Умножение на трёхзначное число. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Закрепление знаний.

Цель: Учить детей умножению на трёхзначное число.

Задачи:

Обучающие:

  • Повторить приёмы умножения многозначных чисел, закрепить приёмы умножения на трёхзначное число, повторить приёмы и способы устных и письменных вычислений, способы работы с именованными числами, повторить компоненты арифметических действий, повторить способы решения текстовых задач.

Развивающие:

  • Развивать память, мышление, речь, внимание, восприятие, воображение, аналитико-синтетические способности, творческую активность, интерес к математике, развивать коммуникативные универсальные учебные действия при работе в группах.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, инициативность, ответственность.

Оборудование: учебник “Математика 4 класс”, автор Моро; рабочие тетради; презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. 

Очень я рада войти приветливый ваш класс

И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз
Я знаю каждый в классе гений
Но без труда и ум не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок

Как видите для начала нашего урока у меня просто замечательно.

Я хочу подарить вам интересный урок. Меня зовут .... Я учительница .... Мои ученики тоже в 4 классе. Они передали вам огромный привет и пожелали, чтобы у нас с вами получился отличный урок.

Слайд 1

Перед каждым из вас лежит такая табличка с буквой Я. Оцените, пожалуйста, свое настроение на данный момент и закрасьте букву Я соответствующим цветом. Используйте зеленый карандаш или ручку, если настроение отличное и вы хотите работать, синий цвет - работать буду, но без особого желания. И красный цвет используйте те ребята, которые не хотят работать. Пожалуйста.

Вижу, уже многие готовы. Поделитесь своим настроением друг с другом. покажите карточки. Поверните гостям. Опустите на парту.

Слайд 2

И посмотрите на доску. Прочитайте. (читают С малой удачи начинается успех)

Как вы понимаете смысл пословицы? а как связано с математикой? (что Мы поймем сегодняшнюю тему, и успешно с ней справимся.) Ребята, а когда я брала это высказывание, я думала, что вы каждый справитесь с заданием – это маленькая удача, маленький успех. Вы сделаете все задания, уже большой успех. А из каждого вашего успеха складывается успех класса. Согласны? Будем работать под этим девизом? С малой удачи начинается успех. И так. Перед вами лесенка знаний. Мысленно определите свое положение на ней, где вы находитесь на данный момент. ... Я думаю, что сегодня на уроке хотя бы на одну лесенку поднимемся. И наша маленькая удача приведет к большому будущему успеху. Готовы работать? Я думаю, что у нас с вами все получится. Не теряем время.

II. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания. Работа в тетради.

- Запишете первую цифру сегодняшнего числа (1).

- В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня (2).

- Рядом запишите последнюю цифру текущего года (5).

- Какое число у вас получилось? 125

- Какое это число? (трехзначное)

- Сколько единиц (десятков, сотен, тысяч) в числе 125?

Ребята, с какой датой ассоциируется у вас число 125? Что вы о нем можете сказать? ... Слайд 3

Как вы знаете 2015 год – Год литературы в России по указу Президента России В.В.Путина. Год литературы в России перекликается с Годом К.В. Иванова в Чувашии, объявленным Указом Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьевым. Константин Васильевич Иванов вошел в историю как поэт, автор бессмертной поэмы “Нарспи”. Сегодня мы с вами отправимся по литературным страницам.

Слайд 4

- Давайте перейдем к нашим числам. Запишите самостоятельно другие трехзначные числа, используя эти цифры. Цифры в записи числа не должны повторяться.

  • 125
  • 152
  • 215
  • 251
  • 512
  • 521

- Чем похожи все эти числа? Они трехзначные.

- Какую работу мы можем выполнять с трехзначными числами? Записывать, читать, сравнивать, складывать, вычитать, представить в виде суммы разрядных слагаемых.

- Где нам могут пригодиться эти умения?(При решении примеров, для удобства вычислений.) Сегодня мы в этом убедимся.

Кто скажет, какая тема нашего урока? (Умножение на трехзначное число. Слайд 5

На доску повесить тему)

Почему так думаете? (потому что на прошлом уроке изучали умножение на трехзначное число, а сегодня закрепление)

Слайд 6-10 Как мы сказали сегодня с вами отправимся по литературным страницам. Великий русский поэт А.С.Пушкин написал сказку “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”. Это сказка поможет нам на уроке математики справляться с разными трудностями.

2. Устный счет.

Как вы знаете царь Салтан идет на войну, а гонцу повариха и ткачиха суют грамоту другую и царицу с сыном пустили в Окиян —

Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;

1. На слайде вы видите единицы измерения времени. Выразить в секундах.

Единицы измерения длины – выразить в метрах.

Единицы измерения массы – выразить в килограммах. (допускаю ошибку)

Как видите, ребята, если забудете одну цифру, то получится совсем другое число, каждая цифра в своем разряде имеет большую роль. Математика это точная наука. Поэтому будьте внимательны.

Слайд 11

2. найди закономерность.

78, 67, 56, 45, . , . . 160, 80, 40, . , . . 2, 3, 5, 8, 13, . , . .

