружочках в правом нижнем углу слайдов № 25,26. Слайд № 24- завершение урока.
Раздаточный материал для учащихся
Памятка для теоретической тетради.