III. Самоопределение к деятельности.

Слайд 12

Море у нас бурное, шумное, волнующее, поэтому заданий много.

Соедините выражения с соответствующими свойствами умножения.

315 * (200 + 4) Сочетательное свойство умножения
315 * (24 *10) Распределительное свойство умножения

(один ученик выходит к доске и стрелками соединяет выражения с математическими свойствами)

- Объясните, как выполнить умножение устно, т.е. без столбика.

(1 уч. пишет

315 * (200 + 4)= 315*200 +315*4 = 63000 + 1260 = 64260

315*(24*10)=315*24*10=7560*10=75600

Слайд 13 - Как мы будем выполнять письменное умножение в первом случае? (вычислим два неполных произведения: умножим на 200 и на 4. первое произведение запишем под единицами, второе – под сотнями)

Слайд 14

- Как будем выполнять письменное умножение во втором случае? (Умножим, не глядя на нули: сначала на 4, потом на 2. затем умножим на 10 – припишем один ноль)

Слайд 15 (тема ур) прикрепить слова

  • Повторить
  • Запомнить

Были ли трудности на предыдущих уроках при умножении на трехзначное число?

- Хотите исправить свои ошибки, понять, в чем затруднения?

- А для чего нужно знать, остались ли затруднения? (Чтобы их преодолеть).

- Какова же цель нашей работы? (Проверить наши знания, посмотреть, остались ли вопросы, ответить на эти вопросы).

- Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письменном умножении на трехзначное число. Закрепить изученные вычислительные приемы.)

IV. Работа по теме урока

Слайд 16

1. работа по учебнику № 198, 199 с.51

Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
На слайде примеры.
Что вы можете сказать? (Все примеры на умножение.)

На какие группы можно разделить их? (1 гр. отнесем все примеры умножение на двузначное число, а во 2-ю – на трехзначное. 1 гр. – в множителе 0, во 2 – без 0.)

Решаем по вариантам: 1вар. – умножение на двузначное число, 2 вар. – на трехзначное.)

(первые 3 примера – коллективно, с комментированием у доски по цепочке, последний – самостоятельно. Взаимопроверка.)

Слайд  17-19

Сказка продолжим.

Мать с младенцем спасена.
Землю чувствует она.

Нам нужно найти площадь этой фигуры-земли. Что нам известно?... как находим?... Каждая группа решает.... Как нашли? Выходите к доске и напишите. Да, эту площадь можно найти 3-мя

способами.      
1) 4+7=11 11*11=121 6*4=24 121-24=97
2) 11-6=5 11*5=55 7*6=42 55+42=97
3) 11-6=5 4*5=20 11*7=77 77+20=97

Слайд 20 Ф/м

А теперь отдохнем. Гимнастика для глаз. Будем следить за движениями растений, солнца, бабочек.

Слайд 21-34 (Пересаживаем по командам. Присутствующие в классе учителя записывают баллы)

Вот открыл царевич очи,
Отрясая грезы очи,
Видит город, он большой.

Поиграем игру “Своя игра”. Знаете как играть? Попробуем играть 1 раунд. Самый меньший балл самый простой вопрос темы, больше — самый трудный. Из каждой команды выбирается 1 ответственный. 10 сек. для обсуждения командами ответа, После того, объявляет правильные ответы на вопросы данной темы.

  1. Если команда верно отвечает на данный вопрос, то она зарабатывает столько очков, сколько “стоит” заданный вопрос;
  2. Если команда дает неверный или неточный ответ, то стоимость вопроса вычитается из ее общего счёта;
  3. Команда не обязана отвечать на вопрос, при этом ее счет не меняется.
  4. Таким образом, команда может заработать баллы,
  5. Когда все вопросы отыграны, суммируют баллы, полученные командой за игру, и определяют победителя.

Тема “Примеры”:

  • (10+990):10х55:10=550
  • (16х6+4):25х25=100
  • (15х2+510):6х9=810

Тема “Уравнение”

  • X:5=34*(170)
  • 640:Y=8 * (80)
  • 168:b=4 (42)

Тема “Задача”

1. Рассмотри, что значит 70 х 3 65 х 3 (70 + 65) х 3=405 Реши.

2. В саду было 120 цветущих деревьев, а кустарников в 3 раза меньше. На сколько кустарников меньше, чем цветущих деревьев? 120 * 120:3=80

3. У белки в двух мешках было 44 кг изумрудов. Сколько изумрудов было в 3 таких же мешках? (44:2*3=66)

Рефлексия. Слайд 35-36

Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.) Какую задачу ставили на урок?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

  • Я узнал...
  • В ходе работы удалось научиться...
  • Порадовался тому, что...

Слайд 37

И так. Перед вами лесенка знаний. Мысленно определите свое положение на ней, где вы находитесь на данный момент. ... Я думаю, что сегодня на уроке хотя бы на одну лесенку поднялись. А сейчас перед вами снова буква Я. Раскрасьте букву Я соответствующим цветом

- Спасибо!